Медиатека как инновационная форма внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Медиатека позволяет своим пользователям комфортно и эффективно овладевать научными информационными технологиями, современными техническими средствами информатизации, навыками работы с различными информационно-поисковыми системами, локально и удалённо использовать электронные каталоги, базы и банки данных, отечественных и зарубежных библиотек и информационных служб с целью получения новых знаний, самосовершенствования в области изучаемых дисциплин, и, тем самым, представляет собой интерактивную среду подготовки высококвалифицированных специалистов [2].
Что такое медиатека?
Медиате́ка - фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы. [5].
В основу медиатеки входят различные виды документов, электронных книг, монографий и копии печатных изданий учебников по различным дисциплинам, видео- и аудиоматериалы и пр. Основное назначение медиатеки состоит в создание доступной образователь- ной среды, которая удовлетворяет учебным и педагогическим требованиям всех участников учебно-образовательного процесса [4].
Термин «медиатека» в образовании применяется при обозначении библиотеки учебного заведения, которая из книжного «печатного» варианта была преобразована в электронный. В фонде медиатеки находится весь теоретический материал, который находится в сети интернет и представлен в различных форматах, таких как: - текстовый, в данном варианте можно встретить различные учебники по учебным дисциплинам, книги, методические рекомендации образовательного учреждения и многое другое; - аудио-файл, в данном формате могут находиться записанные на микрофон лекции преподавателей по различным учебным предметам; - видео-файл, который представляет собой совокупность визуального и звукового сопровождения теоретического материала, это видео-лекции, научные исследования и различные учебные видеофильмы.
Данное информационное пространство призвано решать множество учебно-образовательных задач, таких как: обмен информацией; коммуникация между субъектами образовательного процесса; предоставляет возможность обучающимся работать как индивидуально, так и в группах; способствует социальной адаптации и углубленному изучению учебных дисциплин [3].
Примерный состав медиатеки:
- мультимедиа файлы и материалы, предназначенные для теоретических и практических занятий;
- различные программы по обучению и развитию обучающихся;
- мультимедиа словари, учебники и энциклопедии;
- различные сборники мультимедийных материалов, таких как аудио- и видеоматериалы, мультимедиа-ресурсы и другие;
- собрание мультимедийных презентаций, проектов и иных выполненных обучающимися и педагогами работ.
Структура онлайн-медиатеки:
1. Официальные государственные сайты.
2. Сайты документоведения, руководящей и методической работы.
3. Сайты структур безопасности.
4. Сайты для педагогов [1].
Существует примерное положение о медиатеке, разработанное Е.Н. Ястребцевой совместно с Н.М. Стадником [6].
В данном положении отражены цель, задачи, направления деятельности школьной медиатеки и другие важные аспекты ее работы.
Медиатека является центром педагогической информации на уровне школы. Она также является структурным подразделением школы и осуществляет свою деятельность в соответствии с Основными направлениями развития образования в школе.
2. Задачи школьной медиатеки.
Задачами школьной медиатеки являются:
1. Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации и доведение ее до пользователя.
2. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологий и педагогических инноваций;
3. Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей и пр.)
4. Осуществление взаимодействия с информационными центрами (РЦПИ, ОЦПИ, РИПЦ) с целью обмена информацией и накопления собственного банка педагогической информации.
5. Осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей (администрации школы, педагогов, родителей, учеников) по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки, новых педагогических и информационных технологиях.
6. Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектах, журналистских и пр.).
3. Направления деятельности школьной медиатеки.
Направления деятельности школьной медиатеки - это:
1. Создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети.
2. Разработка, приобретение программного обеспечения.
3. Создание информационно-педагогических модулей на различных носителях.
4. Оказание методической и консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров. Нормативно-правовое обеспечение деятельности школьных библиотек.
5. Создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения, связаться с педагогами других городов, стран, используя электронную почту.
6. Оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе медиатеки с использованием различных информационных средств обучения, кабельного телевидения, компьютерных классов при индивидуальной и групповой формах работы.
7. Создание (на основе имеющихся в медиатеке) методических описаний, обучающих программ, видео-и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации.
8. Подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительской работы с родителями, молодежью района (лектории, видеоклуб, педагогический всеобуч, правовое, экономическое, эстетическое воспитание, школа бизнеса и др.).
9. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, микрофиш, прослушивания и просмотра фоно-, магнито- и видеозаписей, работы с компьютерными программами, телекоммуникационными сетями и CD ROM-технологиями.
10. Проведение на базе медиатеки тестирования, диагностических исследований учащихся и психологических тренингов совместно со школьным психологом.
Медиатека чаще всего входит в структуру библиотеки и представляет собой специализированный рабочий зал для работы с мультимедийными, сетевыми и т. п. ресурсами.
Как она пригодится психологу?
Преимущества для педагогов и учащихся очевидны: помогает быть более гибкими, общаться с учителями и учениками, позволяет расширить ресурсы. Детям проще воспринимать информацию, медиатека улучшает их осведомленность об окружающем, помогает лучше учиться.
Каждый педагог может сформировать свою медиатеку, которая будет отвечать его требованиям, запросам и задачам. На помощь в этом приходят различные ресурсы.
Перечень электронных образовательных ресурсов, используемых в работе педагога-психолога.
«Дороги, которые мы выбираем» - видеокурс для подростков о выборе профессионального и жизненного пути. Галина Резапкина.
«В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Диагностика и коррекция» - электронное пособие предназначенное школьным психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных дисциплин. Издательство «Учитель».
«В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Занятия, тренинги, разработки уроков» - электронное пособие предназначенное школьным психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных дисциплин. Издательство «Учитель».
«Электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия» - наглядные информационные материалы, презентации, конспекты занятий по разделам курса «Человек и профессия». Издательство «Глобус».
«Система профконсультации Ориентир» - Издательство «Центр развития образования».
ЭОР в сети
http://psy.1september.ru - Сайт журнала «Школьный психолог».
http://www.1september.ru - «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет, в том числе «Дошкольное образование».
http://metodkabi.net.ru/ - методический кабинет профориентации. Сайт содержит конспекты занятий, классных часов, тесты, рекомендации по профессиональному самоопределению учащихся. Автор-разработчик: Галина Резапкина.
http://adalin.mospsy.ru - Психологический центр «АДАЛИН». Психологическое консультирование по вопросам детско-родительских и семейных отношений, развивающие занятия с детьми дошкольного возраста (диагностика и развитие мышления, речи, памяти, внимания, творческих способностей), подготовка ребенка к школе. Коррекционные занятия: гиперактивность, дефицит внимания, повышенная агрессивность, тревожность, медлительность, аутизм, детские страхи, неврозы у детей, задержка психического развития. Психологические тесты, коррекционные и развивающие методики, статьи и публикации по психологии.
http://azps.ru - «А.Я. Психология». Сайт содержит статьи по разным отраслям психологии, в том числе - по детской психологии http://azps.ru/articles/kid (фактически - гиперучебник), тесты, программы тренингов, словарь психологических терминов, есть раздел для родителей.
http://childhoodbooks.ru - «Книги детства». О лучших детских изданиях СССР и некоторых хороших книгах современной России. http://edu.km.ru – Образовательные проекты компании «Кирилл и Мефодий».
http://playroom.com.ru - Детская игровая комната. Более 120 текстов детских песен из фильмов и мультфильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, доступные для скачивания, игры развивающие и логические, а также кроссворды, загадки, перевёртыши, считалки, пословицы, шарады, ребусы.
http://psyparents.ru/index.php?view=news&item=943 - Детская психология для родителей. Дошкольные программы, статьи о дошкольных программах. Школьные программы («Философия для детей», Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, Вальдорфская педагогика, Система Л. Занкова). Сайты для родителей. Психологические центры. Психологический словарь.
http://skazkater.narod.ru - Сообщество сказкотерапевтов. Терапевтические сказки, ссылки на коллекции сказок.
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
http://www.detisite.ru - «Детисайт». Психолого-педагогическое Интернет-издание. Содержит научные и практические материалы по вопросам детской психологии, педагогики, медицины, приглашает к участию в дискуссиях и семинарах. Разделы: психология раннего возраста, психология обучения ребенка, практика воспитания дошкольников, методические материалы.
http://www.psy.org.ru - Нейропсихология детского возраста. Сайт создан сотрудниками «Центра интеллектуального развития ребенка», основанного на базе кафедры клинической психологии Московского Психолого-Социального института. Содержит статьи, аннотации книг по нейропсихологии детского возраста.
http://www.psychologies.ru/ -Официальный сайт журнала «Psychologies».
http://www.psychology.ru/ - Новости психологии, тесты, полезная информация.
http://www.parents.ru/ - Сайт журнала «Счастливые родители».
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование, быт, отдых, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php - электронная библиотека, психология
http://www.planetapsy.ru/ - ПЛАНЕТА ПСИХОЛОГИИ
http://babylib.ru/ - Здесь собраны сказки народов мира, сказки разных авторов. Есть произведения на любой выбор: известные и не очень, простые сказки и сказки, которые необходимо осмыслить. Также на сайте существует прекрасная подборка мультфильмов.
http://psyparents.ru/ - Сайт психолого-педагогического образования родителей по проблемам возрастного развития, обучения и воспитания детей. Консультации детских психологов. Дистанционные образовательные программы. Обзор книг, подборка тематических статей по психологии и педагогике. Каталог развивающих игр.
Список использованных источников
Вуль В.А. Информационные технологии. М., 2013.
2. Гладкова М.Н. и др. Использование медиатек, аудио- и видеоматериалов в учебном процессе // АНИ: педагогика и психология. М., 2021. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mediatek-audio-i-videomaterialov-v-uchebnom-protsesse
3. Горелова Е.В. Медиатека в школе: возможности и перспективы использования. М., 2016.
4. Качалина В.В. Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов. М., 2006.
5. Столяров Ю.Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой. М., 2006.
6. Ястребцева Е.Я. Медиатека: Как создать в школе медиатеку. М., 2014.