Родительское собрание в 9 классе «Проблемы подросткового возраста и правовое воспитание подростков».
- Подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.
Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками:
- Конфликтное отвержение со стороны сверстников
- Вымогательства денег,
- давление,
- шантаж
- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения
- Принуждение совершать поступки против воли, т.д.
Грубость .
- Причины:
- самоутверждение в среде сверстников;
- подавление личности ребенка взрослыми;
- как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых;
- состояние переутомления.
- Основные правила профилактики и устранения:
- Уважение достоинства ребенка. Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки.
Агрессивность, жестокость
- Причины: - как следствие психического заболевания; - под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того макросоциального коллектива, который окружает ребенка. - неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным.
- желание отыграться за собственные обиды или душевная травма. - боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению.
- Основные правила профилактики и устранения: Чем же можно побороть жестокость у подростков?
- только воспитанием, - только развитием культуры, - только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью. - взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей.
Лживость.
- Причины:
- стремление привлечь к себе внимание;
- боязнь наказания;
- желание «прикрыть» товарища.
Основные правила профилактики и устранения:
- Уважение к правдивости ребенка. Убеждать, что лживость – презренное качество человека. Воспитатель и родитель сам должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности.
- Памятка для родителей по правовому воспитанию
1. Когда нарушаются права ребенка?
- Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
- Когда его потребности игнорируются.
- Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения.
- Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
- Когда ребенка изолируют.
- Когда ребенка запугивают.
- Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
- Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
- Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
- Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
- Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей
2. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
- Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т.д.)
- Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
- Он часто бывает в плохом настроении.
- Может сбежать из дома.
- Может принимать наркотики или алкоголь.
- Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь)
3. Где я могу узнать о правах своих детей? К кому обратиться?
- Социальный педагог школы.
- Отдел опеки и попечительства
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года.
- Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.02.1989 года.
4. Что родители могут сделать для своего ребенка?
- Память-закладку, что ребенок - это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать.
- Обеспечить ее физическую безопасность.
- Научить его говорить "Нет", научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
- Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
- Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день.
- Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
- Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
- Привлекать ребенка для создания семейных правил.
- Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически уязвимы.
Памятка для родителей
- 1. Никогда не занимайтесь "воспитательной работой" в плохом настроении.
- 2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- 3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели
- 5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
- 6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил еѐ.
- 7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки - не одно и то же.
- 8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
- 9. Воспитание - это преемственность действий.
- 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Вы должны знать:
- 1. С кем дружит ваш ребенок.
- 2. Где проводит свободное время.
- 3. Не пропускает занятий в школе.
- 4. В каком виде или состоянии возвращается домой
- Такая форма работы дает возможность родителям больше контролировать и понимать своих детей, понимать их жизнь, повышает правовое образование родителей, помогает им правильно воспитывать своих детей.
- Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома!
- А. Макаренко