«Зимний фестиваль знаний 2025»

Логопедические занятия дома

Логопедические занятия дома

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

Логопедические занятия дома


Как построить занятие дома?

Главные принципы домашних занятий:

  1. Регулярность. Заниматься каждый день, но не перегружая малыша и учитывая его возраст и самочувствие. Начинать можно с 3-5 минут в день, постепенно доведя до 15-25.

  2. Игровая форма. Только вы знаете, что больше всего понравится вашему ребенку: пересказ интересной истории или соревнование, кто быстрее произнесет скороговорку. Начните с заданий, которые более интересны малышу, постепенно переходя к менее увлекательным.

  3. Комфортная обстановка. Для многих видов занятий нужны, как минимум, стол, удобный стул, часто – зеркало на подставке.

  4. Терпение. Невозможно достичь потрясающего результата за один мини-урок. Подбадривайте ребенка, хвалите за успехи и не злитесь за ошибки, не смейтесь и не передразнивайте. В противном случае малыш замкнется в себе, и речевые проблемы могут усугубиться.

  5. Не делайте заданий за своего ребенка, если он с ними не справился. Смысл занятий в том, чтобы принести пользу малышу, а не впечатлить логопеда.


Виды занятий для развития речи


1. Артикуляционная гимнастика

Это комплекс упражнений, которые развивают речевой аппарат и способствуют постановке звуков. Артикуляционная гимнастика помогает произносить слова чисто и внятно даже без помощи логопеда. Подойдет для преодоления любых речевых дефектов.

Заниматься нужно ежедневно по два раза в день. Каждое занятие – по 3-5 минут, каждое упражнение – по пять раз. В день можно добавлять не более чем по одному новому упражнению.  Все занятия необходимо проводить сидя перед настольным зеркалом. Хорошо, если мать или отец выполняет их вместе с ребенком.

Примеры:

1.  «Трубочка»: губы вытягиваются вперед, зубы смыкаются.

2. «Шлагбаум»: язык поднимается за верхние зубы, рот приоткрыт.

3. «Качели»: язык двигается вниз и вверх поочередно, в каждой позиции – по несколько секунд.

4. «Заборчик»: губы удерживаются в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажаются.
5. «Блинчик»: расслабленный язык удерживается за нижними зубами.

6. «Потягушки»: язык высунут и тянется к носу, подбородку, уголкам рта поочередно.
7. «Грибок»: ребенок должен улыбнуться, широко открыть рот и присосать широкий язычок к нёбу.

8. «Лошадка»: рот открыт, губы удерживаются в улыбке. Кончик языка нужно присосать к нёбу и начать щелкать языком. Выполняется 5-6 раз.

9. «Чашечка»: улыбнуться, открыть рот и загнуть края языка в форме чашечки.

Важно научиться удерживать выбранную позу в течение необходимого времени – например, под счет от 1 до 5 или 10.


2. Развитие мелкой моторики

Речевой центр головного мозга расположен близко к моторному. Ученые доказали, что если развивать мелкую моторику рук ребенка, то есть учить его выполнять мелкие точные движения кистями и пальцами, активизируется и речевой центр. Такие упражнения полезны при любых нарушениях речи.

Упражнения:

  1. Игры с пластилином. Детям помладше достаточно мять его и лепить фигуры одного цвета, детям постарше поручайте многоцветные фигуры посложнее.

  2. Сортировка маленьких предметов (особенно важна на третьем году жизни). Смешайте в одной емкости два вида бусин или пуговиц, горох с фасолью, ракушки и камушки – и попросите малыша отделить одни от других. Можно «подогнать» под это какую-нибудь историю – например, одна кукла любит на ужин горох, а другая фасоль. Постепенно усложняйте задание – пусть в одной емкости окажутся предметы трех, четырех и более видов. Упражнение малыш должен выполнять двумя или тремя пальчиками, а остальные подогнуть.

  3. Упражнение с сыпучими веществами. Научите ребенка пересыпать крупу, горох, чечевицу из одной посуды в другую (стакан, бутылку) с помощью ложки или воронки. Погрузите в песок мелкие игрушки, бусинки и попросите малыша их найти и вытащить пальцами.

