Методическая разработка урока по математике в 4 классе по теме
«Задачи на движение»
Предмет: математика
Категория обучаемых: 4 класс
Место урока в учебном плане: II четверть, раздел: «Скорость, время, расстояние»
Тема урока: Задачи на движение.
Тип урока: закрепление
Цель урока: создать условия для активного повторения и закрепления задач на движение.
Задачи:
образовательные: формировать умение анализировать и решать задачи на дижение; отрабатывать вычислительные навыки при решении задач, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями.
развивающие: развивать мыслительные операции, речь, пространственное воображение, самостоятельность, коммуникативные способности.
воспитывающие: воспитание уважения к себе в результате достижения целей, дружеских отношений между учащимися.
Форма урока: урок – практикум.
Методики, применяемые на уроке: словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи); наглядные (лист для индивидуальной работы); методы самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудовние: 1. Оформление доски;
2.опорные схемы
3. тренажёр, карточки для самостоятельной работы и работы дома..
4.Компьютер, мультимедийный проектор, экран, фрагмент мультфильма «Остров ошибок», презентация, физминутка.
Ход урока
I.Организация класса (Слайд №1)
Путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
- У нас урок математики. К нам пришли гости и мы как радушные хозяева улыбнёмся им.
«Мозговая гимнастика» (Слайд №2) (упражнение стимулирует мыслительные процессы) Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
II. Первичная актуализация (Слайд №3)
1)Подумайте, ребята! – Нужны ли нам умения решать задачи на движение?
– Зачем они необходимы? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтробы не было аварий, и.т. д )
2) Посмотрите, внимательно на экран. (Фрагмент мультфильма «Остров ошибок»- Что скажите? – Почему же произошла беда? (неправильно решили задачу)Герой мультфильма Коля Сорокин сумел исправить положение, но в реальной жизни невсегда можно исправить допущенные ошибки, поэтому необходимо уметь решать, продумывать, осмысливать различные жизненные ситуации.
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке, чему научиться?
(решать задачи на движение, составлять свои задачи)
3) Инструктаж по оценочным листам.
4) Повторим правила (Слайд 4)
Игра « Закончи предложение»
а) Для того, чтобы найти расстояние, нужно …
б) Для того, чтобы найти скорость, нужно …
в) Для того, чтобы найти время, нужно …
г) Единицы измерения времени:…
д) Единицы измерения скорости: …
е) Единицы измерения расстояния: …
- Положите перед собой оценочный лист и оцените свои знания по разделу: правила. Закрасьте квадрат красным карандашом.
- Откройте тетради, запишите число.
Математический диктант (Слайды 5,6)
- Я говорю утверждение, если вы согласны, то ставите « +», если не согласны « - «
1) Если лыжник шёл 2 часа со скоростью 9 км/ч, то он пршёл за это время 16 км?
2) Если турист из города в горы прошёл 90км со скоростью 5 км/ч, то времени он затратил на этот путь 18ч?
3) Если велосипедист за 10 часов проехал 180 км, то его скорость равна 18 км/ч?
4) Если метро движется со скоростью 75 км/ч, то оно за 2ч проходит 25 м?
5) Если поезд за полчаса проходит 18 км, то за 1 час проходит 9км?
6) Если вертолёт будет лететь со скоростью 102 м/с, то за 6 секунд он пролетит путь длиной 612м?
7) Если машина за один час проезжает путь длиной 60км, то за минуту она проехала 6 км/м?
Что общего в задачах? (задачи на движение)
Выставить оценки за математический диктант.
Ш Системная актуализация опорных знаний (Слайд №7)
Выполнение задания тренажёра. Кто допустил ошибку? Над этим надо поработать.
Физминутка (Сидя на стуле) (Слайд№8)
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.
Что там слева, что там справа? Слева, справа, слева, справа.
А потом опять вперёд, тут немножко отдохнёт.
Вдруг Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
А теперь посмотрим вниз - мышцы шеи напряглись.
Возвращается обратно, расслабление приятно.
Вверх и вниз, вверх и вниз. Теперь соседу улыбнись.
Настроение?- Хорошее! Ноги? – На месте!
Руки? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая!
IV. Закрепление. Работа с учебником. (Слайд №9)1) Приступаем к решению задач по учебнику.
Откройте учебник на стр. 115, составим задачи по таблице.
1 строчка: Кит за 3 часа поплыл 21 км Какова скорость кита? 21:3=7км/ч
2строчка: Муха пролетела 140 дм со скоростью 20дм/с. Сколько времени она была в пути? 140:20=7с.
3 строчка: Паук бежал со скоростью 30см/с в течении 3 с. Какое расстояние пробежал паук? 30х3=90см
V. Работа в тетрадях.(Слайд №10)
Задачу №6 Запишем в тетради:
Расстояние – 30км,50км
Время – 3ч
Скорость - одинаковая
Время - ?
30:3=10км/ч
50:10= 5ч.
Ответ:5 часов.
- Можно ли самостоятельно составить задачу на движение? Как?
( выбрать объекты движения, направления движения, место отправления, задать значение измерения величин, определить что будет искомым)
VI. Составление задачи по схеме движения (Слайд 10).
Заполните оценочный лист.
VII. Физминутка. (Слайд №11)
VIII. Самостоятельная работа.(дифференцированное задание) (Слайд 12)
Составьте задачу по данным рисункам и записям. (7 карточек)
Проверка самостоятельной работы. Каждый ученик рассказывает какую задачу составил и как её решил. - Кто не допустил при решении задачи? Молодцы! Заполним оценочные листы.
IX Домашнее задание (Слайд 13) Составить задачу на движение по карточке.
X I) Итог урока: Рефлексия. (Слайд 14)
- Чему мы учились на уроке?
- Что вам понравилось?
Что было трудно?
Прикрепите свой флажок к рисунку, который выражает ваше настроение и состояние
- Положите оценочные листы перед собой.
Спасибо за урок!