КГУ «Карагашская средняя школа»
Пришкольный интернат
Методическая тема: По развитию познавательной активности и интересов детей подросткового возраста.
Воспитатель : Капарова Куляш Сапаковна
Методика работы воспитателя школы-интерната познавательная активность интересов детей подросткового возраста.
Задачи:
1.Создать условия для развития познавательных способностей детей во внеурочное время.
2.Способствовать развитию глубоких и устойчивых познавательных интересов через формирование потребности в самосовершенствовании.
Используемые педагогические средства
Беседы. Воспитательные часы. Познавательные мероприятие.
Форма проведения: Внеурочное время. Организация самоподготовки.
Описание опыта.
Развития познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности – один из многих вопросов, которые решает воспитатель.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс знания, рационально организовать свое свободное время.
Чем выше познавательная активность воспитанника, тем богаче. Осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. В младшем подростковом возрасте активно формируется интерес к новому, выявляются и развиваются познавательные стремлениея.
Этот процесс связан с активизацией познавательной деятельности воспитанника в прцессе обучения, развитием самостоятельности.
Методика пробуждения познавательной активности и воспитания познавательных интересов вкючает в себя работу воспитателя по следующим этапам:
1.Изучения психолого-педагогической литературы по теории проблемы.
2.Изучение особенностей воспитанников. Изучение личности.
3.Проведение диагностики и анализ её результатов.
4.Разработка системы воспитательных мероприятий, соответствующих конкретным целям и задачам, поставленным воспитателем перед воспитанниками в целом и по отдельности, и учитывающим возрастные и индивидуальные особенности детей.
5.Вовлечение детей в активную творческую познавательную деятельность в соответствии с их индивидуальным интересами и наклонностями.
Итак, на первом этапе своей работы по данной проблеме воспитатель должен четко представлять себе теорию вопроса. Подбирая формы и средства педагогического воздействия на ребенка с целью развития его познавательной активности, т.е. такого деятельного состояния воспитанника, которое характеризуется стремлением к познаниям, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями, воспитатель должен учитывать различные память и сообразительность. Изучив его реакцию на внешнее воздействие, определяющее характер активности ребенка.
При положительном восприятии внешнего воздействия ребенок будет проявлять познавательную активность и наоборот.
Перед воспитателем стоит задача развития у воспитанника положительной настроенности к учению и возбуждения внутренних стимулов познавательной активности.
Какую бы сторону деятельности человека мы не взяли, в ней. Так или иначе, отражается его отношение к вызывающим ту деятельность побудительным причинам и ее результатам.
В одних случаях человек с радостью и удовольствием выполняет работу, а в других те же побудительные причины деятельности вызывают негативизм, таким образом, проявляется его отношение.
Отношение в личностом плане может принижать форму потребностей, мотивов, интересов и определенных установок деятельности (поведения).
Каждая из названых форм отношений выступает как определенная ступень внутренней стимуляции к деятельности(поведению).
Воспитателю необходимо учитывать значение этих внутренних стимулов для личностного развития ребенка. Первейший фактор стимуляции всякой деятельности – потребность. В общем виде это надобность человека, в чем –либо, что необходимо для него и что поэтому вызывает у него определенную степень активности.
Познавательная активность возбуждается познавательной потребностью.
В отличии от взрослого, который хорошо понимает цель познания для ребенка, ребенок живет настоящим , в нем преобладают эмоции, импульсы непосредственной жизнедеятельности. Принуждая его заниматься и привлекая для этого искусственные стимулы, мы жертвуем его эмоциями ради будущего и пренебрегаем настоящим.
Как воспитателю привести в действие внутренние стимулы познавательной активности детей и возбудить у них потребность в овладении знаниями?
Искусно создать противоречие между знанием и незнанием, создать проблемные ситуации, с помощью которых можно управлять вниманием воспитанников к активизировать их познавательную деятельность. Ставить задачи для самостоятельного разрешения, самоконтроля, самоанализа. Выявлять субъективные значения того или иного вида познавательной деятельности для конкретного ребенка.
Второе звено в возбуждении познавательной активности учащихся учебный интерес. Он развивается на основе потребностей и обусловливается ими. Интерес – это эмоционально окрашенная потребность прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер. Когда познавательная деятельность ребенка основывается, на интересе, то он не нуждается во внешнем побуждении к учению, а занимается в силу своего внутреннего влечения.
Значение познавательного интереса выходит далеко за рамки воспитательного процесса. В триединой задаче: обучение, развития и воспитания личности интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу, как знания, так процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором всестороннего развития личности.
Как воспитателю возбудить у детей интерес к познавательной деятельности?
Так как интерес своеобразная форма потребности, то для его формирования используются те же приемы: создание противоречия между знанием и незнанием, использование ярких примеров, теоретических обобщений, создании ситуации успеха при вовлечении детей во внеурочную воспитательную деятельность. На основе познавательного интереса и потребностей формируется мотивы учения – еще один внутренний стимул активизации познавательной деятельности детей. У мотивов могут быть близкие личные уели: успешное окончание учебного года, четверти, и отдаленные, связанные с будущим самоопределением жизни.
Более высокий уровень внутренних стимулов познавательной активности - установка.
Но даже при наличии положительной установки к учению отдельные ученики в иные дни могут поверхностно относится к занятиям, подготовке домашнего задания.
Например, при появления причин? Сдерживающих психологическое действие основной установки: неожидано возникшее сильное увлечение (книга, телевизор, компьютер, игра).
Поэтому в формирований общей положительной установки к овладению знаниеями играет воспитание у учащихся понимания своих обязанностей и чувство ответственности, то для снятия кратковременных отрицательных «установок» необходимо умение создать психологический настрой, эмоциональную обстановку.
И, наконец, последний важный побудительный стимул к учению – моральный фактор – понимание школьником своих обязанностей, чувство долга и ответственности, наличие определенных волевых качеств.
Вывод: Для стимуляции познавательной активности подростка необходимо воздействие педагога-воспитателя на мыслительную деятельность и на внутреннюю эмоционально- психологическую сферу. Задача стоит в достижении органического сочетания двух направлений педагогического воздействия: рационального и положительно-эмоционального, и привести в движение как внешние, так и внутренние факторы мыслительной активности происходит тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся. Воспитатель в этот период проводит наблюдение:
Как ученик учится в этом году и сравнивает с результатами ранних наблюдений.
Отношение ребенка к учебным предметам. Что привлекает и что вызывает отрицательное отношение. Поведение на уроках, почему возникает интерес и в чем он выражается.
Любимое занятие в свободное время.
О чем ребенок хотел бы больше узнать.
Какие предметы даются труднее.
Уровень заинтересованности учебой
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера.
Степень самостоятельности при выполнении домашнего задания на самоподготовке.
Наблюдения показали, что в младшем подростковом возрасте у многих детей начинают проявляться склонности к тому или иному виду познавательной деятельности. Возникает особое стремление к чему-то своему. Дети в этом отношении делятся на несколько групп:
1.Те, которых увлекает сам процесс учения , а не результат.
2.Те, которые стремятся к овладению новыми знаниями.
3.Те, которые ждут толчка, чтобы решиться как-то проявить себя.
Воспитателю необходимо на данном этапе фиксировать результаты наблюдений и периодически делать анализ полученных данных, этой информацией рекомендуется обмениваться с учителями-предметниками и выборочно с детьми и их родителями.
Кроме этого, для успеха воспитания познавательных интересов воспитатель должен знать уровни развития познавательных процессов детей, с которыми он работает.
Неоценимую помощь в этом воспитателю оказывает школьный психолог. Так по заказу воспитателя с детьми была проведена диагностика, развития познавательных процессов с использованием группового интеллектуального теста. Этот тест позволяет выявить уровень умственного развития детей, а также условно разделить учащихся на «гуманитариев» и «математиков».
Сопоставляя данные собственных наблюдений и результатов диагностики, воспитатель получает деление детей по уровням развития активности на следущие группы:
Норма | Близко к норме | Низкий уровень |
Настя Р. | Максим Р. | Владимир П. |
София С. | Тлеген Б. | Дима Н. |
Медет Н. | Тимур Н. | Леонид М. |
Олег С. |
| Настя Г. |
Поэтому в данном случае деление на группы нам важно только с целью осуществления дифференцированного подхода к детям , учета их уровневого роста как результативности работы.
Кроме использования данных психолога, педагогических наблюдений воспитателю еще необходимо знать о критериях и уровнях проявления познавательного интереса. По основанию активности и самостоятельности воспитанников, стремлении к преодолению трудностей высокий уровень характеризуется следующими критериями:
Средний уровень определяется по следующим проявлениям:
_ познавательной активностью, требующей систематической поддержки педагога;
_ зависимостью процесса самостоятельной деятельности от ситуации, наличием побуждения;
_ преодолением трудностей с помощью товарищей;
_ ожиданием помощи;
Низкий уровень характеризуется следующим показателями:
_ познавательной инертностью;
_ мнимой самостоятельностью действий (списывание у соседа);
_ частыми отвлечением от работы;
_ полной бездеятельностью при затруднениях.
Что дает воспитателю диагностика познавательных процессов детей для активизации познавательной активности и интереса? Строя работу воспитатель учитывает, что высокий уровень – это стойкий познавательный интерес развитая познавательная активность, основанная на интересе. Таким детям можно и нужно предоставлять большую самостоятельность, систематически давать особые задания с повышенной трудностью, загружать их проблемными заданиями. Эту информацию воспитатель доводит до сведения учителей- предметников и планирует с ними работу.
Воспитателю школы-интерната всегда нужно помнить и о состоянии здоровья детей. Необходимо очень внимательно отнестись к тому, как дети с ослабленным здоровьем воспринимают и усваивают новый материал, или, например, к тому, насколько физически и духовно окреп, насколько стал жизнерадостнее долго проболевший ребенок, после соответствующих педагогических приемов, рассчитанных воспитателем специально для повышения жизненного тонуса ученика.
Так, например, получилось, что в группу «норма» вошли дети с достаточно высоким уровнем познавательных способностей, но с ослабленным здоровьем, длительно и часто болеющие. Частые пропуски выбивают их из системы знаний, снижают успеваемость и уверенность в себе. Поэтому работа с такими детьми строится с учетом такого внутреннего стимула развития познавательной активности, как моральный фактор. Эмоциональная поддержка педагога, работа над волевыми качествами характера – основные средства педагогического воздействия. Но кроме этого необходимо помнить и о мотивах учения у этих детей. Например, у С.С., девочки с достаточно высоким уровнем развития познавательных процессов познавательная активность недостаточно высокая, девочке мешает тревожность, потому что слабы мотивы учения: для родителей (бабушки), а не для себя. Снятие переживаний, обеспечение положительного настроя, подбадривание, вовлечение в познавательную деятельность при создании ситуации успеха – такова программа действий воспитателя с этим ребенком.
Для детей из группы «Близко к норме» для поддержания познавательного интереса нужен постоянный контроль и подкрепление веры в свои силы. То есть при планировании работы по развитию познавательной активности детей всего класса, для этих детей необходимо выбирать стопроцентное посильное задание. И если при подготовке внеклассного познавательного мероприятия детям из первой группы можно поручить задание повышенной трудности, то в этой группе обязательно посильное, гарантирующее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: усидчивости, настойчивости.
Так, например, что бы активизировать познавательный интерес Насти Г., Невинского Т., им необходимо создать соответствующие условия:
Повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться , концентрировать внимание. Эти проблемы решаются при правильной организации работы детей на самоподготовке.
И, наконец, особого внимания воспитателя требуют дети из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними воспитатель подключает все внутренние стимулы формирования познавательной активности.
Очень значим для детей и моральный фактор: заинтересованность к ним педагога, его эмоционально положительный настрой, создание обстановки подбадривания.
Интересный результаты показала работа с Максимом Р., уровень развития познавательных способностей которого ниже нормы. Мощный моральный фактор – поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционального благополучного климата. На учение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их развитие на самоподготовке, позволяют говорить о появлении у Максима Р., относительно стойкого мотива к учению лучше, волевых качеств личности; о движении в развитии у ребенка познавательной активности и интереса к учебе.
На развитие любого новшества ребенка может воздействовать вся система воспитательной работы.
Воспитатель поставил задачу развития познавательной активности детей, т.е. стремления к познаниям, связанного с умственным напряжением и проявлением волевых усилий. Осуществление этой работы может происходить с использованием различных форм: вовлечение детей в кружковую работу, организация экскурсий, организация и вовлечение их в трудовую деятельность. В данном описании опыта рассмотрим три формы: интеллектуально – познавательные мероприятия, подготовка домашнего задания детьми на самоподготовке.
Интеллектуально – познавательные мероприятия. При подготовке воспитательного часа «Путешествие в царство природы» учитывались личностные особенности каждого воспитанника. Особые задания давались и «биологам», и «географам», и «математикам». Были задействованы все таланты: стихотворцев, художников, сказочников, путешественников.
Задание были подобраны и трудные, и проблемные и доступные. В итоге все дети себя чувствовали себя комфортно.
Другая форма развития познавательной активности детей – стимулирование познавательной деятельности учащихся в ходе самоподготовке. Воспитатель использует следующие приемы:
_ Правильная организация самоподготовки.
-- Соблюдение санитарно- гигиенических требований, наличие принадлежности, инструктаж. Работа отдельных учащихся на доверии.
Соблюдение требований к домашнему заданию.
-- Виды контроля: самоконтроль, взаимный контроль, составление карточек, работа консультантов.
-- Организация консультации учителя – предметника.
-- Создание ситуации успеха («Ты сделал сам»).
-- Сочетание групповой работы.
-- Подведение итогов, анализ.
Требование к домашнему заданию
Доступность.
Посильность.
Дифференцированность задания.
Цель домашнего задания должна быть сформулирована учителем. акцентирована воспитателем.
Домашнее задание должно быть интересным.
Приемы самоконтроля учитель должен назвать на уроке.
Систематический контроль за выполнением домашнего задания.
.