ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Мастер – класс на тему:
«Развитие слухового восприятия и техника речи во внеурочной деятельности с детьми с нарушением слуха».
Учитель-дефектолог,
высшей категории
Ермакович И.Ю.
Смоленск
2017
Мастер – класс на тему:
«Развитие слухового восприятия и техника речи во внеурочной деятельности с детьми с нарушением слуха».
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей-дефектологов по использованию приёмов работы по развитию слухового восприятия, способствующих развитию слуха и речи у детей, на занятиях по РСВ и ТР и во внеурочной деятельности.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Практическая значимость: ознакомление с методами и приёмамиработы на занятиях, и внеурочной деятельности, способствующих развитию слухового восприятия у обучающихся.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития слухового восприятия;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых заданий;
- показать практическую значимость использования данных заданий, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на занятиях.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, таблички, картинки, аудиозаписи, компьютер.
Продолжительность проведения: 20 минут.
Целевая аудитория: учителя-дефектологи.
План проведения мастер - класса:
- проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;
- рефлексия (дискуссия) по результатам проведенного мастер-класса.
Предполагаемый результат: участники получат знания об эффективных приёмах развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. Педагоги смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Пояснительная записка.
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с обучающимися с нарушением слуха по теме «Развитие слухового восприятия и техника речи на занятиях и во внеурочной деятельности», посвящённый знакомству с комплексом заданий, способствующих развитию слухового восприятия у детей.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы представим вам фрагмент внеклассного мероприятия по РСВ и технике речи с использованием специфических приёмов работы с нашими детьми, детьми с нарушенным слухом…Предполагается, что с обучающими проводилась предварительная работа, в ходе которой дети знакомятся со сказками...
1. Организационный момент…
- Будем отвечать на вопросы…(Таблички служат вспомогательным средством обучения для глухих детей. Чтобы вы почувствовали себя нашими детьми, я буду задавать вопросы без голоса…), смотрите на меня…
- Какое сейчас время года? - Что я спросила?
Ответ –
- Какой сейчас месяц?
Ответ -
- Какой сегодня день недели?
Ответ –
- Какой сейчас урок?
Ответ –
- Как тебя зовут?
Ответы –
(Данный вид работы используется для организации деятельности обучающихся.)
2. Актуализация знаний обучающихся…
- Будем разгадывать кроссворд…
(Данный приём используется для самостоятельной формулировки темы занятия.)
Примечание: один читает вопрос и потом все сопряжённо проговаривают…
- Прочитайте 1 вопрос...
Ответ -
- Прочитаем вместе...
(Данные приёмы называются сопряжённое проговаривание и дирижирование, используются для работы над плавностью и внятностью речи.)
- Прочитайте ключевое слово…
Ответ –
- Скажем вместе. Следите за моей рукой.
(Данный приём работы используется для работы над плавностью речи обучающихся.)
Ответ – Пушкин
- Посмотрите и прочитайте…
Ответ – Пушкин Александр Сергеевич
3. Восприятие аудиозаписей сказок А.С.Пушкина…
- Послушайте запись. Отгадайте сказку Пушкина. Таблички вам помогут.
Примечание: на доске таблички с названиями сказки.
(Данный приём работы используется для развития слухового восприятия. Восприятие аудиозаписей является самым сложным видом работы.)
- Что вы услышали?
Ответ -
Примечание: аудиозапись-прочтение соответствующей таблички.
- Подберите картинку к названию сказки. Подложите табличку.
(Данный приём используется для понимания ребёнком образа предмета и его названия, а так же как вспомогательное средство для формирования у обучающихся догадки.)
Примечание: подбор картинок.
4. Чтение отрывков из сказок.
- Будем читать.
(Работа над техникой речи с соблюдением правил орфоэпии. Для этого текст нотирован надстрочными знаками.)
Примечание: предлагается из сундучка достать записочку с отрывком из сказки – прочитать – подобрать соответствующую картинку.
5. Слуховое восприятие (работа за экраном).
«У лукоморья дуб зелёный…»
- Будем слушать...
- Что вы услышали?
Примечание: построчное чтение стихотворения - повторение что услышали – визуальный образ стихотворения.
(Данный приём используется для РСВ с голоса знакомого человека. В данном случае – учитель.)
6. Итог занятия.
- Что мы делали…
Ответы -
Литература
Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист. -2005. – № 2.
Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе : учебно-методическое пособие. – М. :АПКиППРО, 2006. – 168 с.
Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М. : НИИ школьных технологий, 2005.-224 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М. : НИИ школьных технологий, 2005. -288 с.
Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. - М. : Владос, 2004. - 20 с.