«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Литературное чтение "Кот ворюга"

Предлагаю разработку открытого урока по литературному чтению

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок литературного чтения. 4 класс.

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга» (второй урок)

Пояснительная записка

Автор материала (Ф.И.О.)

Кобцева Елена Петровна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

КГУ «Основная школа села Акпан»

Название материала

Урок по теме «Кот-ворюга»

Класс

4 класс

Учебный предмет

Литературное чтение

Название учебного пособия

Учебник: Жаданова К.Х., Бражникова Е.Д.. Литературное чтение 4 класс – Ч. 1. – «Алматыкитап баспасы», 2015

Вид ресурса (презентация, видео, текстовой документ и др.)

Текстовой документ, презентация

Оборудование

Индивидуальные карточки, картинки, компьютер, проектор

Цели

Учить анализировать литературное произведение и выстраивать аргументированные доказательства

Задачи

  1. обучать приёмам работы над художественным произведением;

  2. развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности, коммуникативные способности, расширять словарный запас;

  3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Список используемой литературы. Ссылки на Интернет-исочники

http://paustovskiy.niv.ru/

http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt/84-k.paustovskijj.-kot-vorjuga.html

http://dvoyki-net.narod.ru/paustovskii/kot_voryuga

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задачи этапа, УУД









Ход урока



  1. Организационное начало урока.

Эмоциональный настрой. (1 мин.)

-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! ( Слайд 1)

4А класс приветствует вас на уроке литературного чтения.

Психологический настрой 

-Ребята, я желаю вам плодотворной работы на уроке, который

достигнет цели, если мы будем работать слаженно.

Девизом нашей работы станут строки: ( Слайд 2)



Добро всегда добром возвращается.



- Как вы понимаете эти слова? (1 или 3уч.)

-К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением с которым мы будем работать на уроке и эпиграфом.

II. Подготовка к восприятию темы. ( 3 мин.)

Отгадывают загадку, объясняют связь загадки с уроком.



Загадка: (Слайд 3)



- Прочитайте четверостишие. ( читают про себя)



Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетина, дугою спина,

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.



-Подумайте, к какому литературному жанру мы его можем отнести. (Это загадка)



-А любая загадка требует отгадки.



- Кто это? (Кот)

Переведите это слово на казахский и английский языки.

Кошка, кот на казахском языке - мысық,

Кошка, кот на английском языке – ( Слайд4)

- А как вы думаете, почему я выбрала загадку именно про кота?

(На прошлом уроке мы читали рассказ К.Паустовского «Кот – ворюга») (Слайд 5)

III. Мотивация к деятельности:

- Вы приготовили дополнительную информацию о котах и кошках.

-Давайте её послушаем.

(Выступления учеников.)

1 Я прочитал: Кошки пришли к людям 3-5 тысяч лет назад в древнем Египте. Там очень хорошо относились к кошкам. Кошки охраняли закрома древних египтян от мышей и этим вызывали любовь и уважение.

2 Я нашла заметку в энциклопедии:  На нашей планете около четырехсот миллионов домашних кошек. Но распределены они по странам мира очень неравномерно. Например, в Перу, Габоне кошек не держат совсем. А США – лидер по кошачьему населению, их численность почти 60 миллионов. В Австралии на 10 жителей приходится 9 мяукающих животных. Во Франции 8 миллионов кошек, в Великобритании – 6. В Австрии кошек всего 1 миллион, но это вдвое больше чем собак.

Мне рассказала бабушка: Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
4 Я выяснила: - Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)

5.Я знаю, почему кошки так часто умываются.

Дело тут не просто в чистоте – кошки постоянно слизывают с себя не столько приставшую к ним грязь, крошки  от еды, сколько собственный запах. Для них это очень важно: кошки и домашние, и дикие,  - охотники.

        6.Ребята, а вы знаете для чего кошке длинные усы?

Усы, эти длинные волоски, животным просто необходимы. Ими они распознают предметы «на ощупь». Примерно так же, как мы, люди, пальцами. Кошачьи усы – это чувствительные волоски – вибриссы. На латинском «вибрио» значит «дрожание», «колебание». Усы эти необыкновенно чутки: задели, тронули что-то – и животное сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава.

7.А я узнал из Интернета: В мире очень много бездомных кошек Проблема этих животных является одной из наиболее серьёзных . К счастью, существуют небезразличные к этому делу люди, просто добрые души, которые помогают бездомным животным. Покормить бездомную кошку – значит, намного облегчить ей жизнь, ведь пропитание добывать трудно, особенно в холодное время года. Кошки очень чувствительны к низким температурам и замерзают уже при -15 градусах. Ребята, будьте милосердны к бездомным кошкам!



Учитель: К. Г. Паустовский в своем рассказе поднял важную проблему, которая заставила нас задуматься о том, как живется бездомным животным.



V.Проверка домашнего задания: Работа в группах.

- А теперь перейдём к проверке домашнего задания.

- Вы разделены на группы, каждая группа получила своё задание, на листах форматом А 4, прежде, чем вы приступите к работе, давайте повторим правила работы в группах. ( Дети читают ) (Слайд 6)



-На выполнение данных заданий вы получаете минут.

- Время пошло (Слайд – таймер)



(- Итак, 1 группа готова

Встаёт спикер

Наша группа получила задание……



1группа.

Задание для группы №1.

Восстановить биографию автора.

Родился К________ Г____________ Паустовский в семье _____________ служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям ----------. Детство будущего писателя прошло на ---------- – сначала в деревне, потом в Киеве.  После окончания гимназии Паустовский учился в----------- и --------- университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до ---------- и журналиста.

Мы знакомы с его произведениями ______________, _________________, _________________________________________ .

Вывод: Кроме того, ребята хочется добавить, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, о любви к животным и доброте людей.







- Вторая группа озвучьте ваше задание.

и так все поочереди)



2Группа.

Задание для группы №2.

Упражнение на соответствие:

Кот –ворюга, потерявший совесть, бандит, бродяга, обворовывал, ловко прятался, разорванное ухо, рыжий.

Лёнька – сын сапожника, ловкий, бесстрашие, взял шёлковую леску,

Рувим- друг автора, задумчиво сказал.

Мы – пришли в отчаяние, не знали как поймать, преследовали, бросились в погреб, обнаружили пропажу, начали трясти берёзу.

Куры- влезли на стол, начали склёвывать, перевернули кувшин, опасались воровать.



Вывод:

-Молодцы, ребята, вы знаете героев, характеристику, их поступки.





3Группа.

Задание для группы №3.

Восстановить рассыпанный план к тексту:

1. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит.

2. Звали кота за глаза Ворюгой.

3. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

4. Наконец кот попался.

5. Это оказался тощий, огненно – рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе.

6. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

Вывод:

- Ребята, этот план поможет вам подготовиться к выполнению домашнего задания, которое вы получите в конце урока.



4Группа.

Задание для группы №4.

Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о добром отношении людей к коту.

( стр.137 от слов кот зажмурил глаза до мирно захрапел)

Вывод:

- Что вас больше всего поразило в этом отрывке: действия людей или поведение кота?



- Молодцы, ребята, действительно, доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось.

Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.



- Презентация работы групп. Оценивание. Комментарии.

Вывод: Молодцы, хорошо усвоили материал прошлого урока.



Физминутка



- Приглашаю вас ребята, на физминутку.

























V. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Ребята, представьте такую ситуацию, мы с вами работаем в издательстве, которое выпускает литературный журнал. ( Слайд7)



( Наглядность – журнал на доску, когда дети будут работать)

Наша задача на уроке - подготовить материал для рубрики в мире животных, данный материал будет посвящён этому произведению.

- Как вы считаете, какими специальностями надо владеть, чтобы работать в издательстве?

(редактор, журналист, художник, корреспондент).

- Спасибо, ребята. Мы продолжаем.

Итак ,1 и 2 группы – это отдел расследования

3группа вы отдел информации

4 группа отдел писем.

Каждый отдел получает своё задание, через 7 минут, вы ознакомите нас с результатами своей литературной деятельности.

- Возьмите задания на форматах А 3 (Слайд таймер)



Задание для группы №1

Отдел расследования

Работа с сюжетными таблицами.

Задание. Заполните таблицу, перечитав текст от начала до слов…

Кто? Как выглядит?

Что сделал?

Когда?

Где?

Почему?

  Кот (в начале рассказа)

 

 

 

 

 

 

 

 






Продолжите вывод: Нам кот (не) понравился: он (какой?)___________.Ведёт себя так, потому что____________________________________________________________





Задание группе№2 

Отдел расследования

Заполните таблицу о поступках кота во второй половине текста. Попытайтесь их объяснить.

Кто? Как выглядит?

Что сделал?

Когда?

Где?

Почему?

  Кот (в конце рассказа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулируйте вывод, отвечая на вопросы:

-Как изменились повадки кота?

-Каким он стал?

-Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?

После презентации 2 группы – инсценировка (5 мин.)

- Сейчас вы посмотрите инсценировку стихотворения Алексея Дмитриева БЕЗДОМНАЯ КОШКА.

- Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос, в чём сходство и различие бездомной кошки и кота ворюги.

Алексей Дмитриев

БЕЗДОМНАЯ КОШКА

Однажды я встретил бездомную кошку:

- Как Ваши дела?

- Hичего, понемножку...

- Я слышал, что Вы тяжело заболели...

- Болела.

- Так, значит, лежали в постели?

- Лежала на улице много недель -

Бездомной, мне некуда ставить постель.

Подумал я: "Странно, что в мире огромном

Hет места собакам и кошкам бездомным."

- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной -

Темнеет, и значит, пора нам домой!

Мы шли с ней по улице гордо и смело -

Я молча, а кошка тихонечко пела.

О чем она пела? Возможно, о том,

Что каждому нужен свой собственный дом.



- Чем похожа наша бездомная кошка на Кота Ворюгу?

-Ребята, а может быть, кто - то видит различие?

Задание группе №3

Отдел информации

Задание. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Заполните таблицу, опираясь на текст.

Кто?

Как называет кота?

Когда?

Почему?

  автор

 

 

 

 

 

 



Сформулируйте вывод, опираясь на вопросы:

Как автор относится к коту? Осуждает или сочувствует? А как вы относитесь к проделкам кота?



Задание группе №4

Отдел писем

Пословицы

Не поймали вора сегодня, /поймают завтра.

Вор ворует, /а мир горюет.

Украсть — /в беду попасть.

Собака бывает кусачей /только от жизни собачьей

Доброму слову /и кошка рада. 
Где слова привета, там улыбка для ответа. 
Ласковое слово слаще меда. 
Какими глазами ты смотришь, такими смотрят и на тебя. 
Как аукнется, / так и откликнется.

Ласковое слово /слаще меда. 
Какими глазами ты смотришь, /такими смотрят и на тебя. 
Как аукнется, / так и откликнется.

Вывод:

- Какая из предложенных пословиц на ваш взгляд больше всего подходит к данному произведению.





Презентация групп. Размещение материалов в литературном журнале.

  • 1 группа готова?

  • Итак, результаты отдела расследования.

- Спикер приглашаю вас выйти к доске

( вместе к доске, а потом рассказывает)

Вывод:

-Всем отделам спасибо большое за работу, у нас с вами готов очередной выпуск журнала проба пера.



-Мы с вами продолжаем, ребята, скажите, пожалуйста,

кто такой волонтёр?

(Волонтёр – человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно – полезной деятельностью. ) (Слайд 8)



-Волонтёры стараются пристроить питомцев в хорошие руки.

-Цель волонтёров: вылечить, накормить животных, а потом найти им хозяина. Но лучше, чтобы у каждого был свой дом. Человек всегда в ответе за тех, кого приручил.



- Я предлагаю вашему вниманию видео ролик о приютах для бездомных животных.

- Подумайте, пожалуйста, с какой целью я показываю его.

- И мне хотелось бы, что бы после его просмотра вы ответили на вопрос ,что общего между рассказом, видео роликом.

(Слайд видео - ролик о приютах)

- Ребята, я повторяю вам вопрос, что общего между рассказом и видео роликом.

( ответы уч-ся)

- Написав это произведение, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

- Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек.

Это в его силах сделать грустное - весёлым,

Серое – ярким, злое – добрым. Помните об этом!



Рефлексия

-Ну а теперь переходим к заключительной части нашего урока и я вам предлагаю ещё одну творческую работу.

1и 2 группе предлагаю написать синквейн о коте.

3 и 4 группе написать эссе от имени кота.

3 и 4 группа можете начинать работать.

А 1и 2 группе я предлагаю вспомнить, что такое синквейн.

( Слайд 9)

Приступайте к работе.

Примерный ответ

  1. кот-ворюга

  2. грязный, рыжий

  3. бегает, ворует, царапает

  4. Он одинокий, ему нужна забота

  5. Хороший друг

- А теперь послушаем, что у вас получилось.

Итог урока:

- Над каким произведением мы работали?

- Чему учит нас это произведение?

( мы в ответе за тех, кого приручили)

- Ребята, эпиграфом нашего урока были строки Добро всегда добром возвращается ( Слайд 10)

- Объясните, какая связь между произведением и нашим эпиграфом.

Домашнее задание:

- Предлагаю следующее домашнее задание ( Слайд 11)

- А вы выберете в соответствии со своими желаниями и возможностями.

1.Подготовьте пересказ текста по плану.

2.Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

3.Рекомендуете ли вы своим друзьям прочитать это произведение?

Попробуйте дома сделать рекламу. ( Слайд 12)

Резерв – тест.



- На выполнение его вам три минуты. Время пошло.



Тест

  1. Жанр этого произведения:

  • сказка

  • рассказ

  • повесть

  1. От имени кого ведётся повествование?

  • Лёньки

  • кота

  • автора

  1. Кто главный герой рассказа?

  • Лёнька

  • кот

  • голенастый петух

  1. Как звали кота?

  • бандит

  • бродяга

  • ворюга

  1. Что такое кукан?

  • металлическая сетка

  • палочка, на которую одевается пойманная рыба

  1. Где кот попался?

  • на берёзе

  • в узком лазу

  1. Чей совет тебе кажется более разумным?

  • Лёньки

  • Рувима

  1. Как повлиял ужин на кота?

  • убежал из дома

  • перестал воровать

- Мне подадут свои тесты……………..

- Все остальные передайте вперёд свои тесты, результат узнаете на следующем уроке.





Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью.

Мы знакомы с его произведениями – Стальное колечко, Телеграмма, Тёплый хлеб,

Бабушкин сад, Барсучий нос, Заячьи лапы, Подарок, Маша, растрёпанный воробей,

Корзина с еловыми шишками.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее