Урок литературного чтения. 4 класс.
К.Г.Паустовский «Кот-ворюга» (второй урок)
Пояснительная записка
Автор материала (Ф.И.О.)
Кобцева Елена Петровна
Должность
Учитель начальных классов
Образовательное учреждение
КГУ «Основная школа села Акпан»
Название материала
Урок по теме «Кот-ворюга»
Класс
4 класс
Учебный предмет
Литературное чтение
Название учебного пособия
Учебник: Жаданова К.Х., Бражникова Е.Д.. Литературное чтение 4 класс – Ч. 1. – «Алматыкитап баспасы», 2015
Вид ресурса (презентация, видео, текстовой документ и др.)
Текстовой документ, презентация
Оборудование
Индивидуальные карточки, картинки, компьютер, проектор
Цели
Учить анализировать литературное произведение и выстраивать аргументированные доказательства
Задачи
обучать приёмам работы над художественным произведением;
развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности, коммуникативные способности, расширять словарный запас;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Список используемой литературы. Ссылки на Интернет-исочники
http://paustovskiy.niv.ru/
http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt/84-k.paustovskijj.-kot-vorjuga.html
http://dvoyki-net.narod.ru/paustovskii/kot_voryuga
Этап урока, время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Задачи этапа, УУД
Ход урока
Организационное начало урока.
Эмоциональный настрой. (1 мин.)
-Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! ( Слайд 1)
4А класс приветствует вас на уроке литературного чтения.
Психологический настрой
-Ребята, я желаю вам плодотворной работы на уроке, который
достигнет цели, если мы будем работать слаженно.
Девизом нашей работы станут строки: ( Слайд 2)
Добро всегда добром возвращается.
- Как вы понимаете эти слова? (1 или 3уч.)
-К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением с которым мы будем работать на уроке и эпиграфом.
II. Подготовка к восприятию темы. ( 3 мин.)
Отгадывают загадку, объясняют связь загадки с уроком.
Загадка: (Слайд 3)
- Прочитайте четверостишие. ( читают про себя)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
-Подумайте, к какому литературному жанру мы его можем отнести. (Это загадка)
-А любая загадка требует отгадки.
- Кто это? (Кот)
Переведите это слово на казахский и английский языки.
Кошка, кот на казахском языке - мысық,
Кошка, кот на английском языке – ( Слайд4)
- А как вы думаете, почему я выбрала загадку именно про кота?
(На прошлом уроке мы читали рассказ К.Паустовского «Кот – ворюга») (Слайд 5)
III. Мотивация к деятельности:
- Вы приготовили дополнительную информацию о котах и кошках.
-Давайте её послушаем.
(Выступления учеников.)
1 Я прочитал: Кошки пришли к людям 3-5 тысяч лет назад в древнем Египте. Там очень хорошо относились к кошкам. Кошки охраняли закрома древних египтян от мышей и этим вызывали любовь и уважение.
2 Я нашла заметку в энциклопедии: На нашей планете около четырехсот миллионов домашних кошек. Но распределены они по странам мира очень неравномерно. Например, в Перу, Габоне кошек не держат совсем. А США – лидер по кошачьему населению, их численность почти 60 миллионов. В Австралии на 10 жителей приходится 9 мяукающих животных. Во Франции 8 миллионов кошек, в Великобритании – 6. В Австрии кошек всего 1 миллион, но это вдвое больше чем собак.
3 Мне рассказала бабушка: Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
4 Я выяснила: - Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
5.Я знаю, почему кошки так часто умываются.
Дело тут не просто в чистоте – кошки постоянно слизывают с себя не столько приставшую к ним грязь, крошки от еды, сколько собственный запах. Для них это очень важно: кошки и домашние, и дикие, - охотники.
6.Ребята, а вы знаете для чего кошке длинные усы?
Усы, эти длинные волоски, животным просто необходимы. Ими они распознают предметы «на ощупь». Примерно так же, как мы, люди, пальцами. Кошачьи усы – это чувствительные волоски – вибриссы. На латинском «вибрио» значит «дрожание», «колебание». Усы эти необыкновенно чутки: задели, тронули что-то – и животное сразу чувствует: тут ветка, тут дерево, а тут трава.
7.А я узнал из Интернета: В мире очень много бездомных кошек Проблема этих животных является одной из наиболее серьёзных . К счастью, существуют небезразличные к этому делу люди, просто добрые души, которые помогают бездомным животным. Покормить бездомную кошку – значит, намного облегчить ей жизнь, ведь пропитание добывать трудно, особенно в холодное время года. Кошки очень чувствительны к низким температурам и замерзают уже при -15 градусах. Ребята, будьте милосердны к бездомным кошкам!
Учитель: К. Г. Паустовский в своем рассказе поднял важную проблему, которая заставила нас задуматься о том, как живется бездомным животным.
V.Проверка домашнего задания: Работа в группах.
- А теперь перейдём к проверке домашнего задания.
- Вы разделены на группы, каждая группа получила своё задание, на листах форматом А 4, прежде, чем вы приступите к работе, давайте повторим правила работы в группах. ( Дети читают ) (Слайд 6)
-На выполнение данных заданий вы получаете минут.
- Время пошло (Слайд – таймер)
(- Итак, 1 группа готова
Встаёт спикер
Наша группа получила задание……
1группа.
Задание для группы №1.
Восстановить биографию автора.
Родился К________ Г____________ Паустовский в семье _____________ служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям ----------. Детство будущего писателя прошло на ---------- – сначала в деревне, потом в Киеве. После окончания гимназии Паустовский учился в----------- и --------- университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до ---------- и журналиста.
Мы знакомы с его произведениями ______________, _________________, _________________________________________ .
Вывод: Кроме того, ребята хочется добавить, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, о любви к животным и доброте людей.
- Вторая группа озвучьте ваше задание.
и так все поочереди)
2Группа.
Задание для группы №2.
Упражнение на соответствие:
Кот –ворюга, потерявший совесть, бандит, бродяга, обворовывал, ловко прятался, разорванное ухо, рыжий.
Лёнька – сын сапожника, ловкий, бесстрашие, взял шёлковую леску,
Рувим- друг автора, задумчиво сказал.
Мы – пришли в отчаяние, не знали как поймать, преследовали, бросились в погреб, обнаружили пропажу, начали трясти берёзу.
Куры- влезли на стол, начали склёвывать, перевернули кувшин, опасались воровать.
Вывод:
-Молодцы, ребята, вы знаете героев, характеристику, их поступки.
3Группа.
Задание для группы №3.
Восстановить рассыпанный план к тексту:
1. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит.
2. Звали кота за глаза Ворюгой.
3. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
4. Наконец кот попался.
5. Это оказался тощий, огненно – рыжий кот – беспризорник с белыми подпалинами на животе.
6. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
Вывод:
- Ребята, этот план поможет вам подготовиться к выполнению домашнего задания, которое вы получите в конце урока.
4Группа.
Задание для группы №4.
Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о добром отношении людей к коту.
( стр.137 от слов кот зажмурил глаза до мирно захрапел)
Вывод:
- Что вас больше всего поразило в этом отрывке: действия людей или поведение кота?
- Молодцы, ребята, действительно, доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось.
Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.
- Презентация работы групп. Оценивание. Комментарии.
Вывод: Молодцы, хорошо усвоили материал прошлого урока.
Физминутка
- Приглашаю вас ребята, на физминутку.
V. Этап усвоения новых знаний и способов действий
- Ребята, представьте такую ситуацию, мы с вами работаем в издательстве, которое выпускает литературный журнал. ( Слайд7)
( Наглядность – журнал на доску, когда дети будут работать)
Наша задача на уроке - подготовить материал для рубрики в мире животных, данный материал будет посвящён этому произведению.
- Как вы считаете, какими специальностями надо владеть, чтобы работать в издательстве?
(редактор, журналист, художник, корреспондент).
- Спасибо, ребята. Мы продолжаем.
Итак ,1 и 2 группы – это отдел расследования
3группа вы отдел информации
4 группа отдел писем.
Каждый отдел получает своё задание, через 7 минут, вы ознакомите нас с результатами своей литературной деятельности.
- Возьмите задания на форматах А 3 (Слайд таймер)
Задание для группы №1
Отдел расследования
Работа с сюжетными таблицами.
Задание. Заполните таблицу, перечитав текст от начала до слов…
Кто? Как выглядит? | Что сделал? | Когда? | Где? | Почему? |
Кот (в начале рассказа) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжите вывод: Нам кот (не) понравился: он (какой?)___________.Ведёт себя так, потому что____________________________________________________________
Задание группе№2
Отдел расследования
Заполните таблицу о поступках кота во второй половине текста. Попытайтесь их объяснить.
Кто? Как выглядит? | Что сделал? | Когда? | Где? | Почему? |
Кот (в конце рассказа) |
|
|
|
|
Сформулируйте вывод, отвечая на вопросы:
-Как изменились повадки кота?
-Каким он стал?
-Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?
После презентации 2 группы – инсценировка (5 мин.)
- Сейчас вы посмотрите инсценировку стихотворения Алексея Дмитриева БЕЗДОМНАЯ КОШКА.
- Мне бы хотелось, чтобы вы ответили на вопрос, в чём сходство и различие бездомной кошки и кота ворюги.
Алексей Дмитриев
БЕЗДОМНАЯ КОШКА
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как Ваши дела?
- Hичего, понемножку...
- Я слышал, что Вы тяжело заболели...
- Болела.
- Так, значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель -
Бездомной, мне некуда ставить постель.
Подумал я: "Странно, что в мире огромном
Hет места собакам и кошкам бездомным."
- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной -
Темнеет, и значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
- Чем похожа наша бездомная кошка на Кота Ворюгу?
-Ребята, а может быть, кто - то видит различие?
Задание группе №3
Отдел информации
Задание. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Заполните таблицу, опираясь на текст.
Кто? | Как называет кота? | Когда? | Почему? |
автор |
|
|
|
Сформулируйте вывод, опираясь на вопросы:
Как автор относится к коту? Осуждает или сочувствует? А как вы относитесь к проделкам кота?
Задание группе №4
Отдел писем
Пословицы
Не поймали вора сегодня, /поймают завтра.
Вор ворует, /а мир горюет.
Украсть — /в беду попасть.
Собака бывает кусачей /только от жизни собачьей
Доброму слову /и кошка рада.
Где слова привета, там улыбка для ответа.
Ласковое слово слаще меда.
Какими глазами ты смотришь, такими смотрят и на тебя.
Как аукнется, / так и откликнется.
Ласковое слово /слаще меда.
Какими глазами ты смотришь, /такими смотрят и на тебя.
Как аукнется, / так и откликнется.
Вывод:
- Какая из предложенных пословиц на ваш взгляд больше всего подходит к данному произведению.
Презентация групп. Размещение материалов в литературном журнале.
1 группа готова?
Итак, результаты отдела расследования.
- Спикер приглашаю вас выйти к доске
( вместе к доске, а потом рассказывает)
Вывод:
-Всем отделам спасибо большое за работу, у нас с вами готов очередной выпуск журнала проба пера.
-Мы с вами продолжаем, ребята, скажите, пожалуйста,
кто такой волонтёр?
(Волонтёр – человек, добровольно занимающийся безвозмездной общественно – полезной деятельностью. ) (Слайд 8)
-Волонтёры стараются пристроить питомцев в хорошие руки.
-Цель волонтёров: вылечить, накормить животных, а потом найти им хозяина. Но лучше, чтобы у каждого был свой дом. Человек всегда в ответе за тех, кого приручил.
- Я предлагаю вашему вниманию видео ролик о приютах для бездомных животных.
- Подумайте, пожалуйста, с какой целью я показываю его.
- И мне хотелось бы, что бы после его просмотра вы ответили на вопрос ,что общего между рассказом, видео роликом.
(Слайд видео - ролик о приютах)
- Ребята, я повторяю вам вопрос, что общего между рассказом и видео роликом.
( ответы уч-ся)
- Написав это произведение, К. Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:
- Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек.
Это в его силах сделать грустное - весёлым,
Серое – ярким, злое – добрым. Помните об этом!
Рефлексия
-Ну а теперь переходим к заключительной части нашего урока и я вам предлагаю ещё одну творческую работу.
1и 2 группе предлагаю написать синквейн о коте.
3 и 4 группе написать эссе от имени кота.
3 и 4 группа можете начинать работать.
А 1и 2 группе я предлагаю вспомнить, что такое синквейн.
( Слайд 9)
Приступайте к работе.
Примерный ответ
кот-ворюга
грязный, рыжий
бегает, ворует, царапает
Он одинокий, ему нужна забота
Хороший друг
- А теперь послушаем, что у вас получилось.
Итог урока:
- Над каким произведением мы работали?
- Чему учит нас это произведение?
( мы в ответе за тех, кого приручили)
- Ребята, эпиграфом нашего урока были строки Добро всегда добром возвращается ( Слайд 10)
- Объясните, какая связь между произведением и нашим эпиграфом.
Домашнее задание:
- Предлагаю следующее домашнее задание ( Слайд 11)
- А вы выберете в соответствии со своими желаниями и возможностями.
1.Подготовьте пересказ текста по плану.
2.Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.
3.Рекомендуете ли вы своим друзьям прочитать это произведение?
Попробуйте дома сделать рекламу. ( Слайд 12)
Резерв – тест.
- На выполнение его вам три минуты. Время пошло.
Тест
Жанр этого произведения:
сказка
рассказ
повесть
От имени кого ведётся повествование?
Лёньки
кота
автора
Кто главный герой рассказа?
Лёнька
кот
голенастый петух
Как звали кота?
бандит
бродяга
ворюга
Что такое кукан?
металлическая сетка
палочка, на которую одевается пойманная рыба
Где кот попался?
на берёзе
в узком лазу
Чей совет тебе кажется более разумным?
Лёньки
Рувима
Как повлиял ужин на кота?
убежал из дома
перестал воровать
- Мне подадут свои тесты……………..
- Все остальные передайте вперёд свои тесты, результат узнаете на следующем уроке.
Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью.
Мы знакомы с его произведениями – Стальное колечко, Телеграмма, Тёплый хлеб,
Бабушкин сад, Барсучий нос, Заячьи лапы, Подарок, Маша, растрёпанный воробей,
Корзина с еловыми шишками.