«Зимний фестиваль знаний 2025»

Методическая разработка урока географии по теме "Германия"

в данной разработке говорится о Германии, а конкретно: о природных особенностях страны, народах населяющих страну, их основных занятиях, достопримечатальностях страны. Таким образом развивается память, чувство патриотизма.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Методическая разработка урока по географии в 7-м классе по теме "Германия"

Цель урока: выработать у учащихся представление о природных особенностях страны, народах, населяющих страну, их основных занятиях, познакомить с достопримечательностями и историей отдельных городов Германии, развивать память, внимание, чувство патриотизма.

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся систему знаний об главных особенностях физико-географического положения, населения и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов страны.

  2. Развивающая: способствовать формированию общеучебных навыков слушания; анализировать, выявлять причинно-следственные связи.

  3. воспитывать пространственное воображение изучаемой страны и творческие способности учащихся посредством использования наглядных технических средств обучения.

  4. улучшать развитие навыков работы учащихся дополнительными источниками географических знаний.

  5. Развивать умения и навыки работы школьников с тематическими картами атласа, контурной картой.

  6. Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма, интернационализма, способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Оборудование урока: политическая и физическая карты Евразии, атласы, учебные картины, дополнительная литература, иллюстрации, учебник, контурные карты, мультимедийный проектор, диск “Энциклопедия. Столицы мира”, фотоальбомы, карточки для рефлексии, флешки городов для прикрепления на карте “заочного путешествия”.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: урок-лекция с элементами заочного путешествия.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

  3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

  7. . Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Беседа по вопросам.

  1. К какому региону стран относится Германия?

  2. В какой части материка расположена страна?

  3. дать название столице Германии.

  4. Как назывались два государства Германии до объединения?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

При знакомстве с регионом Западная Европа мы выяснили, что эти страны выделяются высокоразвитым хозяйством и наиболее развита промышленность и сельское хозяйство в Германии, Франции, Великобритании. На сегодняшнем уроке мы выявим особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности, выявим причины произошедших изменений в хозяйственной деятельности населения Германии. Познакомимся с достопримечательностями городов страны.

IV. Изучение нового материала.

План

  1. Физико-географическое положение страны.

  2. Особенности рельефа. Полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Природные зоны.

  6. Народы, населяющие страну, их основные занятия.

  7. Заочное путешествие по отдельным городам Германии.
    (сообщения учащихся – опережающее задание)

Физико-географическое положение страны. Германия расположена на материке Евразия. Это одно из высокоразвитых государств в мире. В 1949 году на территории Германии были образованы два немецких государства – ФРГ, а в 1990 году произошло их объединение. На востоке страна граничит с Польшей, юго-востоке с Чехией, на юге с Австрией, Швейцарией, на западе с Францией, Люксембургом, Бельгией, Нидерландами, на севере с Данией. Омывается водами Северного и Балтийского морей.

Работа учащихся с контурной картой, атласом.

Особенности рельефа. Полезные ископаемые. В северное части германии находится равнина, которая образовалась во времена ледникового периода. Её название - Северо-Германская низменность. Самая низкая точка находится на 3 метра ниже уровня моря. Чем южнее мы будем идти, тем выше будет рельеф. В центральной части нагорья, а на юге предгорья Альп. Самая высокая точка 2962 метра. Преобладают средние высоты. В Германии есть месторождения нефти, газа, угля, урановый, цинковых и свинцовых руд.

Климат. Зимы не очень холодные - средняя температура января около +1 градуса, а средняя минимальная температура составляет -3 градуса. Конечно, бывают годы, когда в тылу циклонов на территорию страны на длительное время поступает арктический воздух.

Среднегодовое количество осадков в целом по стране составляет 600–700 мм. В средневысотных горах с наветренной западной стороны намного больше, с подветренной восточной (например, в Гарце) – меньше, в Альпах – 1000-2000 мм и более.

Внутренние воды. Крупные реки протекают в основном в западной части страны. Главная река - Рейн, среди многочисленных притоков которой - Майн, Рур, МозельНекар, Лан. Две другие реки - это Дунай на юге и Эльба с притоком Нейсе в восточной части Германии. Больших озер в Германии немного.

Природные зоны. На территории государства расположены следующие природные зоны - смешанные леса и широколиственные (Учебная картина о лесе). Лесов осталось мало. Они занимают ? часть площади страны и сохранились преимущественно в горах. Преобладают ландшафты, созданные человеком. Из деревьев растут в смешанных лесах и широколиственных лесах следующие породы: сосна, ель, дуб, бук, граб, береза и другие.

Характер почв, их разнообразие зависят, прежде всего, от местных материнских пород и характера растительного покрова. Почвы гор Средней Германии весьма разнообразны. Они используются под пастбища или леса. На низменностях и речных террасах распространены самые плодородные почвы - черноземы, встречающиеся к востоку от Гарца и в Тюрингенском бассейне переходящие в бурые лесные почвы. Здесь расположены лучшие пахотные земли.

Наиболее благоприятными условиями выделяется район Брауншвейга – Ганновера с чернозёмовидными почвами. Рейнская и Мозельская долины представляют собой полосу виноградников, садов, табачных плантаций, зону интенсивного пригородного хозяйства, снабжающую города по Рейну. Почвы Альп различаются в зависимости от высотного положения местности и крутизны склонов. Плодородие почв существенно повышено мелиорацией и регулярным внесением удобрений.

Фауна Германии не очень богата. Наиболее распространенные на территории Германии животные: белка, кабан и лисица, благородный олень, косуля, лань, зайцы, кролики, мышевидные грызуны. На альпийских лугах обитает сурок. В долине Эльбы – бобры, лесные куницы, дикие кошки.

Среди немногочисленных рептилий выделяется гадюка. Из птиц встречаются преимущественно воробьи, скворцы, дятлы, дрозды, кукушки, зяблики, ласточки, иволги, совы, сороки, луни, фазаны, куропатки. В заповедниках сохранились дрофы, филин, каменный орел, цапля, журавль, аист. Из болотных птиц– вальдшнепы, чибисы, бекасы, белые аисты. Влажные районы по берегам Балтийского и Северного морей имеют важное значение для перелетных птиц Европы, особенно уток, гусей и болотных птиц. В прибрежных водах водятся сельдь, треска, камбала, морской окунь; в реках страны – карп, форель, сом.

Народы, населяющие страну, их основные занятия. По национальному составу население Германии однородно. Почти 100% населения – немцы. После объединения двух государств ФРГ и ГДР (в 1990 году) численность населения страны составляет 82 млн. чел.

Обязательное обучение длится с 6 до 18-летнего возраста. После четырех лет Начальной школы ученик может выбирать между различными школами, с различным уровнем дальнейшего образования, между Основной школой, реальной школой (10 классов), Гимназией или Всеобщей школой. Кроме того, имеется особые школы с специально обученными преподавателями, для трудных детей.

По национальному составу в стране проживают: турки, итальянцы, греки, поляки, хорваты, боснийцы и австрийцы. Почти 90% населения живет в городах.

Культура и искусство Германии. Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.

Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой.

Хозяйство. Германия является одной из развитых стран мира. Из отраслей хозяйства страны главную роль играет промышленность. Фабрики и заводы изготовляют самую различную продукцию. Особенно в стране делают много машин. Машиностроительные и химические заводы известны во всем мире. Своим промышленным развитием выделяется Рурская область, здесь расположен Рурский каменноугольный бассейн. Химические товары, автомобили, изделия радиоэлектроники вывозят в большом количестве в другие страны. Назовите порты Германии. В портовых городах строят морские суда.

Климатические условия позволяют выращивать самые разные культуры. Основной продовольственной культурой является пшеница, выращивают также рожь, овес, сахарную свеклу и другие. Развито животноводство. Для выпаса крупного рогатого скота используют альпийские луга, пастбища. Занятия населения сельским хозяйством сказываются на национальной кухне, которая знаменита своими колбасами.

V. Итог урока.

Итак, ребята, наше заочное путешествие по городам Германии подошло к концу. Мы познакомились с вами с природой страны, населением, их основными занятиями, достопримечательностями и историей следующих городов: Берлина, Лейпцига, Веймара, Дрездена, Франкфурта-на-Майне, Кёльна, Гамбурга, Мюнхена.

VI. Домашнее задание.

Составить кроссворд и карточки по теме “Германия”, выучить п.70, нарисовать рисунки запомнившихся достопримечательностей городов Германии.

VII. Рефлексия.

Ребята, кому понравился урок, поднимите красные карточки, кто был равнодушен к изучаемому материалу – поднимите жёлтые карточки, кому было не интересно – синие карточки.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее