Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школьного логопункта
В.Л. Балобина
Учитель-логопед
Слайд 1
От содержания обучения в современном образовательном учреждении зависит, получат ли дети с ограниченными возможностями здоровья необходимые для практической деятельности знания и навыки, смогут ли социализироваться в обществе.
Большинство детей с ОВЗ имеют первичные, либо вторичные нарушения речи различной степени сложности. Зачастую, у школьников с речевыми проблемами, в зависимости от причин отставания в развитии и индивидуальных особенностей, могут возникать сенсорные, интеллектуальные, речевые и другие психические нарушения (Е.Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова и др.), затрудняющие процесс обучения детей. Наибольшие сложности в школьной и социальной адаптации испытывают, в данном случае, школьники 1-5 классов.
Слайд 2
В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Контингент детей, посещающих школьный логопункт, весьма разнообразен: первоклассники с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия; учащиеся вторых – четвёртых классов с нарушениями письменной речи смешанного характера; учащиеся четвертых –пятых классов обучающиеся по программе VIII вида.
Слайд 3
Учитывая специфику нарушений, работа на логопункте ставит целью логопедического сопровождения: создание благоприятных условий для развития речи, обучения, воспитания и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Задачи логопедического сопровождения: представлены на слайде
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
Повышение педагогической компетенции педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах логопедии.
Пути реализации данных задач:
организация речевого мониторинга;
логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми);
проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями;
участие в работе школьного ПМПК.
Слайд 4
Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ начинается с момента его поступления в школу и осуществляется по следующим направлениям: Этапы представлены на слайде. Остановимся подробнее на каждом из этапов.
Слайд 5
Этапы логопедического сопровождения:
этап - Диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Задача 1 этапа: планирование структуры и степени речевых нарушений у детей и планирование соответствующей коррекционной работы.
Обследование речи учащихся начальных классов с целью комплектования групп, определения детей для индивидуальной коррекционной и консультативной работы.
Первичное обследование логопедом состояния речи проводится совместно с учителем начальных классов. Совместно с учителем, психологом, логопедом заполняется карта динамического наблюдения на каждого обучающегося.
В 1-ых классах проводим двухэтапную логопедическую диагностику. На первом этапе осуществляем экспресс-диагностику, охватывая всех участников образовательного процесса. Это позволяет судить об уровне речевого развития первоклассников, о сформированности некоторых универсальных учебных действий ребенка (преимущественно коммуникативных и регулятивных).
Второй этап диагностики представляет собой углубленное логопедическое обследование, охватывающее все компоненты речевой системы и выявляющее сформированность всех видов универсальных учебных действий. По результатам которого комплектуются группы.
В мае проводим повторный мониторинг учащихся. Данные мониторинга сравниваем с «начальной» диагностикой и по результатам принимаем решение о необходимости продолжить коррекционные занятия или выпустить ребенка под контроль классного руководителя. Все это позволяет проводить пошаговый контроль полученных знаний учащихся.
Для диагностики и мониторинга используем «Тестовую методику диагностики устной речи» Т.А. Фотековой, нейропсихологические диагностики письма и чтения младших школьников Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой, О.Б. Иншаковой.
Слайд 6
Параметры речевого обследования представлены на слайде
состояние органов артикуляции,
фонематическое восприятие,
общая и мелкая моторика,
слоговая структура,
грамматический строй,
навыки чтения и письма.
Все обучающиеся с нарушениями речи, обнаруженные в результате первичного обследования, отмечаются в специальном журнале учета речевых нарушений.
Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи.
После проведения диагностики логопед знакомит учителя начальных классов с результатами диагностики. Раскрывает педагогу особенности речевого развития того или иного ребенка, его потенциальные возможности, а так же возможные сложности в обучении, которые будут иметь место при определенных речевых дефектах. Так же, на этом этапе логопед знакомит учителя начальных классов с направлениями коррекционной работы с целью согласования определенных тем, изучаемых по программе письма и чтения.
После того, как все дети, зачисленные в логопедическую группу, прошли речевую диагностику, логопед составляет расписание занятий и знакомит с ним учителей начальных классов.
Слайд 7
Этап – Коррекционно-развивающий
Задачи этапа:
устранение речевых нарушений;
развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе.
Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.
Слайд 8
Содержание коррекционно-развивающего направления представлено на слайде.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
В это время взаимосвязь учителя-логопеда и учителя начальных классов становится еще более тесной. И учитель начального звена и учитель-логопед стремятся к общей цели дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.
Задача логопеда устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
При составлении логопедических программ использованы: практические приемы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения (А.Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи (И.Н. Садовникова, Р.И. Лалаева, А.В. Ястребова,В.И. Городилова, Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко и других авторов).
Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся.
Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала по каждой теме, лексический материал, выбрать и применить наиболее эффективные средства коррекции речи в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей. Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта.
Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма; развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений; отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи; закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением; работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью; автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.
Слайд 9
Обобщенная структура группового логопедического занятия представлена на слайде
мотивационная установка,
коррекция звукопроизношения,
развитие фонематического анализа и синтеза,
лексико-грамматические упражнения,
развитие связной речи,
неречевых процессов, мелкой моторики
коррекция нарушений письменной речи
рефлексивный анализ.
Слайд 10
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
Частый повтор упражнений с элементами новизны
Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
Конкретность и доступность заданий
Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
Слайд 11
Этапа – Итоговый (вторая половина мая)_
Задачи данного этапа
отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребенка).
Повторная диагностика речевого развития осуществляется по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идет отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.
Слайд 12
Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами:
медицинским работником;
педагогом-психологом;
социальным педагогом;
учителями.
Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным. Такое взаимодействие помогает обеспечивать осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, а значит, стабильную результативность логопедических занятий.
В течение учебного года мы отслеживаем динамику развития сложных детей, консультируем учителей, родителей; участвуем в работе школьного ПМПк, готовим представления обучающихся на ТПМПК.
Семейное неблагополучие становится важнейшей причиной возросшего количества детских эмоциональных отклонений и нарушений. Это создает значительные проблемы в развитии ребенка и затрудняет процесс специальной коррекционно-педагогической помощи.
Социальный педагог осуществляет комплексную работу с семьей, что также является необходимым условием для достижения положительных результатов в коррекционной работе учителя-логопеда. Связь с медицинским работником школы важна и необходима, так как многие дети с нарушениями речи наблюдались и наблюдаются у разных врачей-специалистов. Эти данные должен знать учитель-логопед для работы с ними.
Слайд 13
Сотрудничество логопеда с родителями
Особенно важным является сотрудничество с родителями учеников, зачисленных на логопедический пункт. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса: это еженедельные встречи-консультации, лекции, презентации, беседы. Опыт показывает, что такая форма работы с родителями необходима, крайне важна и эффективна.
Логопед сообщает о результатах логопедического обследования, об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращает внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения, показывает приемы работы с ребенком: учит правильно выполнять артикуляционную, пальчиковую гимнастики, закреплять поставленные звуки, подчеркивает успехи и трудности ребенка, показывает, на что нужно обратить внимание дома.
Большое внимание уделяется наглядной агитации стенд для родителей с полезной информацией, рубрика «советы логопеда» на школьном сайте также пользуется вниманием родителей.
Очень полезно дать родителям посмотреть письменные работы детей дисграфиков, чтобы они могли наглядно убедиться в последствиях нарушений речи. В течение учебного года учитель-логопед постоянно поддерживает контакт с родителями, периодически сообщая им об успехах или неуспехах их детей, работает в постоянном сотрудничестве с администрацией ОО.
Слайд 14
Работа школьного ПМПк.
Логопед общеобразовательных школ принимает участие в работе школьного психологомедико-педагогического консилиума (ПМПк). Выявляя детей с особенностями не только речевого развития, он дает необходимые рекомендации для дальнейшего успешного развития ребенка или направляет при необходимости к врачу специалисту (психоневрологу, невропатологу, отоларингологу и др.)
ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ и/или состояниями декомпенсации.
Слайд 15
Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения школьников.
Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.
Результатом реализации программы должно быть:
1. Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года речевые нарушения.
2. Устранение речевых нарушений, имевшихся на начало учебного года.
Используемая литература
ФЗ «Об образовании в РФ»
Приказ Министерства образования и науки РФ от «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.,
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.;
Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.