Литературная гостиная « Литературной дорогой
в лермонтовскую Тамань»
Сусоева
Каринэ Завеновна
учитель русского языка и литературы
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
« Литературной дорогой в лермонтовскую Тамань»
Цель: изучить «кубанские» страницы биографии М.Ю. Лермонтова, познакомить с историей создания и первой публикацией повести «Тамань»; показать многогранность натуры поэта; развивать речь учащихся, их эстетический вкус, навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения; воспитывать любовь к русской классической поэзии, к родному краю.
Ведущий 1: Впервые М..Ю. Лермонтов побывал на Кубани в период своей первой ссылки в 1837 г., в которую он был отправлен за стихотворение «Смерть поэта», посвящённое трагической гибели А.С. Пушкина. Стихотворение Лермонтова быстро распространилось по Петербургу. По распоряжению царя «за вольнодумство, более чем преступное» Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела о непозволительных стихах сослан на Кавказ. В марте 1837года Лермонтов выезжает к месту ссылки. В полк он не попал, так как тяжело заболел и вынужден был отправиться на лечение в Пятигорск. Занятый лечением, Лермонтов оставался в Пятигорске длительное время, затем некоторое время он жил в Кисловодске. (слайд 1)
Ведущий 2: Ещё летом 1837г Лермонтов был прикомандирован к экспедиционному отряду Вельяминова, действовавшему за Кубанью. Но из-за болезни в отряд отправился только осенью.
В первой половине сентября с Кавказских Минеральных вод через Ставрополь выехал он в Тамань, чтобы оттуда добраться до Анапы или Геленджика, где находился отряд Вельяминова. (слайд 2)
Ведущий 1: Путь его пролегал в основном вдоль реки Кубань, по укреплённой линии, которую один из современников охарактеризовал так: « по общему выражению, Кавказская линия, по военно-техническому «Кавказская кордонная линия», есть протяжение от Чёрного моря до Каспийского, тянувшаяся сначала вверх по правому берегу Кубани, потом недлинною сухою границей и, наконец, по левым берегам рек Малки и Терека. По этой линии проложена почтовая дорога, почти круглый год безопасная». В 30-х годах 19 века Кавказская линия делилась: на Черноморскую кордонную линию, правый фланг, центр и левый фланг. По всей линии в крепостях, укреплённых станицах и поселениях были размещены казачьи и регулярные войска. Лермонтов проезжал эти станицы, казачьи посты, возле которых стояли высокие шесты, обёрнутые соломой и облитые смолой. В ночное время всегда можно было известить линию о переправе черкесов: стоило зажечь такой факел, как весь правый берег Кубани засвечивался огнями… Путь его пролегал через Екатеринодар. (слайд 3)
Ведущий 2: В лермонтовское время Екатеринодар, войсковой центр, мало походил на город. «Большую часть года он наводнен непроходимою грязью. Кроме дома для военного атамана и нескольких зданий в крепости, для госпиталя, сарая для артиллерийского парка и конюшни, город состоит из мелких деревянных, плетневых и даже камышовых строений, крытых большей частью соломой или камышом», — сообщалось в одном официальном донесении.
Ведущий :1 Но особенный интерес вызвал у поэта город Тамань. В 30-е годы 19 века Тамань представляла заштатный город Черномории. В Краснодарском государственном архиве сохранился рапорт земского сыскного начальника в войсковую канцелярию, составленный сентябре 1837 года. «В Тамани в то время насчитывалось56 дворов, в которых проживало 278 жителей, из них 150 мужского пола и 128 жителей женского пола. Патриархальная жизнь нарушалась разве только приездом какого-нибудь влиятельного лица да поездкой местных жителей в Керчь - как бы в какую столицу». Лермонтов прибыл в Тамань вечером 26 сентября 1837г и задержался тут на несколько дней - причины, видимо, были те же, что задержали героя его повести. (слайд 4).
Чтец: «…Я отправился в крепость Фанагорию, чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик. Но, увы, комендант ничего не мог сказать мне решительного. Суда, стоящие в пристани, были все - или сторожевые, или купеческие, которые ещё даже не начинали нагружаться… »
Ведущий 1: Всё это происходило с героем повести «Тамань», которого, конечно, нельзя отождествлять с Лермонтовым. Но, несомненно, поэт использовал при создании произведения личный опыт, свои впечатления от пребывания в этих местах. То, что Лермонтов был в Фанагории, не подлежит сомнению: ведь по правилам тех далёких лет все приезжавшие в Тамань должны были отмечать подорожную в крепости, а затем могли уже размещаться в городке, находившемся в двух верстах отсюда. При въезде в Тамань сегодня, первое, что бросается в глаза - высокие земляные валы и остатки рва. Здесь во времена Лермонтова была Фанагорийская крепость, которая имела военное значение. (слайд 5)
Ведущий 1:Большой интерес представляет рисунок, подтверждающий факт пребывания Лермонтова в Тамани в сентябре 1837г. (слайд 6).
На крутом обрыве у моря изображена хата под камышовой крышей, у берега лодка с длинным веслом, на море - парусная лодка и трёхмачтовое судно с чётко вырисовывающимися снастями. Слева видны очертания мыса с двумя гористыми вершинами - это Лысая гора, во времена Лермонтова называвшаяся Каменной. Рисунок поэт сделал с натуры. Удалось найти и место, откуда он нарисовал. И помогли нам в этом «Записки» декабриста Н.И. Лорера:
Ведущий 2: Прибывшего из Сибири Лорера определили рядовым в Тенгинский пехотный полк на Кубани, уже осенью он принимал участие в экспедиции под командованием генерала Н. Н. Раевского. В ноябре 1837 года, заболев, Лорер попал в фанагорийский военный госпиталь, где ему пришлось наблюдать неблаговидные поступки лазаретного начальства. «Что только можно было украсть и оттянуть от больного, то все кралось и оттягивалось, — вспоминал Лорер. — Видя ежедневно все ужасы... я не в силах был более оставаться в стенах госпитальных».
Ведущий 1: Однажды, спустившись из крепости к морскому берегу, декабрист увидел на обрыве чистенькую землянку с трубою и тремя окнами. Он полюбопытствовал и вошел в жилище, где его встретила хозяйка — казачка. «У нее нашлась особая горенка, и мы сошлись в цене. Стол, три стула, кровать составляли мою мебель, пол был вымазан желтою глиной и усыпан пахучими травами...»
О расположении этого жилища Лорер писал так: «Землянка моя... как бы сказать, лепится у самого моря, так что я постоянно слышу плеск волн, ударяющих в песчаный берег».
Ведущий 2: Во времена Лермонтова на всем протяжении от Фанагории до Тамани небольшая хатка была единственным зданием, располагавшимся за крепостным валом. Если сейчас войти на территорию бывшей крепости, ограниченную земляным валом, подойти к крутому обрыву, то можно увидеть хребет с характерной двугорбой вершиной Каменной горы, изображенной на рисунке Лермонтова. Стоявшая избушка на берегу моря привлекла внимание Лермонтова, когда он бродил в окрестностях крепости. Тогда и был сделан ныне известный рисунок.
Ведущий 1: Ещё в конце 19 века, задолго до открытия музея, местный краевед В.Соколов поставил перед собою цель определить, в каком доме жил поэт. В повести «Тамань» мы находим такое описание: «… Мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего жилища; на дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её, и внизу беспрерывным рокотом плескались тёмно- синие волны…»
Ведущий 2: В. В. Соколов узнал имя владельца и установил точное местонахождение дома. В архиве семьи Савельевых сохранилась купчая с записью «1823, сентября 24 Елизавета Лебедева продала дом свой за сто рублей войска Черноморского казаку Федору Мыснику...» В купчей речь идет об одном доме, цена на который при перепродаже падала (сначала он стоил 200 рублей). Это свидетельствует о том, что длительное время дом не ремонтировался и ветшал. Но в повести «Тамань» говорится о двух постройках. Вероятно, через какое-то время Мысник выстроил второй, большего размера, дом, поставив его несколько в стороне от обрыва, так как первая лачужка стояла у самой кручи.
Внук Федора Мысника рассказывал В. В. Соколову, что два двора на берегу моря составляли когда-то один двор — его деда. Мысник, по словам внука, занимался рыбной ловлей, для чего держал у себя несколько баркасов, которыми за плату широко пользовались и контрабандисты, чей притон был тут же, под кручей.
Ведущий 1: В 1838 году в Тамани оказался сослуживец Лермонтова по Гродненскому гусарскому полку М. И. Цейдлер. Как правило, все прибывавшие сюда военные жили не в крепости, а снимали квартиры у жителей городка. Так было и с Цейдлером, который совершенно случайно, как потом выяснилось, поселился в том доме, где годом раньше провел несколько дней Лермонтов. Цейдлер вспоминал:
ЧТЕЦ: «Мне отвели с трудом квартиру, или, лучше сказать, мазанку, на высоком утесистом берегу, выходящем к морю мысом. Мазанка эта состояла из двух половин, в одной из коих я и поместился. Далее, отдельно, стояли плетневый, смазанный глиной сарайчик и какие-то клетушки. Все эти невзрачные постройки обнесены были невысокой каменной оградой. Однако домик мой показался мне приветливым: он был чисто выбелен снаружи, соломенная крыша выдавалась кругом навесом, низенькие окна выходили с одной стороны на небольшой дворик, а с другой — прямо к морю. Под окнами сделана была сбитая из глины завалина. Перед крылечком торчал длинный шест со скворечницей. Внутри все было чисто, смазанный глиняный пол посыпан полынью. Вообще как снаружи, так и внутри было приветливо, опрятно и прохладно. Я велел подать самовар и расположился на завалинке. Вид на море для меня, жителя болот, был новостью... Керченский берег чуть отделялся розоватой полоской и, постепенно бледнея, скрывался в лиловой дали. Белые точки косых парусов рыбачьих лодок двигались по всему взморью, а вдали пароходы оставляли далеко за собой черную струю дыма».
Ведущий 2: В этот период Лермонтов собрал большое количество материала для своих будущих произведений. Обрывистый берег моря, живописные пейзажи, островки зелени, разбросанные повсюду, - всё это способствовало проявлению Лермонтовым творческого потенциала. Он не только выступал в роли поэта, но и проявил себя как художник.
Поэт уехал из Тамани 28 сентября 1837г.
Ведущий 1: От коменданта Фанагорийской крепости он узнал, что добираться в район Геленджика, где должен находиться экспедиционный отряд, не следует. В Геленджике был пожар - сгорели склады с мукой, сеном, вследствие чего был отдан приказ об отмене экспедиции. ( слайд 8)
Лермонтов покинул Тамань, переночевал в Ивановской и на следующий день отправился в Ольгинское укрепление (ныне не сохранилось). Ныне недалеко от этого места расположен хутор Тиховский. Во времена Лермонтова это село было укреплением кордонного участка Кавказской линии. Возникло на левом берегу Кубани в 1831 году на базе крепости Благовещенской, основанной А. В. Суворовым. В Ольгинском Лермонтов получил 29 сентября приказ отправиться в свой полк в Тифлис. Из Ольгинского поэт в первых числах октября через Екатеринодар, Усть-Лабинское укрепление, Кавказскую, Прочный Окоп прибыл в Ставрополь. На этом первое посещение Кубани Лермонтовым было закончено.
Ведущий 1: В 1837г, покидая Кубань, поэт вряд ли думал, что вновь окажется здесь. И все же ему пришлось побывать в приморском городке еще раз. Как и в прошлое путешествие, в этот раз он остановился в Тамани. ( слайд 9)
За участие в дуэли с Барантом в1840 году Лермонтов был выслан из Петербурга. С начала своей ссылки Лермонтов окунается в бушующую на Кавказе войну. Хотя поэт и не имел желания участвовать в войне, осуждая ее, но все-таки был вынужден принимать участие в боевых операциях. И здесь Лермонтов проявил себя истинным патриотом, защищающим свою родину. Все лето и осень провел он в экспедиционном отряде генерал-лейтенанта А. В. Галафеева, а в декабре вернулся в свой полк на Кубань. ( слайд 10)
Ведущий 1: Это подтверждается воспоминаниями декабриста Н. И. Лорера. В альбоме, подаренном им в 1866 году А. А. Капнист, внучке известного поэта и драматурга В. В. Капниста и дочери декабриста А. В. Капниста, так описал он свое первое знакомство с поэтом в 1840 году: «Я жил тогда в Фанагорийской крепости в Черномории. В одно утро явился ко мне молодой человек в сюртуке нашего Тенгинского полка, рекомендовался поручиком Лермонтовым, переведенным из лейб-гусарского полка. Он привез мне из Петербурга от племянницы моей, Александры Осиповны Смирновой, письмо и книжку...»
Декабрист указал конкретное место встречи — Фанагорийская крепость, в двух верстах от Тамани.
Ведущий 1: Сохранился еще один документ — отношение из штаба войск на Кавказской линии и в Черномории командиру Тенгинского пехотного полка о местонахождении поручика Лермонтова (11 ноября 1840 года). Сообщалось, что «по окончании же экспедиции он будет отправлен к командуемому Вами полку». Итак, можно с уверенностью сказать, что в двадцатых числах декабря 1840 года Лермонтов второй раз пересек Кубань. До недавнего времени считалось, что поэт держал путь в Ивановскую, где находилась штаб-квартира Тенгинского пехотного полка. Оттуда приехал в Тамань для встречи с декабристом Н.И. Лорером. Но в одной из глав своей книги об истории Тенгинского пехотного полка Д. В. Ракович писал:
ЧТЕЦ: «К концу июля месяца (1840 года) в станицу Ивановскую прибыли маршевые батальоны 6-го пехотного корпуса на укомплектование людьми, всею штаб-квартирою и 4-мя баталионами выступили в крепость Анапу... По прибытии в Тамань люди были посажены 24 августа на суда и перевезены в места расположения баталионов». Штаб-квартира Тенгинского полка с августа 1840 года временно переместилась в крепость Анапу. В Ивановской остались лишь нестроевая и инвалидные роты, часть полковых лошадей, обоз, цейхгаузы. Все остальные роты Тенгинского полка были в течение нескольких лет разбросаны по укреплениям восточного берега Черного моря.
Ведущий 1: В Анапу и ехал Лермонтов зимой 1840 года. В лермонтовское время тут была только крепость (до 1829 года принадлежала Турции), где располагался штаб Тенгинского пехотного полка. . ( слайд 11)
Проехать в крепость Анапу Лермонтов мог только через Тамань. Другая дорога через Абинское укрепление была настолько небезопасна, что ею тогда практически не пользовались. Неспокойной была обстановка и в районе Тамани. Осенью 1840 года декабрист Лорер и доктор Н. В. Майер выехали из Тамани в крепость Анапу:
Чтец: «Правый фланг нашего небольшого подвижного отряда упирался в море, левый шел по небольшим песчаным возвышенностям, из-за которых стали показываться горцы, сначала конные, а потом и пешие, и набралось их несколько десятков. ( слайд 12)
Я шутил над доктором Майером, предрекая ему неизбежный плен, но на всякий случай мы намеревались обратить его экипаж в крепость и не дешево продать свою свободу. К большой радости нашей, мы достигли каменной передовой башни, устроенной для сигналов. На верхней платформе стоит постоянно заряженная пушка, и 6 казаков зорко следят за окрестностью. Незавидное местечко, и не желал бы я там жить. От башни открылись нам турецкий минарет и Анапа — цель нашего путешествия»
Ведущий 1:
Чтец: Анапа в то время имела вид «богатой малороссийской деревни; дома большею частию мазанки, покрыты камышом; улиц почти нет... Дом турецкого коменданта сильно пострадал от нашего флота во время осады и теперь пуст. Жители отправляются с конвоем брать воду в речке Анапа, в расстоянии двух верст от крепости. Крепостные лошади пасутся за крепостью под прикрытием пушки».
Так писал в те годы один из путешественников. На этот раз поэт пробыл на Тамани непродолжительное время… И зимой 1840, встретив в Тамани своего друга Лорера, Лермонтов отправился дальше в штаб полка и прибыл в Анапу, где провёл две недели. После чего Лермонтов отправился в Петербург, в отпуск, который был разрешён ему вследствие хлопот бабушки. На этом посещения Кубани Лермонтовым закончились.
