«Зимний фестиваль знаний 2025»

Литературный ринг по сказкам "Сказочный денек"

Цель: обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок

Задачи:

Обучающие:

обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.

Развивающие:

развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе

Воспитывающие:

воспитывать бережное, аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Литературная викторина по сказкам


Цель: обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок

Задачи:

Обучающие:

обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению правильно выражать свои мысли, пополнять словарный запас.

Развивающие:

развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе

Воспитывающие:

воспитывать бережное , аккуратное обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

Ход викторины

- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие по стране сказок.

Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?

Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т. д. Злые герои - Баба - Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!


- К нам на урок пришла одна почетная гостья. Какая – угадайте.

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)

Да, это книга,а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.

В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки -
Пусть герои оживут!

(Пока звучат строки стихотворения, дети прикрепляют рисунки сказочных героев на доске).

- А знаете ли вы, что у книжки, так же, как и у каждого из нас бывают именины?

С 23 марта начнется ежегодная неделя чтения “Книжкины именины”. Впервые “Книжкины именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Туда были приглашены, в основном, дети погибших на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на то, что время было тяжелое, люди многого были лишены, не хватало еды – было решено провести этот праздник, потому что наша страна всегда была самой читающей страной мира. Книга всегда была для детей самым главным другом.

- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно.

- Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.

Начинаем нашу викторину “Поиграем”. Сегодня в ней принимают участие команды:

1. “Знайки”

Девиз: “Кто много читает, тот много знает”;

2. “Читалкины”

Девиз: “Чтоб незнайкой не прослыть, с книгой мы должны дружить”;

3. “Почемучки”

Девиз:

Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю.
Книгу в руки я возьму – и ответ узнаю”

Разминка

(Вопросы командам задаются по-очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл. За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.)

  1. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)

  2. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)

  3. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара.)

  4. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)

  5. Какой мальчик должен был выложить из льда слово “вечность”? за это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)

  6. Что говорила царица, глядя в волшебное зеркальце?
    (Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи.
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?)

  7. Где смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла)

  8. Имя папы Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? (Карло)

  9. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)

  10. Кто из трех поросят построил самый прочный домик? (Наф- Наф)

  11. Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

  12. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)

Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).

- Викторина состоит из 5 туров:

1-й тур – “Пушкин”; 2-й – “Сказки зарубежных писателей”;

3-й – “Кому принадлежат эти вещи?”; 4-й – “Русские народные сказки”;

5-й – “Сказки русских писателей”.

- На столе разложены карточки с названием туров, каждый тур имеет свой номер. Этот номер нам нужен для того, чтобы, бросив кубик с пятью номерами, определить номер тура. (Капитаны команд по-очереди бросают кубик. Выпавший номер определяет тур.)

1-й тур. “Пушкин”

(Максимальная оценка – 5 баллов.)

(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выбирают 2 вопроса, на которые они будут отвечать)

1. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?

(Свет мой, зеркальце! Скажи,/Да всю правду доложи...)

2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой/ У самого синего моря...)

3. Из какой сказки эти строки?

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

4. Сколько лет прожил старик со старухой «у самого синего моря»? (Тридцать лет и три года)

5. Сколько девиц сидели под окном, в сказке о царе Салтане..? (3 девицы)

6. Из какой сказки эти строки?

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют они

Государевой жене. («Сказка о царе Салтане...»)


7. Из какой сказки эти строки?

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился.

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)


8. Сколько раз старик закидывал невод в синие море (3 раза)

9. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

2-й тур. “Сказки зарубежных писателей”

(Конкурс капитанов. Капитаны команд вытягивают карточки с вопросами и отвечают на них. Команды имеют право помочь. Максимальная оценка – 2 балла)

  1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)

  2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен)

  3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)

  4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)

  5. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал. (Питер Пэн)

  6. Кто этот герой?

Фруктово-огородная страна

В одной из детских книжек есть она,

А в ней герой — мальчонка овощной —

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)


(Подведение итогов.)

3-й тур. “Кому принадлежат эти вещи?”

(Участники команд по- очереди достают из мешочка карточки на которых написаны слова, обозначающие волшебные вещи. Максимальная оценка – 2б.)

  1. Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. нар. сказка “Курочка Ряба”.)

  2. Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)

  3. Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)

  4. Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)

  5. Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочке. Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)

  6. Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)

  7. Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)

  8. Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)

  9. Перо жар-птицы. (Ивану-дураку. Ершов “Конек-горбунок”.)

(Подведение итогов)

4-й тур. “Русские народные сказки”

(Командам раздаются карточки с вопросами. После обсуждения, команды сами выберают 2 вопроса, на которые они будут отвечать. Максимальная оценка – 2б.)

1. Кто с кем спорил, чьи вершки, а чьи корешки? (Мужик с медведем в сказке «Мужик и медведь»)

2. Этот герой очень любит мед и кашу, а еще пирожки. На пирожках его и провели. (Медведь из сказки «Маша и медведь»)

3.Какие птицы унесли братца, в то время как сестрица загулялась-заигралась?(Гуси-лебеди)
4. У бабы Яги необычный дом. На каких ножках он стоит?(На курьих)
5. Кто поёт песенку «Несёт меня лиса за тёмные леса», призывая на помощь кота?(петух)
6. Какими словами обычно начинаются русские сказки? («В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...»)

7. В сказке говорится: «Катится наливное яблочко по серебряному блюдечку, а на блюдечке все города видны, села на полях и корабли на морях, и гор высота, и небес красота, ясно солнышко с светлым месяцем кружатся, звезды в хоровод собираются». А что у нас теперь в жизни вместо наливного яблочка да серебряного блюдечка? (Кино, телевизор, компьютер, подзорная труба, бинокль, телескоп т. д.)

8. Вспомните описание пира в сказке «Царевна-лягушка». Какие чудеса творила Василиса Премудрая? (Во время танца махнула рукой — озеро разлилось, махнула другой — поплыли по озеру белы лебеди.)

9. От кого терпит обиды добрая девочка-сирота в сказке «Морозко»?( от мачехи)
10. Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

(Петушок из сказки «Петушок — золотой гребешок»)

(Подведение итогов)

5-й тур. “Сказки русских писателей”

(“Цветик-семицветик”. На лепестках, написаны вопросы, представители команд выбирают любой лепесток с вопросом, обсуждают ответ с командой.)

  1. Кто написал сказку “Приключения Незнайки”? (Н. Носов.)

  2. Как зовут главных героев сказки Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик,почтальон Печкин.)

  3. Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.)

  4. Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского “Тараканище”.)

  5. Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван.” (Н. Носов. “Живая шляпа”.)

6-й тур. Сказки русских писателей

1. Как звали почтальона в рассказе Э.Успенского «Трое из простоквашино»?( печкин)

2. Кто написал сказку “Приключения Незнайки”? (Н. Носов.)

3. Как зовут главных героев сказки Э. Успенского “Каникулы в Простоквашино”? (Дядя Федор, кот Матроскин, собака Шарик,почтальон Печкин.)

4. С грядки старушка цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке, в лепестках есть волшебная сила,

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

Кто ее автор? («Цветик-семицветик», В. Катаев)

5. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В деревянный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

6. Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван.” (Н. Носов. “Живая шляпа”.)

7. Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.)

8. В чем волшебная сила Золотой шапки и Серебряных башмачков? (Если произнести волшебные слова, то появлялись Летучие обезьяны и выполняли желания хозяина Шапки. Если стукнуть каблуком о каблук, то Серебряные башмачки переносили в любое место.)


Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.

На этом наша викторина подошла к концу. Любите сказки, читайте сказки и помните: “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. В сказке всегда есть урок, но урок добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

-Книга будет вашим верным спутником всю жизнь.

Она оставила для вас письмо.

Письмо от Книги.

Ребята, я рада была видеть вас в своем книжном царстве.

Я – книга. Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегай меня от пятен!
Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

До встречи. Книга.






Задание «Исправь ошибку».

- Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

1.«Царевна-Индюшка»;

2. «По собачьему веленью»;

3. «Иван царевич и зеленый волк»;

4. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

5. «Петушок — золотой пастушок»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «У страха уши велики»;

8. «Лапша из топора»;

9. «Как мужик котят делил».

10. «По-собачьему велению».

11. «Сивка- мурка».

12. «Волк и пятеро щенят».


Задание «Исправь ошибку».

- Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

1.«Царевна-Индюшка»;

2. «По собачьему веленью»;

3. «Иван царевич и зеленый волк»;

4. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

5. «Петушок — золотой пастушок»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «У страха уши велики»;

8. «Лапша из топора»;

9. «Как мужик котят делил».

10. «По-собачьему велению».

11. «Сивка- мурка».

12. «Волк и пятеро щенят».


Задание «Исправь ошибку».

- Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

1.«Царевна-Индюшка»;

2. «По собачьему веленью»;

3. «Иван царевич и зеленый волк»;

4. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

5. «Петушок — золотой пастушок»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «У страха уши велики»;

8. «Лапша из топора»;

9. «Как мужик котят делил».

10. «По-собачьему велению».

11. «Сивка- мурка».

12. «Волк и пятеро щенят».



Задание «Исправь ошибку».

- Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

1.«Царевна-Индюшка»;

2. «По собачьему веленью»;

3. «Иван царевич и зеленый волк»;

4. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

5. «Петушок — золотой пастушок»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «У страха уши велики»;

8. «Лапша из топора»;

9. «Как мужик котят делил».

10. «По-собачьему велению».

11. «Сивка- мурка».

12. «Волк и пятеро щенят».



Задание «Исправь ошибку».

- Я целую неделю читала сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

1.«Царевна-Индюшка»;

2. «По собачьему веленью»;

3. «Иван царевич и зеленый волк»;

4. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;

5. «Петушок — золотой пастушок»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «У страха уши велики»;

8. «Лапша из топора»;

9. «Как мужик котят делил».

10. «По-собачьему велению».

11. «Сивка- мурка».

12. «Волк и пятеро щенят».


















Задание: «Путаница» собери слова

ОЛКЯШАПЯК


РНГСЕУОАКЧ


ЙДМОРЫДО


УАКЧЕБРАШ



Задание: «Путаница» собери слова

ОЛКЯШАПЯК


РНГСЕУОАКЧ


ЙДМОРЫДО


УАКЧЕБРАШ












Задание: «Путаница» собери слова

ОЛКЯШАПЯК


РНГСЕУОАКЧ


ЙДМОРЫДО


УАКЧЕБРАШ




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее