Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Муниципальный конкурс методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького, И. С. Тургенева
Номинация: внеурочное мероприятие
Методическая разработка учебного занятия по литературе в 5 классе
Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Автор: Голубцова Екатерина Александровна
Место работы: МАОУ «СОШ №1»
Должность: учитель русского языка и
литературы
Артемовский, 2018г.
Аннотация и сведения об авторе:
Класс: 5 класс
Тема: Творчество И.С. Тургенева
Тема мероприятия: Литературная игра по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Продолжительность занятия: 1 урок (40 минут).
Сведения об авторе: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, стаж в должности учитель 15 лет, стаж педагогической деятельности в МАОУ «СОШ №1» 8 лет.
Пояснительная записка:
В связи с юбилейной датой И.С. Тургенева, с целью популяризация чтения и актуализации творчества известного классика, воспитания патриотизма и формирования морально-нравственных ориентаций на примере классических произведений русской литературы проведено данное внеурочное мероприятие по рассказу «Муму».
Цель: повторить, закрепить полученные на предыдущих уроках знания;
Задачи мероприятия:
1) развивать умение охарактеризовать литературного героя; умение сопоставлять поступки героев рассказа; делать выводы, рассуждать; умение выражать свои впечатления;
2) продолжить развитие речи учащихся;
З) углубить представление о социальной проблематике художественного произведения;
4) создание установки для вдумчивого чтения художественного произведения путём применения игровых технологии;
5) воспитание сострадания к безвинно угнетенному помещичьим своенравием крестьянину;
6) помочь учащимся проникнуть в мир художественного слова
И. С. Тургенева.
Планируемые результаты:
Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, называть основные черты характера героя; определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения, выявление авторской позиции; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Метапредметные УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие; воспитание чувства ответственности за свои поступки; использование для решения познавательных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;
Основные понятия: крепостное право, протест, лакейство, литературные термины: сравнение, прототип, экспозиция, эпилог.
Методы и средства обучения: коллективная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, выборочный пересказ, работа с текстом, исследовательская работа, игровые методы обучения.
Форма контроля: монологическое высказывание, индивидуальная работа, выразительное чтение, презентация, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из текста.
Литература:
Р.Г. Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс: пособие для учащихся. Ч.1.- М.: Просвещение, 2015.
Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2014.
Е.В. Иванова. Дидактические материалы по литературе: 5 класс.- М.: Из-во «Экзамен», 2014.
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия/Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. -М:Дрофа,2012г.
Ход урока
1.Мотивация
Как просто весь мир поделить на два цвета:
На черный и белый, на зиму и лето,
На счастье и горе, на утро и вечер,
Паденье, полет, расставанье и встречу.
Как просто – на части! – косою чертой…
Вот только скажите, а как быть с душой?
Ведь плачут от радости чаще, чем с горя,
Легенды творят ведь не только герои.
Есть грустные сказки, есть горькое счастье…
Да разве такое поделишь на части?!
Есть юная старость и мудрое детство –
Смешное однако случилось соседство.
Холодное лето есть, теплая осень,
Вопрос без ответа, ответ – без вопроса…
Не веришь – взгляни сам – послушай совета,
Нельзя этот мир разделить на два цвета!
-Ребята, о чем это стихотворение? Как оно относится к произведению И.С.Тургенева «Муму»?
(Учащиеся говорят о том, что в стихотворении говорится о душе человека и проводят параллельные линии с образом Герасима)
- Сегодня у нас внеурочное мероприятие, посвященное двухсотлетнему юбилею Ивана Сергеевича Тургенева, которое предлагаю провести в форме литературной игры по рассказу «Муму». Надеюсь, наше мероприятие пройдет интересно и познавательно для каждого! Для этого давайте разделимся на три команды.
2.Актуализация знаний в виде блиц-опроса (для каждой команды по 2 вопроса)
Итак, мы начинаем с блиц-опроса.
-Я знаю о Тургеневе… (учащиеся ставят плюсы за правильный ответ на контрольных листочках)
1. Тургенев родился:
А) в Москве в) в Спасском-Лутовинове
Б) в Орле г) в Ясной Поляне
2. Тургенев не владел языком:
А) немецким в) французским
Б) английским г) испанским
3. Тургенев закончил университет:
А) Московский
Б) Петербургский
В) Казанский
4. Тургенев написал:
А) Муму
Б) Записки охотника
В) Дет подземелья
5. Тургенев дал «аннибалову клятву»:
А) в Петербурге
Б) в Москве
В) в Берлине
6.Годы жизни Тургенева:
А) 1818-1883
Б) 1828-1887
В) 1809-1852
Ребята отвечают, начиная со слов «я знаю о Тургеневе…»
3.Обобщение и систематизация знаний
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
Давайте вспомним героев прочитанного произведения.
Задание №1 «Герой, я тебя знаю»
Конкурс «Чьи это вещи?» (1 балл)
Замок, похожий на калач
Лопата
Кляча- водовозка
Богатырская кровать
Стул на трёх ножках
Дюжий (крепкий) сундук
Конкурс «По одежке встречают» (1 балл)
Кто так одевался?
1.Истасканный, оборванный сюртук; заплатанные панталоны;
дырявые сапоги; шапка с козырьком.
2.На лето – кафтан, на зиму --- тулуп; армяк;
красная крестьянская рубашка; ждал нового кафтана.
3.Одевалась плохо (бедно); Получила в подарок красный бумажный платок.
О каком герое говорится в анкете? (2 балла)
АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ ». 1.Белокурая. 2.Двадцати восьми лет. 3.Маленькая. 4.Прачка. (искусная и учёная прачка) 5.Работает за двоих. 6.Когда-то слыла красавицей. 7.Нрава смирного , запуганного. 8.С родинкой на левой щеке. 9.Безответная душа. 10.Имела кроткое ( покорное) выражение лица. 11.Смиренница. 12.У неё тихий голос. 13.Из родни у неё был только дядя - старый ключник. 14.Ласки никакой не видала. 15. Трепетала при одном имени барыни.
| АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА « МУМУ». 1.Двенадцать вершков роста. 2.Дворник. з. Сложен богатырём. 4.Был исправным тягловым мужиком. 5.Работал за четверых. б. Усердно исполнял свои обязанности. 7.Нрава был строгого, серьёзного, любил во всём порядок. 8.Жил сначала в деревне 9 . «Смахивал на гусака». 10. Громадная фигура. 11.Одно из прозвищ «леший» 12.Рука – « Минина и Пожарского рука.» 1З. Бьёт - не слышит. 14.Бочку перевёртывал, как детский барабан. 15.Если обещает-сделает непременно.
. | АНКЕТА ГЕРОЯ РАССКАЗА« МУМУ». 1.Любила прикинуться загнанной и сиротливой, страдающей. 2.Во всём следовала древним обычаям. 3.Вдова. 4.Уединённо доживала в одной из отдалённых улиц Москвы. 5.Дом у неё был с антресолями. 6.Причудливая старуха. 7 .Всегда гадала по утрам. 8.Вспышки веселья и радости заменялись мрачным и кислым расположением духа |
Задание №2 Короткий вопрос-короткий ответ (за правильный ответ 1 балл)
Какая птица водилась на дворе у барыни? /гуси/
От какого весу не прогнулась бы богатырская кровать Герасима? /от 100 пудов/
Что такое антресоль? /верхний этаж с низкими потолками/
Кто такой тягловый мужик? /крепостной крестьянин/
Скольких воров поймал однажды ночью Герасим и что он с ними сделал?
/двух, стукнул лбами/
Что такое «околоток»? /окрестность, окружающая местность/
Что напоминал своим видом замок на двери каморки Герасима? /калач/
Где хранил Герасим ключ от замка каморки? /носил с собой на пояске/
Где находилась комната Гаврилы и чем она была загромождена? /во флигеле; коваными сундуками/
В какой должности состояла Татьяна? /в должности прачки/
Кто такой шорник? /мастер по изготовлению седла, уздечки…/
Какой приметой почитаются на Руси родинки на левой щеке? /предвещанием несчастливой жизни/
Какая должность была у Капитона? /башмачник/
Как звали жену дворецкого Гаврилы? /Устиния Федоровна/
На какой случай держалась в доме у барыни одна из компаньонок? /на случай бессонницы/
Прозвище старого буфетчика? /дядя Хвост/
Куда заперли Капитона, чтобы думать крепкую думу (что делать с Герасимом, чтобы женить Капитона)? /в чуланчик с водоочистительной машиной/
С чем отправились Капитон и Татьяна к барыне? /с гусями под мышкой/
Какого цвета был найденный Герасимом щенок? /белый с черными пятнами/
Физкультминутка
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь — богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце — руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Задание №3 Исследователи текста (каждой команде выдается по карточке, на выполнение работы 10 минут)
Карточки для групповой работы.
Карточка № 1 Каким показан Герасим в экспозиции?
Подбирают по тексту соответствующие характеристики из экспозиции.
Экспозиция
немой и могучий
работал за четверых
смахивал на степенного гусака
сложенный богатырём
Карточка № 2
Герасим в доме у барыни. Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?
- Но можем ли мы сказать, что в жизни Герасима ничего не изменилось? Подтвердим это текстом.
Карточка № 3 Каким мы видим Герасима в эпилоге?
Подбирают по тексту соответствующие характеристики из эпилога.
Эпилог
здоров и могуч по-прежнему
работает за четверых по-прежнему
важен и степенен
богатырская сила
Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота.
Учащиеся строят развернутые ответы, опираясь на текст произведения, которые могут быть оценены в 7 баллов.
4.Рефлексия. Оценочный этап.
- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
-Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.
-Он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства.
Подводят итоги, делятся впечатлениями.
Домашнее задание. Составление кластера или изображение понравившегося эпизода (на выбор)