«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая разработка

Брошюра РКМЧП. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, стадия осмысления и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала.

Методические приемы:

  • Кластер.


  • Корзина идей.

Это прием групповой и индивидуальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющихся у них знаний и опыта, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доску прикрепляется значок «Корзина», в которую условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме.


Архивариус.

Данный приём применяется для того, чтобы стимулировать познавательно – поисковую активность учащихся. Учащиеся получают домашнее задание «любопытный вопрос», на который им необходимо самостоятельно найти ответ.

  • Письмо другу.

Дети могут написать письмо любому сказочному персонажу, инопланетянину, маме, и т.д. Перед этим раздаются памятки:

  1. Я прочитал (а) рассказ (стихотворение)

  2. Больше всего запомнилось

  3. Понравилось

  4. Не понравилось

  5. Мое эмоциональное состояние

  6. Этот рассказ (стихотворение) учит меня …

Этот прием используется на стадии рефлексии, таким образом можно проверить, как дети усвоили содержание текста и какие сделали выводы.

  • Пометки на полях (инсерт).

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.


  • Таблица ЗХУ.

Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.


  • «Тонкие» и «толстые» вопросы.

«Толстые» вопросы требуют простого, однозначного ответа (Где? Когда? Кто? Что?). «Тонкие» вопросы: Почему? Каковы последствия? В чем различия? Предположите, что будет, если…


  • Синквейн.



  • Письмо по кругу.

Суть приема в том, что каждый ребенок пишет по предложению, чтобы получился связный рассказ необходимо прочитать то, что написал предыдущий, а затем написать свое предложение. Получаются интересные мини- рассказы


На стадии вызова интересны приёмы «Ассоциация», «Верные, неверные утверждения», «Перепутанные логические цепочки»



Использование приемов ТРКМ позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, делать логические умозаключения.
















Развивать мышление – значит развивать умение думать.










Составитель:

Ценева Елена Петровна,

учитель начальных классов.






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Пыть-Яха

Технология развития критического мышления через чтение и письмо







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее