«Осенний фестиваль знаний 2024»

Мероприятие на тему «Мы – Молодая Гвардия»

формирование гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за свое Отечество и ее героев. побуждать к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

01.09.2017 г. Кл. руководитель: Любка О.А




2-Б класс

Тема: «Мы – Молодая Гвардия»

Цель: формирование гражданственности и патриотизма, интереса к изучению истории родного края, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за свое Отечество и ее героев. побуждать к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Задачи: расширять знания учащихся о главных исторических событиях Республики; приобщать к патриотическим ценностям своего народа; воспитывать чувство уважения к героям прошлого и настоящего; формировать представление о мире как абсолютной ценности; мотивировать учащихся к сотрудничеству и диалогу о ценности жизни.

Оборудование: книга А.А.Фадеева «Молодая гвардия», эпиграф, раздаточный материал, карточки с клятвой молодогвардейцев, портреты героев.

Ход урока

  1. Духовно-эстетический

-  Добрый день дорогие ребята! Снова школьный звонок позвал вас на первый урок. Отзвучала праздничная музыка и слова поздравлений. Вы - на пороге нового учебного года, который потребует от вас сил и энергии, терпения и желания постигать! Пусть он будет удачным во всех отношениях!



  1. Устан.-мотивационный

- Первый урок, с которого начинается новый учебный год называется «Мы –Молодая Гвардия». Сегодня с вами мы вспомним героический подвиг юных краснодонцев, чьи жизни были оборваны фашистами в столь юном возрасте.



  1. Содержательно-поисковый

«Молодая гвардия". Кто были эти люди? Просто мальчики и девочки? Какими они были?..

Давайте сегодня пропустим через себя ток времени, который позволит прикоснуться к подвигу сердцем...

Задумаемся на минуту: сколько можно успеть за три месяца? Что можно сделать за три месяца? 

- замечательно провести летние каникулы;

- научиться плавать, играть на гитаре.

А можно шагнуть в бессмертие... Всего неполных три месяца просуществовала подпольная комсомольская организация "Молодая гвардия". Давайте, восстановим хронологию событий...

Краснодон. 20 июня 1942 года. Город сдан врагу... По безлюдным улицам притихшего городка проносится мотопехота, гремят сапоги оккупантов. Завоеватели принесли с собой "новый порядок"...



  1. Адаптивно-преобразовательный

Первый приказ немецкого коменданта гласил:

" За неподчинение новому порядку - расстрел.

За уклонение от сдачи оружия - расстрел.

За неявку на регистрацию в полицию - расстрел.

За слушание радиоприёмника - расстрел.

За появление на улицах после 18.00- расстрел..."

Вы только вдумайтесь в смысл объявления, вывешенного возле водопроводной колонки: "Вода - только для немецких солдат. Русские, берущие отсюда воду, будут расстреляны. Вода для русских - на другой стороне". А теперь представьте, какие испытания прошлось пережить всем мирным жителя.

Через несколько дней собирается экстренное партийное собрание коммунистов и рабочих. В ночь на 29 сентября гитлеровцы живьём закопали в городском парке 32 человек - шахтёров и советских партийных работников!

На следующий день оставшиеся в живых коммунисты-подпольщики собрали экстренное организационное собрание руководителей подпольных комсомольских организаций Краснодона и прилегающих посёлков. Была создана единая подпольная организация, которую по предложению Сергея Тюленина назвали "Молодая гвардия".

Работа с классом. Вступая в ряды Молодой гвардии, все ее участники давали клятву. Я предлагаю Вам зачесть строки клятвы молодогвардейцев.

Один из учеников зачитывает клятву.

В старых развалинах типографии ребята нашли шрифт, вырезали из резины недостающие буквы, отпечатали удостоверения для членов "Молодой гвардии" и листовки.

Немцы приходили в бешенство, осознавая, что на их территории работает подпольная типография. Они сбились с ног, разыскивая "партизан".

Возникшая из небольших разрозненных групп, окрепшая "Молодая гвардия" к концу 1942 года насчитывала 92 человека и представляла собой реальную силу. Немецкому командованию пришлось направить в Краснодон специальные силы гестапо, которые должны были очистить тылы от партизан...

А теперь представьте себе, что этим "партизанам" было всего от 14 лет до 21 года! Как страшно умирать в шестнадцать,

Как хочется чертовски жить

Не слёзы лить, а улыбаться,

Влюбляться и детей растить.

Но солнце клонится к закату,

Не встретить им уже рассвет.

В бессмертие ушли ребята

В рассвете юношеских лет (строки из песни «Мгновение»)



  1. Оценочно-смысловой

Работа с классом. Предлагаю Вам вспомнить лидеров данной организации чьи портреты находятся на доске.

Среди особенно нашумевших операций подпольщиков:

- Освобождение 20 советских военнопленных, обречённых на гибель в здании первомайской больницы.

- Освобождение 70 военнопленных из Волченского лагеря.

-Уничтожение вражеской автоколонны, следовавшей на Юг.

- Подпольщиками было отбито у немцев стадо скота (около 500 голов),подготовленное к отправке в Германию.

- В канун 25-й годовщины Великой Октябрьской Революции подпольщиками были вывешены красные флаги над оккупированным городом.

- В ночь на 6 декабря 1942 года подпольщики подожгли биржу труда с готовыми списками молодёжи для отправления в Германию...

- После каждой такой операции арсенал "Молодой гвардии" пополнялся новым оружием.

Они жили..., и каждый прожитый ими день был подвигом!

Это были мужественные юноши и девушки, вступая в ежедневную борьбу с врагом несмотря ни на что выполняли свой долг перед Отечеством.

Работа с классом. Как вы уже заметили у каждого из Вас на парте есть пустой лист, так вот я предлагаю написать на нем ту черту характера которая на ваше мнение присуща юным молодогвардейцем.

Так какими же были эти отважные советские юноши и девушки? Я предлагаю каждому озвучить написанные вами строки и закрепить их на школьной доске.

Дети готовятся к ответу, и отвечая по очереди приклеивают на доску свои листы с характеристикой молодогвардейцев.

Наверное, немцам ни за что не удалось бы рассекретить подпольщиков, если бы не предательство одного из членов организации Почепцова. 1 января 1943 года он написал заявление в полицию, в котором сообщались цели и задачи организации, а также все имена молодогвардейцев...

Штаб подполья уже дал указание молодогвардейцам небольшими группами пробираться к линии фронта. Но успели немногие. В ночь с 4 на 5 января 1943 года в городе начались аресты. В тюрьму было брошено большинство молодогвардейцев...

На освобождение из полиции не надеялся никто. Зная, как долго их искали, сколько немцами было приложено усилий, молодогвардейцы абсолютно трезво оценивали ситуацию. Они знали, что живыми не выйдет никто...

Всех арестованных по очереди вызывали на допрос, били, истязали. Нельзя без содрогания смотреть на орудия пыток, которыми мучили подпольщиков.



  1. Системно-обобщающий

Из следственных документов по делу о краснодонской полиции:

"Во время допросов всех без исключения молодогвардейцев избивали до потери сознания, им ломали руки, ноги, пальцы, затем обливали холодной водой и бросали в карцер, где инсценировали казнь через повешение.

В книгах о юных героях-краснодонцах читаем: "Никакие пытки не смогли сломить дух молодогвардейцев...". А вот свидетельства самих подпольщиков, записки, переданные на волю.

Эта недобрая зима,

Мороз, метель и дикий ветер.

Стонала матушка-земля

Шли на погибель её дети

15, 16, 31 января 1943 года в Краснодоне сброшены в шурф 72 человека - участники подполья. Жители окрестностей в течение трёх дней слышали стоны подпольщиков из-под земли, но выставленные автоматчики не разрешали подойти к шурфу...

9 февраля 1943 года в Ровеньках в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой (16 лет), Любовь Шевцова (18 лет), Виктор Субботин (18 лег), Дмитрий Огурцов (20 лет), Семён Остапенко (15 лет)...

А буквально через несколько дней, 14 февраля 1943 года, советские войска освободили Ровеньки и Краснодон. 20 марта 1943 года состоялись похороны молодогвардейцев...

Одиннадцать молодогвардейцев остались в живых, воевали на фронте. Вскоре состоялся суд над предателями и мучителями молодогвардейцев...

Казалось бы, всё, конец истории... Был митинг, были венки и залп прощального салюта. Скромный деревянный обелиск со временем заменили на величественный памятник... И всё равно что-то ранит душу, не отпускает память...



  1. Контрольно-рефлексивный

- Без исторической памяти черствеет сердце, ожесточается душа, теряется Родина.

Ради тех, кто ушел, и тех, кто живёт сегодня,

Помните!

Через века, через года, -

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда...

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье...

На этом наш урок подходит к концу, конечно в течение года мы неоднократно вернемся к более детальному изучению великого подвига наших земляком. Ну, а сегодня пусть у каждого из Вас в сердце отложится память и гордость о великих, мужественных и непобежденных молодогвардейцах.

Закончить наш урок мне бы хотелось такими словами:

После казни, пыток и допросов

Не сломили их фашисты, не смогли.

Часто задаю себе вопрос я:

«Мы, сегодняшние, так бы вот смогли?»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее