«Это было раненое сердце…»
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству Н.А.Некрасова
Эпиграфы:
Гражданином быть обязан!
Н.А.Некрасов.
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она – как песня русская!
В.Боков.
Цели урока:
Обучающая: обобщение и систематизация материала по творчеству Некрасова, обогащение литературного и эстетического кругозора старшеклассников, систематизация ЗУН учащихся
Развивающая: развитие умений говорить выразительно, слушать, анализировать; самостоятельно пополнять знания, формирование нравственных идеалов и эстетического вкуса.
Воспитательная: воспитать познавательный интерес к творчеству и предмету, эстетические чувства, любовь к русской поэзии; привить любовь к чтению.
Тип урока - урок-обобщение
Методические приемы: выступления учащихся с чтением наизусть стихотворений, беседа по хронологической таблице жизни Некрасова, тестовая работа, просмотр иллюстраций, прослушивание аудиозаписей-песен
Оборудование: портрет поэта, иллюстрации по творчеству Некрасова, презентация к уроку.
Межпредметная связь: с изобразительным искусством, музыкой.
Ход урока.
Учитель: Доброе утро! Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок обобщения знаний, умений, навыков по творчеству Некрасова, и проведем мы его в виде литературной гостиной, в которой вместе с вами все изученное и повторим. Тема «Это было раненое сердце»…
На доске мы с вами можем прочитать Слова (чтение эпиграфа)
Давайте прослушаем аудиозапись романса на стихи Некрасова «Тройка»
1-й ведущий. Николай Алексеевич Некрасов. Поэт-гражданин, поэт-трибун. Человек удивительной судьбы. Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырех десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственно участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан с множеством людей.
2-й ведущий. Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов, Тургенев и Л. Толстой, Островский и Салтыков-Щедрин, Гончаров и Фет – каждый из них занимает то или иное место в писательской и личной биографии Некрасова.
1-й ведущий. Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека.
2-й ведущий. Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни.
Когда то Герцен привел список борцов, павших за свободу от руки самодержавия. Это (следующие фразы ведущие произносят поочередно):
- … повешенный Рылеев.
- Убитые на дуэли Пушкин и Лермонтов.
- Посланный на верную смерть Грибоедов.
- Поэт Веневитинов, убитый обществом в 22 года.
- Поэт Кольцов, убитый в 33 года.
- Белинский, убитый голодом и нищетой в 35 лет.
- Бестужев, погибший на Кавказе после сибирской ссылки.
- Погубленный жесточайшей ссылкой Шевченко.
И этот список далеко не полон. Печально справедливы слова Кюхельбекера: «Горька судьба поэтов всех времен. Тяжелее всех судьба казнит Россию».
1-й ведущий. И.С.Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые… должны быть рассказаны – потому что представляют много, такого чему не одна русская душа глубоко отзовется».
Учитель: наш урок - лишь малая дань уважения замечательному русскому поэту. И сегодня мы поведем наш разговор о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должен быть поэт, почитаем его стихи.
Фассахова Тансылу открывает нашу литературную гостиную.
Что ты жадно глядишь глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу-
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вслед?...
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво.
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных, как ночь:
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробирается легкий пушок
Из-под брови твоей полукруглой
Учитель А сейчас Гаффарова Алсу прочитает отрывок из стихотворения «Несжатая полоса»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна, купая в пыли!
Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,
Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? Чего еще ждет?...»
Учитель.Молодцы, давайте вспомним основные этапы жизни поэта.
2-й ведущий. Родился Николай Алексеевич Некрасов в большой семье, где отец Алексей Сергеевич Некрасов, капитан 36-го егерского пехотного полка, вышел в отставку с чином майора и поселился с семьей в своем ярославском имении Грешнево. Был помещиком средней руки – не бедный и не богатый. Он содержал большую псовую охоту – псарню с 22 крепостными охотниками.
Жестокий крепостник и самодур, отец Некрасова был типичным помещиком, и в произведениях ранней молодости поэт называл его «деспотом», «палачам», «невеждой».
(на экран проецируется портрет отца Некрасова)
Учитель А сейчас Гимаева Алсу прочитает отрывок из стихотворения «Несчастные».
Рога рубят ретиво,
Пугая ранний сон детей,
И воют псы нетерпеливо…
До солнца сели на коней -
Ушли… Орды вооруженной
Не видит глаз, не слышит слух,
И бедный дом, как осажденный,
Свободно переводит дух.
Меняя быстро пост невольный
На празднословье и вино,
Спешит забыться раб довольный,
Но есть одна: ей все равно!
В её душе светлей не станет,
Все тот же мрак, все тот же гнет:
И сон перерванный не манит,
И утро к жизни не зовет.
Скорей, затворница немая,
Рыданьем душу отведи!
Терпи любя терпи прощая,
И лучшей участи не жди!...
(на экран проецируется портрет матери поэта.)
1-й ведущий. Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была глубоко несчастна в браке с грубым, едва грамотным самодуром.
По воспоминаниям грешневских старожилов, она была «небольшого роста, беленькая, слабенькая, добрая, хорошая барыня». «Многих она избавила от побоев – просила мужа за всех и, иногда вызывая этим гнев его, сама страдала», - рассказывал один из крепостных.
Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь светили добрые и внимательные глаза матери.
2-й ведущий. Дарзиманов Ильнур прочитает отрывок из стихотворения «Рыцарь на час»:
Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво - безгласная-
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же явилась ты мне
При волшебно светящей луне…
2-й ведущий. На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел еще в детстве на Волге.
Учитель: Сунгатуллин Ильназ читает отрывок
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски!...
1-й ведущий. А за домом-только выйди за ограду густо разросшегося сада – Владимирка – дорога кандального звона.
(Звучит народная песня «Колодники». Проецируется репродукция картины И.Левитана «Владимирка»)
Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не сломленная, а гневная и сильная.
2-й ведущий. На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть.
А сейчас стихотворение рассказывает Шарапова Сирина «Музе»
О муза! наша песня спета.
Приди, закрой глаза поэта
На вечный сон небытия,
Сестра народа – и моя!
1-й ведущий. Вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, великолепный и огромный город. Он увидел большие дома, в которых, как казалось ему, могло жить только счастье, красивые магазины, театры…
Галимова Алина читает стихотворение «Я не люблю иронии твоей».
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты –
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны
2-й ведущий. И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнав, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома…
Стихотворение читает Афлятунов Айнур
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!
Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи!..
1-й ведущий. Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. «Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, - я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми».
Так уже с ранних лет нашел Некрасов свою дорогу. Здесь родилась его поэтическая муза, которую он назвал «сестрой народа». Она носила в себе и черты простой крестьянки, и черты рано умершей родной матери.
Сафин Булат читает отрывок из стихотворения«Вчерашний день, часу в шестом»
Вчерашний день, часу в шестом…
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
2-й ведущий. И именно она, муза униженного народа, научила его гневному протесту.
Учитель. Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданья и оков…
(отрывок из стихотворения «Муза»)
Учитель: Необыкновенно труден был жизненный путь Некрасова, и на этом пути его поэзия стала песней борьбы и труда.
ВСПОМНИМ И ПОВТОРИМ ХРОНОЛОГИЮ ЖИЗНИ ПОЭТА
1821 год, 28 ноября (10 декабря) – Родился Н.А. Некрасов на Украине в местечке
Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.
1824-1832 – Жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии
1838 – Покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет;
отец лишает его средств к существованию.
1840 – Первый подражательный сборник стихов "Мечты и звуки".
1843 – Знакомство с В. Г. Белинским.
1845 – Стихотворение "В дороге";
восторженный отзыв В.Г.Белинского.
1845-1846 – Издатель двух сборников писателей натуральной школы – "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник".
1847-1865 – Редактор и издатель журнала "Современник".
1853 – Цикл "Последние элегии".
1856 – Первый сборник "Стихотворения Н.Некрасова".
1861 – Поэма "Коробейники";
выход второго издания "Стихотворений Н.Некрасова".
1862 – Поэма "Рыцарь на час", стихотворения "Зеленый шум", "В полном разгаре страда деревенская";
приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.
1863-1864 – Поэма "Мороз, Красный нос", стихотворения "Орина, мать солдатская", "Памяти Добролюбова", "Железная дорога".
1865 – Опубликована первая часть поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
1868 – Выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова "Отечественные записки" с поэмой "Кому на Руси жить хорошо".
1868-1877 – Совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал "Отечественные записки".
1870 – Поэма "Дедушка".
1871-1872 – Поэмы "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская".
1876 – Работа над четвертой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
1877 – Выходит из печати книга "Последние песни".
1877, 27 декабря (1878, 8 января) – Умер Некрасов в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.
(на экране проецируется Хронология жизни поэта)
А сейчас групповая работа с тестом по биографии Некрасова (сайт ОБРАЗОВАКА.РУ)
1-й ведущий. Ф.М.Достоевский сказал о Некрасове: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости… что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».
2-й ведущий. В его поэзии появляется множество лирических героев-персонажей,
каждый из которых обладает своим «голосом». Особенно важную роль в его творчестве играет женский образ, образ русской женщины, образ жены.
Учитель: стихотворение посвященное своей супруге читает Билалов Нафис
«Зине»
Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим, ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет…
1-й ведущий. От безрадостного непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид быстро вянет девичья красота, теряется гордая женская стать.
Газизова Адиля читает отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться.
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться.
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Фаттахов Айрат читает отрывок из стихотворения «Тройка»
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
2-й ведущий. Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому и в поле, недосыпая ночами, растили они детей. Такова судьба и Матрены Тимофеевны, и солдатской матери Орины, и Дарьи, и тысяч других женщин царской России.
Закиров Рифат читает (отрывок из поэмы «Мороз, красный нос»)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Учитель. А дети? Каково было их детство?
Музафарова Айзиля читает отрывок из поэмы «Крестьянские дети»
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
"Здорово, парнище!" - "Ступай себе мимо!" -
"Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?" - "Из лесу, вестимо,
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу".
(В лесу раздавался топор дровосека.) -
"А что, у отца-то большая семья?" -
"Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я..." -
"Так вон оно что! А как звать тебя?" - "Власом". -
"А кой тебе годик?" - "Шестой миновал...
Ну, мёртвая!" - крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал...
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал.
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы, -
Те честные мысли, которым нет доли,
Которым нет смерти - . . . . . . . .
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
(Проецируются репродукции картин В.Г.Перова «Тройка», «Проводы покойника», В.Е.Маковского «Свидание», Богданова-Бельского «У дверей школы).
1-й ведущий О народе и для народа писал свои стихи поэт. И не случайно многие из них были положены на музыку и пелись простыми людьми в радости и горе, в работе и в бою.
2-й ведущий «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося», «Назови мне такую обитель» - все это любимые русскими людьми песни на стихи Некрасова. Мы поем их много лет, отдавая дань уважения русскому народу и его великому поэту.
(Звучит песня «Коробейники»)
1-й ведущий Некрасов создал поэзию, выражающую душу народа. Говоря о страданиях простых людей, поэт в тоже время подчеркивал богатырство этого народа, у которого «топоры лежали до поры».
Пролог из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» читает Галимова Сюмбель
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож,
Сошлися — и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
1-й ведущий. Поэт верил в непобедимую силу народа, в его способность преодолеть гнет самодержавия.
2-й ведущий. И никогда не оставляла Некрасова вера в то, что, как ни тяжело живется народу, будущее – за ним.
Лотфуллина Ильнара прочитает стихотворение «Элегия».
Учитель Сегодня на нашем уроке мы обобщили творчество поэта, повторили ваши знания о его жизни, прослушали отрывки из стихотворений в вашем исполнении, аудиозаписи знаменитых романсов, песен.
Поэтому возвращаясь к поставленному вопросу нужно отметить, поэт должен быть сильным, мудрым, смелым, честным, правдивым. А эти качества не все любят, особенно в высших кругах, поэтому поэты и бывают с ранеными сердцами…
В целом считаю, что цели урока достигнуты. Огромное всем спасибо за участие.