ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение дополнительного образования детей
детский оздоровительно-образовательный
туристский центр Санкт-Петербурга
«БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.
Литературно – музыкальная композиция
«Был город – фронт. Была блокада…»
Воспитатель Домрачева М. И.
Санкт – Петербург
2017 год
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Цели:
1. Расширять исторические знания детей о блокаде Ленинграда.
2. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
3. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
2. Формировать духовно- нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.
3. Формировать умение слушать окружающих
Оборудование: рисунки учащихся, плакаты, клипы о блокаде, фонограммы.
Ход мероприятия.
Звучит «Гимн Великому Городу» фоновой музыкой
Видеоряд « Монументы в память о блокаде Ленинграда»
Ведущий 1 (за кадром): Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.
Ведущий 2(за кадром): Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, героизма.
Ведущий 1: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда.
На сцену выходят ведущие
Ведущий 1: Когда я приезжаю в Ленинград,
Перед закатом солнца чайки стонут.
Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,
Плывут в Неве и никогда не тонут.
Ведущий 2: Из неба, из воды они глядят,
Напоминая мне и Ленинграду,
Что эти звёзды — слава всех солдат,
Прорвавших ненавистную блокаду.
Ведущий 1: Тебе, Великий город!
Ведущий 2: Тебе, Великий Ленинград, посвящается!
Звучит « Утомленные солнцем»
Ведущий 1: 1941 год. 22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.
композиция
Ведущий 2: Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг... тревожный голос Левитана...
Г.И. Внимание, товарищи! Война!
Звучит песня Александрова «Вставай, страна огромная!».
На экране плакат «Родина - мать зовёт».
Ведущий 1: Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошли лучшие части гитлеровской армии.
Ведущий 2: 8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900дней.
Ведущий 1: Надвигались холода, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.
Ведущий 1: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом. А Ленинград продолжали бомбить…
На экране хроника блокадного Ленинграда под музыку Шостаковича.
Стих. Елена Рывина «Летели листовки с неба…»
Читает ученица 1 класса
…И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали — и говорили:
— Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.
1942
Ведущий 1: Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома.
Ведущий 2: В осаждённом городе, часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
Ведущий 1: Вместе со взрослыми участниками обороны Ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары, спасали раненых. Теряли родных и погибали сами.
Ведущий 2: Многие из них вели дневники.
Ученики 3 класса. Из дневника Юры Рябинина:
1 ученик: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»
2 ученик: «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».
3 ученик: «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».
Ведущий 1: Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде...
Ведущий 2: Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.
Ведущий 1: Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского Острова, а школьница младших классов Валя Тонск жила все 900 дней Ленинградской блокады на 5-й линии Васильевского острова.
Стихи
Ю. Воронов «Сотый день»
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Автор Юрий Воронов
«В школе»
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
песня "Ленинградские мальчишки"
Ведущий 1: «Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.
На экране кадры из фильма о «Дороге жизни».
стихи
Песня о Ладоге
Стихи «Рассказ танкиста»
Ведущий 1: 14 января началась операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 года блокада была полностью снята.
Ведущий 2: В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60—100 км и через 872 дня после начала блокада закончилась.
Г.И.: У дороги жизни шепчутся берёзы,
Седину лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:
Плачет вместе с вами каменный цветок.
Г.И. 2: Сколько их погибло, юных ленинградцев?
Сколько не услышит грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!
Так давайте же почтим память героев блокады: « Объявляется минута молчания».
Звучит метроном.
Стихи «27 января 1944»
За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол - Ленинграда не поднялось...
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют.
Сегодня ленинградцы плачут...
Поздравление ветеранов