Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №166
с углубленным изучением отдельных предметов
________________________________________________________________
620141, Екатеринбург, ул. Пехотинцев, 14, тел./факс: 366-04-16
«Мастерская Деда Мороза»
Автор разработки:
Шалаева Марина Николаевна, учитель физики и математики
МАОУ СОШ № 166 с УИОП г. Екатеринбурга, ВКК.
Пояснительная записка.
Настоящее время предъявляет большие требования к человеку. Нужны люди знающие, активные, инициативные, умеющие действовать обоснованно, мотивированно принимать решения. Такие люди мгновенно приспосабливаются к постоянно меняющемуся окружающему миру, то есть люди мобильные и коммуникабельные. Научно-техническая революция предъявляет свои условия к человеку. Он должен отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки, уметь участвовать в творческом труде, с широким кругозором, экспериментальными навыками. В подготовке будущего специалиста, не только в области техники и высоких технологий, большую роль имеет формирование инженерного мышления. Развития данного типа мышления необходимо, чтобы выпускники могли существовать в нашем высокотехнологическом обществе. Способы могут быть разные: кружки робототехники и лего-конструирование, а также учебные курсы. Как нельзя лучше формирует инженерное мышление УМК «Наглядная геометрия» И. Ф. Шарыгина. В основу УМК положен принцип наглядности, где основное внимание уделяется чертежам, графикам и рисункам. А занятия нацелены на освоение различных методов решения геометрических задач. В ходе решения таких задач учащиеся учатся совместно искать решения, составлять примеры, выявлять закономерности, строить чертежи, выполнять задания на разрезание и складывание фигур, применять интуицию. Эти задания формируют пространственное мышление, прививают эстетический вкус и повышают мотивацию. В курсе «Наглядной геометрии» учитель стремится к формированию научного мировоззрения, универсальных учебных действий у учащихся, необходимых не только инженеру, но и любому специалисту будущего. Под инженерным мышлением понимают мышление, направленное на обеспечение деятельности с техническими объектами, осуществляемое на когнитивном и инструментальном уровнях. Основными свойствами инженерного мышления являются политехничность и конструктивность, научно – теоретический, творческий и социально-позитивный компоненты. Инженерное мышление напрямую связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей (чертежей, схем, алгоритмов) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих моделей с реальностью в дальнейшем материальном воплощении, что способствует развитию УУД. На формирование инженерного мышления в 5-6 классах отлично работает социально-позитивный и творческий компоненты, так как в этом возрасте учащиеся активны, стремятся познать новое. Организация творческой деятельности выходит за рамки имеющихся алгоритмов, образцов, моделей. Творческое мышление всегда приводит к объективно или субъективно новым результатам. А социально-позитивная составляющая всегда направлено на созидание. Решаемые задачи во время урока должны иметь социальное значение, в результате повышается производительность труда, познавательный интерес и мотивация к учению, формируются личностные качества.
Актуальность определяется потребностью общества в высококвалифицированных специалистах и в коммуникабельных личностях как одного из условий постоянно меняющегося окружающего мира. Мастер – класс «Мастерская Деда Мороза» - это только один из способов организовать сотрудничество между учителем и учеником, направленное на формирование и развитие компонентов инженерного мышления.
Мастер – класс «Мастерская Деда Мороза» – это…
…урок, который можно провести в курсе «Наглядной геометрии» в 5 классе при изучении темы «Складывание и разрезание фигур», также в 6 классе при изучении темы «Оригами». В конце урока возможен продукт деятельности: либо индивидуальный (открытка), либо коллективный (газета). См. Приложение 1.
…коллективно творческое дело, где полученный продукт (открытка) будет подарком для родственников, друзей и т.д.
…
Используемая технология: технология сотрудничества.
Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей; это совместная развивающая деятельность учителя и учеников, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Организационные формы: индивидуальная + групповая.
Преобладающие методы: словесные, наглядные, практические.
Рассмотрим один из вариантов – «Мастерская Деда Мороза», урок «Наглядной геометрии» в 5 классе:
Тема урока: «Задачи на складывание и разрезание фигур».
Цель: создание условий для формирования инженерного мышления у обучающихся.
Задачи:
формирование изобразительно-графических умений и приемов конструктивной деятельности,
развитие образного и логического мышления,
формирование пространственных представлений, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Соблюдая требование чередования форм деятельности, на смену абстрактной приходит предметная деятельность — работа с бумагой. Оригами (складывание фигурок из бумаги) развивает пространственное мышление, чувство формы, вырабатывает сложную координацию движения кисти и пальцев, формирует интуитивное мышление и способность к инсайту, т. е. озарению — основе творческого мышления.
Основное понятие: равенство фигур.
Предметные результаты: изображать равные фигуры и обосновывать их равенство; конструировать заданные фигуры из плоских геометрических фигур; создавать и манипулировать образом: расчленять, вращать, совмещать, накладывать.
Метапредметные результаты: развитие образного мышления, конструкторских способностей, умения предвосхитить результат, формирование коммуникативных умений.
