Логоритмика на доске Бильгоу.
Упражнения на каждый день.
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Также обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, произвольного внимания, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения, и мы еще добавили ко всему этому доску Бильгоу.
Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмика на доске Бильгоу – мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи дошкольников. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей, но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Традиционную утреннюю гимнастику в логопедической группе мы заменили занятием протяженностью 10-15 минут, включающим в себя элементы логоритмики на доске Бильгоу. В течении дня и в непосредственной образовательной деятельности, физминутки (приветствие, физминутка, рефлексия) мы также проводим на доске Бильгоу с элементами логоритмики.
Перспективный план, составляемый в начале формирующего обучения по логоритмике на доске Бильгоу, предполагает последовательное усложнение содержания и целей. Занятия составлены с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы, стихи и сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Конечная цель – добиться от детей выполнение упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
При регулярном проведении логоритмических занятий на доске Бильгоу мы заметили у детей положительную перестройку сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, сформировался положительный эмоциональный настрой, дети научились общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, научились быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, сопровождать свои действия речью. Предложенная комплексная форма работы направлена не только на коррекцию, но и на профилактику речевых нарушений у дошкольников, способствует развитию личности ребенка в целом.
Обучение с применением логоритмики на доске Бильгоу положительно отразилась на состоянии движений и речи детей.
Логоритмика представляет собой уникальное средство познавательного, социального, коммуникативного, речевого, психологического, двигательно-развивающего воздействия на ребенка-дошкольника.