  4. Катание шариков. Ребенок катает ладонью или пальцем маленькие шарики по плоской поверхности и не дает им выскользнуть.

  5. Игра с бумагой. Ребенок комкает, рвет и разминает лист бумаги, учится попадать им в мусорную корзину.

  6. Упражнение с изюмом. Раскатайте тесто и предложите малышу украсить его изюминками. Пусть берет каждую двумя пальчиками и раскладывает на расстоянии друг от друга.


3. Пальчиковые игры

Одна из разновидностей упражнений — «пальчиковые игры». Это короткая инсценировка (часто ритмичная, стихотворная) историй, сказок с помощью пальцев. Ребенок повторяет движения взрослых.

Примеры:

  1. Молоточком я стучу (кулачки стучат друг о друга), дом построить я хочу (кончики пальцев обеих рук соединяются, изображая крышу дома). Строю я высокий дом (ладони, прилегая друг к другу, поднимаются вверх), буду жить я в доме том (хлопаем в ладоши).

  2. Мы писали, мы писали (изображаем процесс письма), наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем (встряхивание кистями рук) и опять писать начнем (движение, аналогичное тому, что было в начале упражнения).

  3. Идут четыре братца навстречу старшему (пальцы поочередно соединяем, чтобы получилась щепотка). Здравствуй, большой! Здорово, Васька-указка! (большой палец соединяем с указательным). Здорово, Мишка-середка! (большой – со средним). Здорово, Гришка-сиротка! (большой – с безымянным). Здравствуй, крошка Тимошка! (большой – с мизинцем).

  4. В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. (Все десять пальцев одновременно ритмично сгибаются и разгибаются.)

  5. Наши пальчики проснулись, потянулись, потянулись и встряхнулись. По ладошке побежали, побежали, побежали, поскакали, поскакали – и устали. (Изображаем все движения поочередно, затем встряхиваем пальцами и кладем руки на колени.)

  6. Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папочка, этот – мамочка, этот– я, вот моя семья! (Вначале рука сжата в кулак, затем разгибаем поочередно по пальцу, в конце – раскрытая ладонь.)

Желательно выполнять упражнения медленно, от 3 до 5 раз: одной, потом другой рукой, затем обеими. После каждого «сеанса» расслаблять пальцы и кисти, тряся ими.

Жестких правил по периодичности упражнений нет. Главное – регулярность.


4. Развитие слухового восприятия, фонематического слуха

Без развитого слухового восприятия невозможна правильная устная речь. Показывайте детям картинки с животными и предлагайте воспроизвести звуки, которые они издают. На прогулке обращайте внимание детей на звуки улицы, их различия. Включайте аудиозаписи со звуками природы и спрашивайте ребенка, что и где звучит. Приобщите его к аудиосказкам.

Держите дома банки с камешками, шишки, сосуды с водой, дудочки и свистки. Пусть ребенок сам извлекает из них звук.

К первому классу у ребенка уже должен быть развит фонематический слух – способность слышать и различать речевые звуки. Он должен уметь определять, есть ли в слове тот или иной звук, и подбирать слова с его использованием.

Упражнения:

  1. «Первый звук». Предложите малышу назвать первый звук в именах героев любимой сказки.

  2. «Хлопок». Выговаривайте поочередно разные звуки – пусть ребенок хлопнет в ладоши, когда услышит заданный вами.

  3. «Найди сходства». Произнесите несколько слов с одним и тем же хорошо различимым звуком и спросите ребенка, что общего между ними.

  4. «Угадай предмет». Загадайте звук – пусть ребенок назовет начинающийся с него овощ/фрукт/игрушку.

  5. «Потерянный звук». Произнесите предложение так, чтобы в одном из слов «потерялся» первый звук, и дайте ребенку «отыскать» его.

  6. «Верно-неверно». Покажите малышу вещь, назовите ее и повторите это слово, вначале произнеся один из звуков правильно, а потом – неправильно. Пусть ребенок обозначит, какой вариант верный.


5. Пополнение словарного запаса

Богатый словарный запас способствует эффективному общению и успешной учебе, а также сигнализирует окружающим, что перед ними эрудированный человек с развитым интеллектом. Словарный запас можно развивать без помощи логопеда и с любой периодичностью.

