Методическая разработка квеста «Природа знает лучше»
Целевая аудитория – обучающиеся 11 – 15 лет
Вступительное слово педагога.
– Характерной чертой современной науки является интенсивное взаимопроникновение идей, теоретических подходов и методов, присущих разным дисциплинам. Особенно это относится к физике, химии, биологии и математике. Так, физические методы исследования широко используются при изучении живой природы, а своеобразие этого объекта вызывает к жизни новые, более совершенные методы физических исследований.
Например, все знают, что стрекоза способна зависать в воздухе, передвигаться в боковом направлении или резко подаваться назад. Причем все маневры она проделывает на большой скорости. Однако мало кому известно, что подъемная сила стрекозы втрое больше, чем у современного самолета. Используя особенности аэродинамики стрекозы, ученые полагают, что можно значительно повысить эффективность и безопасность летательных аппаратов. Самолеты, разработанные с учетом способностей стрекоз, смогут совершать более крутые развороты и будут менее восприимчивы к порывам ветра, которые, к сожалению, еще бывают причиной аварий.
Союз биологии, техники и математики позволяет надеяться, что наука проникнет туда, куда не проникал еще никто, и увидит то, чего не видел еще никто. Эта наука называется бионика. Она родилась в 1960 году.
Бионика - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. Бионика тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками - электроникой, навигацией, связью, морским делом и др.
Бионика - наука об использовании в технике знаний о конструкции, принципе и технологическом процессе живого организма.
Прародителем бионики считается Леонардо да Винчи.
Его чертежи и схемы летательных аппаратов были основаны на строении крыла птицы
У бионики есть символ: скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла, объединяющий их.
Педагог раздает детям картинки с изображением различных предметов - изобретений человека и картинки с изображением их природных прототипов.
Парашют – паутина.
Стебель лианы – веревка.
Акваланг – водяной жук.
Водолазный колокол Галилея - воздушный колокол паука-серебрянки.
Конструкция Эйфелевой башни - костная структура головки бедренной кости.
Застежка «липучка» - репейник и чертополох.
Солонка – коробочка мака.
Туалетная бумага – соты осы.
Отбойный молоток – земляная оса.
Глиссер – дельфин.
Эхолокатор – летучая мышь.
Использование в технике принципов движения живых организмов:
Реактивный двигатель – кальмар.
Самолет – чайка (птица).
Планер – крылатки клена.
Гусеничный трактор – гусеница.
Батискаф – наутилус.
Землеройная машина – дождевой червь
На обратной стороне каждой картинки крупным шрифтом написаны буквы, образующие фразу «Природа знает лучше» (закон Коммонера). Причем буквы на листах с изображением изобретений человека красного цвета, а там, где изображении объекты живой природы – зеленого цвета.
Первое задание обучающимся: найти свою пару, то есть того, у кого картинка с природным прототипом данного изобретения.
После того, как все пары определены, педагог дает второе задание: собрать из букв фразу, которая подтвердит слова великого Цицерона: «Нет ничего более изобретательного, чем природа». Почему это выражение верно?
Педагог дает пояснения: буквы каждой пары картинок стоят в зашифрованном выражении рядом, причем первой всегда в каждой паре идет буква зеленого цвета.
Обучающиеся, общаясь, все вместе выстраиваются в одну линию, составляя из пар букв выражение «Природа знает лучше»
Обобщая все вышесказанное, педагог произносит слова: «Природа открывает перед инженерами и учеными бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей!» и предлагает детям подумать над вопросами:
Все ли тайны природы раскрыты?
Какими естественными изобретениями оснащены животные и растения?
Смог ли человек воспользоваться ими при создании искусственных устройств?
А также обучающимся предлагается написать эссе на тему «Природа знает лучше»