Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск
Методическая разработка
по изобразительному искусству
на тему: «Вот уж кто чудит, так это
Борис Михайлович Кустодиев»
Подготовила: (Фото 1)
педагог дополнительного образования
студии изобразительного искусства
Павельева Елена Федоровна
Саранск 2021
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова.
«Научился немного рисовать — все равно, что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Павел Власов
Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств. В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами.
«На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…» Илья Репин
«Купчиха, пьющая чай» (1923)
(Фото 2)
Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями.
«Масленица» (1916)
(Фото 3)
«Масленица» (1919)
(Фото 4)
«Балаганы» (1917)
(Фото 5)
«Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют» . Борис Кустодиев
В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, — написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».
«ДЕРЕВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК» (1910)
(Фото 7)
В отличие от других кустодиевских праздников, этот не выглядит разгульным и шумным. Скорее всего, перед нами деревенская свадьба или помолвка. В центре, несомненно, почетные гости праздника на лавке. Среди почетных гостей легко угадывается фигура приходского священника. Справа расположилась самая многочисленная группа - молодежь. Девушки в светлых платьях, нарядно одетые парни. Заиграла гармошка, танец начался.
Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина. Он по-прежнему занимался оформлением книг, начал рисовать плакаты, календари. Иллюстрировал и «сказки Пушкина», и сборники в духе «Ленин и юные ленинцы». Продолжал сотрудничать с театрами: в 1918–1920 годах Кустодиев создал декорации к операм «Царская невеста» для Большого оперного театра Народного дома, «Снегурочка» для Большого театра, «Вражья сила» для Мариинского театра и др. В 1925 году во МХАТе поставили «Блоху» Евгения Замятина, декорации к которой рисовал Кустодиев. За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Врачи разрешали ему работать всего несколько часов, так что на «Венеру» у художника ушел почти год.
«Чаепитие» (1921)
(Фото 8)
На самом деле Кустодиеву довольно интересен был образ именно купчих. Он писал их портреты во всевозможных ракурсах, под самыми странными интерьерами и а различных позах, обнаженными и разодетыми.
«Портрет Ф. И. Шаляпина» (1921)
(Фото 9)
«Русская Венера» (1926)
(Фото 10)
Режиссер Алексей Дикий вспоминал:
«Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха». Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон».
«Купчиха» (1915)
Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его, и художник написал эту картину.
А женщина красива и величава, как широкая Волга за ее спиной. Это — русская Елена прекрасная, знающая силу своей красоты, за которую ее и выбрал в жены какой-нибудь купец первой гильдии. Это спящая наяву красавица, стоящая высоко над рекой, как стройная белоствольная береза, олицетворение покоя и довольства.
(Фото 11)
«Купчиха за чаем» (1918)
(Фото 11)
Самый узнаваемый кустодиевский образ — изображение "русской красавицы". Свой идеал красоты художник нашел в родной среде купечества, к которой принадлежало большинство его родственников. Свои детские впечатления о прекрасном он сохранил на протяжении всей жизни и воплотил в серии женских портретов. Его купчихи — это светлые, радостные женщины с пышным станом и округлым румяным лицом. Они всегда безмятежны и бездейственны. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его "Купчиха за чаем" 1918 года .
Б орису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.
Интернет ресурсы: https://www.culture.ru/persons/8241/boris-kustodiev https://allpainters.ru/kustodiev-boris.html
(Фото 1) https://artinvestment.ru/auctions/1448
(Фото 2) https://dergachev-va.livejournal.com/121651.html
(Фото 3) https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/305-maslenica-boris-mihaylovich-kustodiev.html
(Фото 4) https://tass.ru/spec/kustodiev_140
(Фото 5) https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1395-balagany-kustodiev-1917.html
(Фото 6) https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/1398-derevenskiy-prazdnik-kustodiev-1910.html
(Фото 7) https://tass.ru/spec/kustodiev_140
(Фото 8) https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-borisa-kustodieva-kupchixa-za-chaem-2/
(Фото 9) https://tass.ru/spec/kustodiev_140
(Фото 10) https://paintingplanet.ru/kupchixa-boris-kustodiev/
http://stoicka.ru/Joomla_3.2.0_Full_Package_Russian/images/boris-kustodiev/russkaya-venera.jpg
(Фото 11) https://tass.ru/spec/kustodiev_140