Личностные результаты: развитие познавательной активности; привитие вкуса к умственной работе.
Внутрипредметные и межпредметные связи: планиметрия (равенство фигур, симметрия, площадь, равновеликость и равносоставленность), геометрическая комбинаторика, черчение, технология.
Учитель: Скоро Новый год. А знаете ли вы, что является символами Нового Года? Ученики: Ёлка, Дед Мороз, Снегурочка… Учитель: на Новый год принято дарить подарки. Вы приготовили подарок своим родным, другу…? Ученики:… Учитель: Перед вами на столе зеленая и красная бумага. С чем она у вас ассоциируется? Похожа на Ёлку? А может на подарок? Ученики: Это цветные прямоугольники, совпадает только цвет с ёлкой. Учитель: А как вы думаете, можно из этой геометрической фигуры получить другую геометрическую фигуру, а тело? А может ли получиться красивый подарок, например, для вашей мамы? И что для этого нужно сделать? (Ответы учащихся) Учитель: Вы правы нужно разработать модель, а потом ее сконструировать. Давайте сегодня я вам предложу шаблон модели символа Нового года, а вы её сконструируете. Что нужно помимо бумаги нам еще? Ученики: Ножницы, клей, шаблоны, украшения… Учитель: начинаем…
| ||
Элементы урока | Действия учащихся | Примечание: содержание |
Первая часть — задачи на складывание (разрезание) фигур. Цель: научиться складывать указанную фигуру на две или несколько равных частей. | Прямоугольный лист бумаги складываем сначала на две равные части, потом четыре, потом на восемь. Потом разрезаем по линям сгиба на восемь равных прямоугольников. Повторить действие со вторым листом. | Каждое действие сопровождается диалогом с учащимися, в котором вспоминают понятия многоугольник, прямоугольник. Свойства прямоугольника. Ось симметрии прямоугольника. Равенство фигур. |
Вторая часть – задачи на получение из заданной фигуры другой геометрической фигуры через складывание (разрезание). Цель: научиться складывать указанную фигуру (прямоугольник) и получить квадрат. | Полученные ранее прямоугольники путем сгиба верхнего правого угла к противоположной стороне и получение квадрата. Отрезание лишней части. Получение одиннадцати квадратов. | Каждое действие сопровождается диалогом с учащимися, в котором вспоминается понятие квадрата и его свойства. Ось симметрии квадрата. |
Третья часть – задачи на складывание по шаблону оригами. Цель: научиться складывать указанную фигуру (квадрат) по шаблону в другую фигуру (тело). | Полученные квадраты превращают в ходе складывания по шаблону оригами в отдельные элементы Ёлки. См. Приложение 2. Оригами Ёлка. | В ходе этого этапа учащимся учитель кратко рассказывает об искусстве оригами, его видах. Учитель подчеркивает, что мы получили равные элементы будущей конструкции. Учитель и ученики вспоминают как одномерное, двумерное пространство превращается в трехмерное. |
Четвертая часть – закрепление полученных умений. Цель: отработать умения складывания указанной фигуры по шаблону. | Самостоятельная работа «Дед Мороз» с помощью шаблона оригами. См. Приложение 2. Оригами Дед Мороз. | Учитель в диалоге с учениками делают вывод, что из листа бумаги (геометрической фигуры – квадрат) получена геометрическая фигура – треугольник. Совместно с учителем вспоминают определение треугольника и его виды. Учитель подчеркивает, что заданную фигуру ученики получают из геометрических фигур (квадрата) с помощью складывания. |
Пятая часть – конструирование и получение продукта деятельности. Цель: научиться конструировать, используя элементы оригами.
| Простое оригами (элементы Ёлки) превращают в продукт (открытка «Ёлка с дедом Морозом»), украшают. | Учитель в диалоге с учениками делают вывод, что из листа бумаги (геометрической фигуры – прямоугольник) получен великолепный результат «Ёлка» путем складывания и разрезания. |
Шестая часть – рефлексия, самооценка, оценка мастер – класса | Дорогие ребята на доске нарисована ёлка, на ней не хватает лишь украшений. У вас у каждого на парте лежат цветне, белые и черные кружочки (игрушки). Предлагаю вам украсить ёлку, сначала оценив свою работу, а потом мастер – класс: Если все получилось, вы многому научились – цветной шарик. Если не все получилось, вам всё равно – белый шарик. Если ничего нового вы не узнали, время потрачено зря – черный шарик. Ёлка светится яркими огнями, думаю можно сделать вывод, что вы узнали много нового и интересного. А самое главное у вас готов подарок близкому и дорогому человеку – это открытка, сделанная своими руками. | |
Д/З: сконструировать другую модель Ёлки. |
Приложение 1.
Индивидуальная работа
Коллективная работа
Приложение 2.
Мастерская Деда Мороза: Оригами «Ёлка»
Мастерская Деда Мороза: Оригами «Дед Мороз»