Активное пополнение начинается примерно с 2-3 лет. Если для трехлетки достаточно знать около 1200 слов, то для ребенка шести-семи лет специалисты определяют норму в 3,5 тысячи. Важно, чтобы малыш не только мельком услышал слово, но и понял его значение, запомнил и несколько раз использовал. Тогда оно закрепится в активном словаре.

Как помочь процессу:

  1. Читайте ребенку и вместе с ним, а главное – пусть он регулярно видит, как увлеченно читаете книги вы сами. Прочитанные вместе книги непременно обсуждайте.

  2. Вовлекайте ребенка в разговор, при беседе с ним и при нем говорите правильно, используйте синонимы, антонимы.

  3. Играйте с ребенком. Например, в игру «Черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Она начинается с вопроса: «Вы поедете на бал?» Далее ведущий выстраивает диалог так, чтобы вынудить игрока произнести слова «да», «нет», «черный» или «белый», а тот должен отвечать, избегая их. Если случайно произнесет – проигрывает.

Упражнения:

  • попросите ребенка придумать или найти в тексте синонимы или антонимы к заданным словам;

  • «Что такое помидор? Это овощ. А какие ты знаешь овощи?»;

  • «Солнце что делает? Утро какое?»;

  • пусть ребенок поучится подбирать родственные слова («стол», «столик», «столовая», «настольный»);

  • попросите подробно охарактеризовать предмет или существо;

  • предложите подобрать к названию животного название его детеныша.


6. Дыхательные игровые упражнения для тренировки речевого дыхания

Правильное речевое дыхание обеспечивает грамотное звукообразование, нормальные тембр, четкость, громкость, выразительность. Малышу следует научиться экономно расходовать воздух и контролировать время выдоха.


Примеры упражнений (каждое выполняется по 4-5 раз):

  1. «Задувание свечки». В роли свечи – полоска бумаги, которая удерживается в 10 см от губ ребенка. Ему предлагается медленно и плавно подуть на «свечу» так, чтобы «пламя» дрогнуло. Дуть нужно не дольше 10 секунд, после – 5-секундный перерыв.

  2. «Накачивание шины». Ребенок разводит руки перед собой, произносит «ш-ш-ш» на выдохе, медленно скрещивает руки так, что правая оказывается на левом плече и наоборот. Затем занимает исходное положение. После сжимают руки в кулаки, взяв «ручку насоса». Плавный наклон вперед с выдохом на звуке «с-с-с». Выпрямление, непроизвольный вдох.

  3. «Самолет». Пусть малыш разведет руки в стороны кверху ладонями.  Поднятие головы – вдох. Поворот в одну сторону с произношением «жжж», выдох, встать прямо, опустить руки, пауза. То же самое – с поворотом в другую сторону.

  4. «Еж». Руки на поясе, согнутые в локтях. На выдохе – «пых-пых-пых» и движение локтями вперед. Исходное положение, непроизвольный вдох.

  5. «Ворона». Руки через стороны поднимаются вверх. Ребенок медленно опускает руки и приседает, протяжно произнося «ка-а-ар». Исходное положение, непроизвольный вдох.

  6. «Гуси». Руки на поясе, медленный наклон туловища вперед, голова при этом вниз не отпускается. Произносим протяжно «га-а-а». Исходное положение, вдох.

Выполняя упражнения, в которых нужно делать плавный вдох через рот, при этом не поднимать нос, плечи и грудь и не надувать щеки.


7. Музыкальные игры

Способствуют развитию речевого слуха, улучшению владения голосом.

Помогут:

  • песни-звукоподражания («Гуси-гуси, га-га-га», «Ква-ква, говорит лягушка»);

  • игры с дублированием звуков словом (барабан «делает» тук-тук, бум-бум, колокольчик – динь-динь);

  • танцы с короткими словами, обозначающими движения (топ-топ, прыг-прыг, скок-скок);

  • пропевание звуков вместе с мамой или папой («ду-ду-ду-дудочка»);

  • исполнение любой песни под ритм хлопков и притопов;

  • угадывание песни по ритму.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее