Для чего нужны диктанты
Одной из важнейших задач в обучении является формирование у детей умения получать информацию на слух, запоминать на слух, обрабатывать и преобразовывать информацию. Это пригодится учащимся в жизни – умение слушать лекцию, слушать собеседника, слушать и «слышать». Кроме того, важно формировать у обучающихся грамотную математическую речь. Использование математических диктантов помогает в решении вышеуказанных задач.
Математические диктанты необходимо использовать систематически. Если приучать детей к диктантам с 5 класса, то постепенно они привыкают к такой форме работы. При работе с математическими диктантами учащиеся меньше переспрашивают, понимают задания после 1–2 прочтений вопроса, выполняют правильно большую часть диктанта, а также учатся самостоятельно правильно осмысливать учебные задания.
Математические диктанты для 7 класса
Выражения
Вариант 1
1. Запишите пример числового выражения.
2. Найдите значение выражения: 9,6 – 3 ∙ 1,2.
3. Запишите в виде выражения: сумма числа 7 и частного чисел 30 и 5.
4. Запишите в виде выражения: квадрат числа х.
5. Найдите значение выражения , если .
6. Напишите формулу чётного числа.
7. При каких значениях переменной не имеет смысла выражение: ?
8. Напишите пример строгого неравенства.
9. Запишите в виде неравенства: у – неотрицательное число.
10. Запишите в виде двойного неравенства: 0,47 больше 0,4 и меньше 0,5.
11. Как читается знак “≥” ?
12. Сравните х + 3 и 3х при х = 2.
Вариант 2
1. Запишите пример выражения с переменными.
2. Найдите значение выражения: 2 ∙ 1,7 + 3,6.
3. Запишите в виде выражения: разность произведения 2 и 4 и числа 8.
4. Запишите в виде выражения: куб числа у.
5. Найдите значение выражения , если .
6. При каких значениях переменной не имеет смысла выражение: ?
7. Напишите формулу нечётного числа.
8. Запишите в виде неравенства: х – отрицательное число.
9. Напишите пример нестрогого неравенства.
10. Запишите в виде двойного неравенства: 1,6 больше 0,9 и меньше 2,1.
11. Как читается знак “≤” ?
12. Сравните 5у и у – 2 при у = 3.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. 35 + 4 | 1. х – 10 |
2. 6 | 2. 7 |
3. 7 + 30 : 5 | 3. 2 4 – 8 |
4. х2 | 4. у3 |
5. – 18 | 5. 19 |
6. 2 n, где n – натуральное число | 6. при |
7. При | 7. 2n + 1, где n – натуральное число |
8. 10 4 | 8. х |
9. у ≥ 0 | 9. х ≤ 4 |
10. 0, 4 | 10. 0, 9 |
11. Больше или равно | 11. Меньше или равно |
12. 5 | 12. 15 1 |
Уравнения
Вариант 1
1. Как найти неизвестный множитель?
2. Как найти неизвестное уменьшаемое?
3. Как найти неизвестный делитель?
4. Дайте определение корня уравнения.
5. Какое уравнение называется линейным?
6. В каком случае уравнение имеет бесконечно много корней?
7. Является ли 5 корнем уравнения 2х + 3 = 18?
8. В каком случае уравнение не имеет корней?
9. Запишите первое свойство уравнений.
Вариант 2
1. Как найти неизвестное слагаемое?
2. Как найти неизвестное делимое?
3. Как найти неизвестное вычитаемое?
4. Что значит “решить уравнение”?
5. Какие уравнения называются равносильными?
6. В каком случае уравнение имеет единственный корень?
7. Является ли 2 корнем уравнения 11 – 3у = 6?
8. Приведите пример линейного уравнения с одной переменной.
9. Запишите второе свойство уравнений.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Произведение разделить на известный множитель. | 1. От суммы отнять известное слагаемое. |
2. К разности прибавить вычитаемое. | 2. Делитель умножить на частное. |
3. Делимое разделить на частное. | 3. От уменьшаемого отнять разность. |
4. Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное равенство. | 4. Решить уравнение – значит найти все его корни или доказать, что корней нет. |
5. Уравнение вида , где х – переменная, и – некоторые числа. | 5. Уравнения, имеющие одни и те же корни. |
6. При = 0 и = 0 | 6. При |
7. Да. | 7. Нет. |
8. При = 0 и | 8. 3х = 5 |
9. Если в уравнении перенести слагаемое из одной части уравнения в другую, изменив его знак, то получится уравнение, равносильное данному | 9. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному |
Определение функции
Вариант 1
1. Дайте определение линейной функции.
2. Как расположен график функции у = k x, если k
3. Функция задана формулой у = 3х – 7. Найдите значение функции, если аргумент равен –2.
4. Что является графиком прямой пропорциональности?
5. Дана функция у = 2 – 7 х. Чему равно k?
6. Дана функция у = 3 + 4х. Чему равно b?
7. В каком случае графики двух линейных функций пересекаются?
Вариант 2
1. Формулой какого вида задаётся прямая пропорциональность?
2. Что является графиком линейной функции?
3. Функция задана формулой у = 5 – 2х. Найдите значение функции, если аргумент равен 4.
4. Как расположен график функции у = k x, если k 0 ?
5. Дана функция у = – 3 – 10х. Чему равно b?
6. Дана функция у = 8 – х. Чему равно k?
7. В каком случае графики двух линейных функций параллельны?
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. у = k х + b, где х – аргумент, k и b – числа | 1. у = k х, k 0, где k – аргумент |
2. Проходит через начало координат, во II и IV координатных четвертях | 2. Прямая |
3. у = – 13 | 3. у = – 3 |
4. Прямая, проходящая через начало координат | 4. Проходит через начало координат, во I и III координатных четвертях |
5. k = – 7 | 5. b = – 3 |
6. b = 3 | 6. k = – 1 |
7. Коэффициенты не равны, k1 k2 | 7. Коэффициенты равны k1 = k2 |
Степень с натуральным показателем
Вариант 1
1. Как называется выражение ?
2. Как называется в записи ?
3. Представьте в виде произведения: х4.
4. Чему равно ?
5. Каким числом является степень положительного числа?
6. Каким числом является степень отрицательного числа с нечётным показателем?
7. Запишите с помощью букв правило умножения степеней с одинаковым основанием.
8. Запишите с помощью букв правило возведения степени в степень.
9. Запишите в виде степени: у10: у5.
10. Запишите в виде произведения: (2х)4.
Вариант 2
1. Как называется в записи ?
2. Запишите короче: .
3. Как называется действие нахождения значения степени?
4. Какой показатель у ?
5. Каким числом является степень отрицательного числа с чётным показателем?
6. Сравните с нулём квадрат произвольного числа.
7. Запишите с помощью букв правило деления степеней с одинаковым основанием.
8. Запишите с помощью букв правило возведения в степень произведения двух множителей.
9. Запишите в виде степени: х5х4х.
10. Запишите в виде степени: (х2)3.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Степень числа | 1. Основание степени |
2. Показатель степени | 2. |
3. х4 = х х х х | 3. Возведение в степень |
4. = 1 | 4. |
5. Положительное число | 5. Положительное число |
6. Отрицательное число | 6. 0 |
7. | 7. , где |
8. | 8. |
9. х5 | 9. х10 |
10. 16 х4 | 10. х6 |
Одночлены
Вариант 1
1. Приведите пример одночлена стандартного вида второй степени.
2. Запишите определение степени одночлена.
3. Запишите данный одночлен 6 х3х в стандартном виде.
4. Запишите коэффициент одночлена – 4х.
5. Какова степень одночлена 2 ?
6. Представьте одночлен 0,09 у4 в виде квадрата.
7. Какой одночлен надо возвести в куб, чтобы получить одночлен
125х6у9?
Вариант 2
1. Приведите пример одночлена стандартного вида первой степени.
2. Какую степень имеет одночлен, не содержащий переменных?
3. Запишите данный одночлен в стандартном виде 2у 3х.
4. Какова степень одночлена 5 ?
5. Запишите коэффициент одночлена ху.
6. Представьте одночлен 27х6 в виде куба.
7. Какой одночлен надо возвести в квадрат, чтобы получить одночлен 10000 ?
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. 10ху | 1. 4у |
2. Сумма показателей степеней всех входящих в него переменных | 2. Если одночлен не содержит переменных, то его степень считают равной нулю |
3. 6х4 | 3. 6ху |
4. – 4 | 4. 3 |
5. 5 | 5. 1 |
6. (0,3 у2)2 | 6. (3х2)3 |
7. 5х2у3 | 7. 100 |
Многочлены
Вариант 1
1. Дайте определение многочлена.
2. Приведите пример многочлена третьей степени.
3. Приведите пример двучлена.
4. Запишите многочлен в стандартном виде: 5х 3х2 – 2у3 4у.
5. Какую степень имеет многочлен ?
6. Расположите по убывающим степеням переменной многочлен:
34 – с6 + 5с2 – с4.
7. Найдите сумму многочленов: – – и – .
8. В многочлене 5х2 – х + 4 заключите в скобки два последних члена, поставив перед скобками знак “плюс”.
9. Умножьте многочлены: х + 2 и у – 3.
10. Какое преобразование называют разложением многочлена на множители?
Вариант 2
1. Что называется степенью многочлена?
2. Приведите пример многочлена второй степени.
3. Приведите пример трёхчлена.
4. Запишите многочлен в стандартном виде: .
5. Какую степень имеет многочлен ?
6. Расположите по возрастающим степеням переменной многочлен:
2у + у3 – у2 + 1.
7. Найдите разность многочленов: – и + .
8. В многочлене 2у3 + у – 3 заключите в скобки два последних члена, поставив перед скобками знак “минус”.
9. Умножьте многочлены: n – 5 и p – 2.
10. Сформулируйте правило умножения одночлена на многочлен.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Многочленом называется сумма одночленов | 1. Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней входящих в него одночленов |
2. 41х3 – 5 | 2. 17ху + 5у |
3. 3у + 4 | 3. 3х2 + х – 5 |
4. 15 х3 – 8 у4 | 4. |
5. 4 | 5. 5 |
6. –с6 – с4 + 5с2 + 34 | 6. 1 + 2у – у2 + у3 |
7. – 2 | 7. – 2 |
8. 5х2 + (–х + 4) | 8. 2у3 – (–у + 3) |
9. ху – 3х + 2у – 6 | 9. n p – 2 n – 5 p + 10 |
10. Представление многочлена в виде произведения нескольких многочленов | 10. Нужно умножить одночлен на каждый член многочлена, и полученные произведения сложить |
Формулы сокращённого умножения
Вариант 1
1. Закончите формулу
2. Закончите формулу .
3. Закончите формулу .
4. Представьте в виде многочлена: (2 – х)2.
5. Представьте трёхчлен в виде квадрата двучлена:
у2 + 12у + 36.
6. Выполните умножение: .
7. Разложите на множители: 169 – 4х2.
8. Запишите выражение в виде произведения: .
Вариант 2
1. Закончите формулу .
2. Закончите формулу .
3. Закончите формулу .
4. Представьте в виде многочлена: (у + 3)2.
5. Представьте трёхчлен в виде квадрата двучлена: 64 – 16х + х2.
6. Выполните умножение: .
7. Разложите на множители: 9у2 – 121.
8. Запишите выражение в виде произведения: .
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. … = . | 1. … = |
2. … = | 2. … = . |
3. … = | 3. … = |
4. 4 – 4х + х2 | 4. у2 + 6у + 9 |
5. (у + 6)2 | 5. (8 – х)2 |
6. | 6. |
7. (13 – 2х) (13 + 2х) | 7. (3у –11) (3у + 11) |
8. | 8. (х3 –5) (х6 + 5х + 25) |
Система линейных уравнений
Вариант 1
1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными.
2. Является ли данное уравнение линейным уравнением с двумя переменными: 4х + у2 = 3?
3. Запишите какое-либо решение уравнения: х – у = 8.
4. Является ли пара чисел х = – 2 и у = 1 решением уравнения:
2х + у = – 3?
5. Выразите у через х из уравнения 6х – у = 12.
6. Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
7. Составьте какую-либо систему линейных уравнений с переменными х и у.
8. Каким способом удобнее решать систему?
Вариант 2
1. Что называется решением уравнения с двумя переменными?
2. Приведите пример линейного уравнения с двумя переменными.
3. Запишите какое-либо решение уравнения: х + у = 20.
4. Является ли пара чисел х = 7 и у = – 1 решением уравнения:
х – 3у = 4?
5. Выразите х через у из уравнения х – 3у = 1.
6. Что является графиком линейного уравнения с двумя переменными?
7. Сколько решений может иметь система двух линейных уравнений с двумя переменными?
8. Каким способом удобнее решать систему?
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Линейным уравнением с двумя переменными называется уравнение вида , где х и у – переменные, и – некоторые числа | 1. Решением уравнения с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство |
2. Нет | 2. 5х + 3у = 7 |
3. (10; 2) | 3. (13; 7) |
4. Да | 4. Нет |
5. у = 6х – 12 | 5. х = 1 + 3у |
6. Решением систем уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство | 6. Множество всех точек координатной плоскости, координаты которых являются решениями этого уравнения |
7. 9х – 4у = 2 | 7. Одно или ни одного решения |
8. Способом сложения | 8. Способом подстановки |
Используемые материалы.
Математика 7-9 классы. Методические материалы к урокам. Современные требования. Педагогические мастерские./ Издательство «Учитель»