Мещуров Леонид Иванович
учитель физической культуры
МБОУ Ушьинская СОШ
Методическая разработка
интегрированного урока истории и физической культуры
в 6 классе по теме «Олимпийские игры»
Цель урока:способствовать прочному, неформальному усвоению знаний по теме «Олимпийские игры», организовать работу учащихся по применению знаний и умений в практической деятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать учебно-познавательные компетенции через усвоение учащимися знаний об истории Олимпийских игр, ритуалах их проведения в древности и современности, символах, олимпийских видах спорта;
обеспечить в ходе урока закрепление основных понятий: Олимпия, МОК; обеспечить контроль знаний и умений по теме;
продолжить формирование умений сознательного и активного слушания объяснений преподавателя, выражения мыслей в письменной речи в той форме, которая определена заданием; планирования ответа;
навыков самоконтроля, соблюдения рационального режима труда; умения применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации.
Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса учащихся, интеллектуальных возможностей, творческих способностей, памяти;
совершенствовать умения классифицировать, обобщать, логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;
содействовать развитию коммуникативныхнавыков работы в группах;
развивать волевые качества учащихся, умение преодолевать трудности; эмоциональные качества и чувства через создание образного, эмоционально-окрашенного представления о знаменитом спортивном празднике.
Воспитательные:
способствовать воспитанию патриотизма, интереса к мировой истории, уважения к достижениям мировой культуры, чувства гордости за победы российских олимпийских чемпионов;
способствовать формированию воли, умения преодолевать трудности, познавательной активности, настойчивости, требовательности к себе и другим;
воспитание интереса к предмету, к учению,толерантного отношения учащихся друг к другу.
Тип урока: урок применения знаний на практике.
Форма урока: урок-практикум.
Вид урока: соревнование.
Ведущая технология:учебно-игровая.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Методы и приемы:
методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, объяснение);
методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (приемы: презентация, видеоролик);
методы передачи информации с помощью практической деятельности (практическая работа в группах);
методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы: частично-поисковая деятельность, создание ситуации взаимопомощи);
методы контроля (приемы: наблюдение за учебной деятельностью учащихся).
Принципы: историзма, последовательности, доступности, развития личности, коллективизма.
Межпредметные связи: история, физическая культура.
Место проведения: спортивный зал.
Ход урока:
Iэтап: организационный
Учитель истории: Здравствуйте, ребята! Вы пришли сегодня на необычный урок – урок физкультуры и истории. Давайте поприветствуем друг друга. Встанем в круг. Первый человек закладывает руки за голову, второй – ставит руки на пояс, третий – руки на колени. А сейчас коснемся друг друга локтями по очереди. Мы сейчас все совершили движения. А о каком движении мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, когда выполните задание в знакомой игре «Четыре картинки – одна фраза». Слайд 1.Ребята называют тему урока: «Олимпийские игры». Мы будем говорить об олимпийском движении, т.е. об Олимпийских играх.
II этап: актуализация знаний, постановка учебной цели.
Учитель истории: Вы знаете, в какой стране в 2014 году будут проходить Олимпийские игры? Ребята отвечают: в России. Это большая честь для любого государства. В Олимпиаде участвуют представители большинства стран мира. Олимпийские игры – это мирные состязания в силе, ловкости, быстроте. Спорт – это здоровье. И мы не можем оставаться в стороне от такого важного события.
Учитель физкультуры: Сегодня на уроке у вас будет возможность не только показать знания по уже знакомой вам теме, но и попробовать себя в роли участников Олимпийских игр. Для этого разделимся на команды и придумаем им названия. Учащиеся строятся, сдается рапорт, производится расчет на «первый» - «второй», учащиеся придумывают названия команд.
III этап: применение знаний на практике.
Учитель истории: Начинаем соревнования? Добро пожаловать в сектор «Вопрос – ответ».
В одной части спортзала стоят столы, где участники будут выполнять интеллектуальные задания, в другой будут проходить спортивные состязания. Команды проходят к столам для участия в интеллектуальном конкурсе.
Сектор «Вопрос – ответ»
Командам в течение трех минут задаются вопросы по теме «Олимпийские игры», ребята пишут ответы на листах, после сдают их учителю истории и переходят в сектор «Спортивный».
Вопросы:
Где проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
Когда состоялись первые Олимпийские игры?
Кому были посвящены Олимпийские игры?
Кто не мог не только участвовать в Олимпийских играх в древности, но и присутствовать на них?
Имя человека, который возродил Олимпийские игры.
Символ Олимпийских игр.
Какая организация возглавляет Олимпийские игры?
Как звучит девиз Олимпийских игр?
Флаг какой страны обязательно поднимается первым на открытии Олимпийских игр?
Сколько раз проводились олимпийские игры в нашей стране?
Сколько дней продолжались Олимпийские игры в Древней Греции?
В какой стране проводились современные Олимпийские игры наибольшее число раз?
Сколько флагов обязательно поднимется во время открытия и закрытия Олимпийских игр?
Сколько дней длятся современные Олимпийские игры?
Чему посвящался последний день Олимпийских игр в Древней Греции?
Что запрещалось во время проведения Олимпийских игр в Древней Греции?
В каком городе России будут проводиться Олимпийские игры в 2014 году?
В какое время года проводились Олимпийские игры в Древней Греции?
В какое время года проводятся Олимпийские игры в наше время?
Как часто проводятся Олимпийские игры современности?
Ответы:
В Олимпии.
В776г. до н.э.
Зевсу.
Женщины.
Пьер де Кубертен.
Олимпийские кольца.
Международный олимпийский комитет (МОК).
«Быстрее, выше, сильнее!»
Греции.
1 раз.
5 дней.
США – 8 раз.
3 – Греции, страны-хозяйки Олимпийских игр, флаг Олимпийских игр (иногда – флаг Мира).
16-18 дней.
Награждению победителей.
Войны.
Сочи.
Летом.
Летом и зимой.
1 раз в 4 года.
Во время проведения спортивных соревнований учитель истории проверяет выполненные задания, результаты записываются на доску.
Сектор «Спортивный».
Задание:
После спортивных состязаний команды переходят в интеллектуальный сектор «Закрытие - открытие». Во время проведения интеллектуальных соревнований учитель физкультуры подводит итоги, результаты записываются на доску.
Сектор «Виды спорта».
Команды в течение трех минут работают над следующим заданием: разделить виды спорта по двум колонкам: Зимние Олимпийские виды спорта, Летние Олимпийские виды спорта (записывают цифры в соответствующую колонку).
Современное пятиборье
Биатлон
Хоккей с шайбой
Бобслей
Синхронное плавание
Фигурное катание
Велосипедный спорт
Кёрлинг
Фристайл
Футбол
Санный спорт
Бадминтон
Баскетбол
Пляжный волейбол
Художественная гимнастика
Лёгкая атлетика
Правильные ответы:
Зимние Олимпийские виды спорта: 2,3,4,6,8,9,11.
Летние Олимпийские виды спорта: 1,5,7,10,12,13,14,15,16.
По истечении трех минут команды сдают выполненные задания учителю истории и переходят в сектор «Спортивный». Во время проведения спортивных соревнований учитель истории проверяет выполненные задания, результаты записываются на доску.
Сектор «Спортивный».
Задание:
После спортивных состязаний команды переходят в интеллектуальный сектор «Творческий». Во время проведения интеллектуальных соревнований учитель физкультуры подводит итоги, результаты записываются на доску.
Сектор «Творческий».
Сообщить о поднятии флагов.
Команды в течение трех минут работают над следующим заданием: при помощи цветной бумаги, клея, ножниц, карандашей, фломастеров изготовить макеты Олимпийского флага и флага Мира, объяснить значение символов на этих флагах (5 колец – символ единства пяти континентов во время Олимпийских игр, голубь и оливковая ветвь – символы мира, который объявлялся во время Олимпийских игр в Древней Греции).
IV этап: Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание.
Учитель истории подводит итоги интеллектуальных конкурсов, выявляется команда-победительница. Обязательно указываются темы, в которых были сделаны ошибки, повторение этих тем и будет домашним заданием. Учитель физкультуры подводит итоги спортивных состязаний, выявляет «личников». Проводится награждение команд. Учащиеся, показавшие лучшие спортивные результаты, награждаются лавровыми венками. Можно провести награждение на пьедестале с номерами мест. Озвучиваются оценки за урок.
Учитель истории: Поздравляем победителей! Понравился ли вам урок? Узнали что-то новое? Пожелаем российским спортсменам удачи на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году! Пусть они завоюют как можно больше медалей! В честь победителя звучит гимн его страны. Так пусть российский гимн звучит как можно большее количество раз! Победители наших соревнований являются гражданами России. Исполним его в честь наших призеров.
Звучит гимн России, ребята и учителя поют вместе. Ролик.
Учитель физкультуры: На последующих уроках мы не раз вернемся к теме олимпийских игр и олимпийских видов спорта. А сейчас –спасибо всем за работу на уроке! До свидания!