Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Н. В. Гоголя
«Литературная гостиная»
Урок провела Амелькина Т. В.
Цели:
Обобщение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя. Развитие речевой культуры, интереса к творчеству писателя;
Воспитание интереса к предмету, творчеству русских классиков.
Оформление урока: портрет Гоголя, иллюстрации, презентация.
Эпиграф к уроку:
Мысли мои, мое имя,
мои труды будут принадлежать России…
Н. В. Гоголь
Ход урока:
1.Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
2. Вступительное слово учителя.
Н.В.Гоголь – самая таинственная загадка русской литературы. А может быть, и всей мировой. Одни считали его писателем «комическим», другие – сатириком, третьи – эпиком (в свое время К.Аксаков сравнивал – и не без основания – поэму «Мертвые души» с гомеровским эпосом, подчеркивая целостность и полноту изображаемой Гоголем действительности), но все эти характеристики все же однобоки, однолинейны, а значит, и не выражают всей безраздельности Гоголя-художника, оказавшего громаднее влияние на всю русскую литературу 19-20 веков от Достоевского до Булгакова, Платонова и Венедикта Ерофеева. Исключительное своеобразие природы гениального гоголевского творчества и до нынешней поры остается во многом неразгаданной. А ведь надобно не забывать, что Гоголь создал все свои изумительные творения совсем молодым, к 33 годам, и после 1842 года уже не оставил читателям ни одного художественного сочинения. Стоит только заметить, что такое молчание вовсе не замешано на исчерпанности творческого потенциала. Как «Выбранные места из переписки с друзьями», так и «Размышления о божественной литургии», написанные как раз в «пору прозрения» к собственно художественному творчеству, другие уцелевшие от сожжения рукописи Гоголя свидетельствуют о высоких прозрениях гоголевского духа, об обретении им той мудрости, которая дается натурам, умеющим заглянуть в самые сокровенные бездны бытия. Многое еще до сих пор остается невыясненным и продолжает вызывать споры, и лишь одно всегда оставалось несомненным – боль писателя за гибнущие силы русского народа и надежда, что когда-то все переменится к лучшему, но для этого необходимо духовное перерождение личности, нравственное самосовершенствование самого себя.
^ 2. Викторина-разминка на тему: «Что вы знаете о жизни и творчестве Гоголя?»
1.В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему один из своих повестей?
(Великие Сорочинцы. «Сорочинская ярмарка»)
2.О каких 3 призваниях мечтал юный гимназист Гоголь?
(О юриспруденции – стать адвокатом, о живописи – стать художником, о театре – стать актером).
3.Какую женскую роль играл Гоголь в ученическом театре?
(Роль Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина)
4.Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Александром Пушкиным?
(«Ревизор» и «Мертвые души»)
5.Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
(Император Николай 1)
6.Какое произведение Гоголя напоминает вам картину И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
(«Тарас Бульба»)
7.На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу «Черевички» И.П.Чайковский?
(«Ночь перед Рождеством»)
8.Второй том какого произведения Гоголь сжег на глазах своего крепостного слуги Семена?
(«Мертвые души»)
3.Знакомство с биографией писателя. Доклад учащихся.
4.Экскурсия по гоголевским местам.
Гоголь часто называл себя путником, странником и считал своим домом дорогу. Он действительно много путешествовал, но все-таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным отдыхом в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, Сорочинец, без Петербурга, где он стал писателем, Рима, где прожил с перерывами 10 лет и писались «Мертвые души», Москвы, где умер и похоронен.
Петербург Гоголя – это не только целая страна, которая является страной фантазии Гоголя, поэтического воображения Гоголя, но и пространство реального исторического Петербурга, который существовал при Гоголе, и до сих пор – в своих каменных свидетельствах – продолжает существовать.
В статье «Петербургские записки 1836 года» Гоголь сказал о двух столицах Русского государства –новой и древней: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия…». В Москве корень русский, в Москве хранятся народные начала. Маршруты Гоголя по Москве 1832-1835-х годов – маршруты литературные. Путь от гостиниц до дома Погодина, дома Аксаковых, дома и дачи Щепкиных. До 1848 года Гоголь бывал в Москве то проездом, то жил перерывами. Столица стала последним пристанищем писателя.
5. Отгадайте кроссворд на тему «Герои Гоголя». По вертикали: так отнимет прежде всего разум». («Ревизор») приниженно почтителен? («Мертвые души») причаровывать к себе самых степенных козаков…» («Ночь перед Рождеством»). ему в нагрузку жеребца, кобылу, шарманку и т.д. рыцарства». Акакий. Ноздрев, Коробочка, Андрий, Чичиков. Редкая птица долетит до середины Днепра». неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…» неприютно в тебе… Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа». повесть «Тарас Бульба». полюбит. Сценка из произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» (ребята отгадывают из какого произведения Никифоровича нос был похож на сливу, и женщины хватались за него и водили героя за собой, как собачонку; у судьи нос мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно; у Чичикова нос имел обыкновение чрезвычайно громко высмаркиваться и звучал, как труба; у жестянщика Шиллера, который просил, чтобы ему отрезал нос его приятель сапожник Гофман, нос потреблял три фунта табака в месяц, и владелец носа просил приятеля отрезать его. Дома вы должны прочитать повесть «Нос» и узнать, о каких событиях рассказывает Гоголь и почему он так ее назвал. |