Побывав на Кубани, Лермонтов написал множество произведений. Наиболее известные из них - это повести «Тамань», «Фаталист», стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ты помнишь ли». ( слайд 13)
Ведущий 2: В 1976г в городе Тамани открылся музей, посвящённый пребыванию Лермонтова на Кубани.( слайд, 16)
Небольшая крытая камышом хата составляет его основу. В ней воссоздана обстановка, описанная Лермонтовым. … «Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель. На столе ни одного образа- дурной знак!. В разбитое стекло врывался морской ветер. Я вытащил из чемодана восковой огарок и, засветив его, стал раскладывать вещи, поставил в угол шашку и пистолеты положил на стол, разостлал бурку на лавке…»
В специально построенном здании музея размещена литературная экспозиция, рассказывающая о двух поездках поэта по кубанской земле. Интересен раздел, повествующий о создании и первой публикации повести «Тамань» и всего романа «Герой нашего времени». «Тамань» - художественное произведение, но Лермонтов изобразил в повести реальные лица, подлинные события. ( слайды 17,18,19 )
Ведущий 1: Из всех персонажей повести «Тамань» лишь один назван по имени — контрабандист Янко, который решительно заявляет: «...поеду искать работы в другом месте». А не мог ли Лермонтов изобразить под этим именем конкретного человека? Многим исследователям кажется, что мог. Внимание привлекает личность Якова Бараховича, о котором знали не только на Черноморском побережье. Офицер Генерального штаба Г. И. Филипсон, находившийся в Ставрополе, писал, что, начав службу рядовым казаком, Барахович скоро стал хорунжим, затем есаулом Азовской флотилии и в несколько лет дошел до чина полковника, имел много орденов. ( слайд 15)
Ведущий 2: Князь Г.Г. Гагарин, художник, которого связывало с Лермонтовым творческое содружество, будучи в 1837 году в Геленджике, сделал портрет Бараховича. На нем сохранилась надпись: «Есаул Барахович, выходец из Турции (теперь служит в Азовском казачьем войске)». Азовские казаки в прошлом жили за Дунаем среди турок. Вернувшись после 1828 года на родину, они, как смелые и искусные моряки, были назначены в конце 30-х годов в образованную для борьбы с турецкими контрабандистами флотилию. Интересно, что лермонтовский Янко хотя и «в татарской шапке, но острижен он был по-казацки.
Ведущий 1: По воспоминаниям Филипсона, Барахович был в прошлом контрабандистом: «как потом оказалось... занимался между прочим морским разбоем». Да и в обнаруженных в Краснодарском государственном архиве документах говорится об этом. Начальник Бараховича А. Ф. Дьяченко обвинял своего подчиненного даже в 1838 и 1839 годах в контрабандных действиях. Не исключено, что эта легендарная фигура заинтересовала Лермонтова и в повести «Тамань» он придал контрабандисту Янко черты Якова Бараховича.
Ведущий 2: Побывав на Кубани, Лермонтов привнёс сюда частичку своего таланта.
Чтец: «Лермонтов близок мне удивительным слиянием русской, подлинно народной лирики и романтики. Тут он первый в русской поэзии. Я люблю многие стихи Лермонтова, и очень мне дорог его «Герой нашего времени». Никто, пожалуй, так не отразил в русской литературе свою эпоху, как лермонтовский «Герой нашего времени». К «Тамани» у меня самое нежное отношение. Я читал и перечитывал ее много раз: в детстве, до войны, на фронте, в госпиталях и неоднократно после войны. И вообще, когда мне худо, я перечитываю эту прекрасную повесть», — пишет писатель Сергей Баруздин.
Ведущий 1: И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого. (слайд 20)
Письма, отзывы посетителей музея свидетельствуют об огромном интересе к творчеству и жизни Лермонтова. Кубанские поэты посвящают Лермонтову стихи, кубанские композиторы создают музыкальные произведения на его строки, скульпторами созданы прекрасные памятники. Почитатели Лермонтова приезжают сюда из разных уголков земли, чтобы прикоснуться к истории и ощутить гений великого поэт ».(слайд 21)
Список использованных источников и литературы:
1. По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ, Сост. О. В. Миллер; Москва, Профиздат, 1989.
2. Андронников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки.- 4-е изд.-М.: Художественная литература, 1977.
3. Лермонтовская энциклопедия.- Москва. Советская энциклопедия, 1981.
4. Мануйлов В.А. Лермонтов. «Герой нашего времени». Комментарий.- Л. Просвещение, 1976.
5. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. Москва,.Художественная л литература, 1984. 479с. Сер. «Классики и современники. Рус. классич. лит.».