Урок русского языка и культуры речи в 10 классе
«Лексические нормы русского литературного языка»
Цели:
Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.
Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.
Методы обучения: самостоятельные наблюдения, работа в группах, работа со словарями, лингвистический анализ текста.
Оборудование: презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.
Ход урока
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Мотивация
На слайде портрет Д.С.Лихачёва
Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
- Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.
Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.
Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.
Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки, используя обозначения (Р, Г). В 1,2,4 предложениях допущены речевые ошибки, т.е. нарушены лексические нормы. Задача учителя – обобщить в начале урока всё, что старшеклассники знают о речевых ошибках.
Общими усилиями ученики справляются с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха.
Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
Юбку не проплатили ещё (используется просторечное проплатили вместо общеупотребительного заплатить).
Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)
III. Целеполагание (погружение в проект)
Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.
Работаем по группам. По ходу работы нами будет заполняться таблица. Она и станет результатом нашего урока – проекта.
Таблица зачерчивается в ученический словарь – справочник (общая тетрадь, которую каждый ученик ведёт с 5 класса) в раздел «Классификация ошибок»
Учитель: Вспомним правила успешной проектной деятельности:
Слайд
В группе нет лидеров. Все члены группы равны.
Группы не соревнуются.
Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.
IY. Актуализация опорных знаний.
Методика «полётного повторения» по В.Ф.Шаталову.
Учитель: Продолжите фразу:
Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в языке
сочетаниях.
Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.
- Что такое паронимы?
Результат домашнего задания. Ученица даёт ответ, используя теоретический материал учебника.
Слайд.
Ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись с объяснением. На слайде объяснение сразу не показано.
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | Неразличение паронимов | Письмо отправили адресанту по почте. Адресат – получатель. Адресант – отправитель. |
Y. Работа в группах
Чтобы работа по предупреждению речевых ошибок была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. Безусловно, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.
Неразличение паронимов
Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках. При необходимости обращайтесь к словарю.
Группа 1
Концертный (абонемент, абонент).
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.
Группа 2
(Памятный, памятливый) разговор.
(Сытно, сыто) пообедать.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.
Учитель побуждает учащихся к теоретическому обсуждению фактов, стимулирует активное участие всех старшеклассников. Учащиеся обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Результат работы групп фиксируется на доске, затем словосочетания зачитываются вслух.
Лексическая сочетаемость.
Учитель: Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем этот вид ошибки под №2.
Исправление ошибок, запись примеров в графу. Слайд
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | ……… | ………. |
2 | Лексическая несочетаемость | Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу). Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм). Запомните! Иметь значение Играть роль |
Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.
Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: три составлены с ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости, одно – правильно. Результат работы групп фиксируется на доске.
Группа 1
Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.
Автор увеличивает впечатление о герое.
В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.
Литература играет очень большое эстетическое значение.
Ошибки в 1,2,4 предложении.
Группа 2
Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.
В голове у него метнулась мысль о побеге.
Дети страшно обрадовались.
Восточный Крым был полон цветения и тишины.
Лексическая сочетаемость нарушена в 1 -3 предложениях.
Ошибки при использовании слов иноязычного происхождения.
Учитель: Часто ли вы используете слова иноязычного происхождения? Знаете ли вы, что использование данных слов оправдано лишь в тех случаях, когда заимствованное слово нельзя перевести на русский язык. А.М.Горький говорил: «Нет смысла писать конденсация, когда мы имеем хорошее слово – сгущение». Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки.
Коллективное исправление ошибок, запись примеров в таблицу. Слайд
№ | Вид ошибки | Примеры |
1 | ….. | ….. |
2 | ….. | ….. |
3 | Ошибочное употребление иноязычных слов | Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует). |
Задание по группам: Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём. Составьте с данными словами словосочетания.
Группа 1 Группа 2
Амбиция, вердикт, пунктуальный Реставрация, флора, экспорт
Каждая группа сообщает о проделанной работе.
YI. Лингвистический анализ текста
Учитель предлагает вниманию учеников отрывок из рассказа М.М.Зощенко «Аристократка». Возможно подготовленное чтение по ролям.
А денег у меня – кот наплакал. (2) Самое большое, что на три пирожных. (3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю… (4) А денег – с гулькин нос.
(5) Съела она с кремом, цоп другое. (6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:
(9) – Не пора ли нам в театр сесть?...
(10) А она говорит:
(11) – Нет.
(12) И берёт третье.
(13) Я говорю:
(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.
(15) А она:
(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.
(17) И берёт четвёртое.
(18) Тут ударила мне кровь в голову.
(19) - Ложи, говорю, взад!
(20) А она испужалась. (21) Открыла рот, а во рте зуб блестит…
(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:
(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?
(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.
Задания по тексту
Найдите предложения, в которых допущены нарушения лексических и синтаксических норм русского языка.
Укажите стиль текста. Поясните ответ.
Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.
Наш урок мы начали со слов Д.С.Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков его облик, характер? Ответ подтвердите примерами из текста.
YII Рефлексия
Результаты деятельности и их оценка.
- Какие цели мы ставили сегодня?
- Какой результат получили?
Ученики называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы, могут отметить продуктивную работу группы. Учитель оценивает работу класса в целом.
- Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?
На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (К10). В целом, для развития культуры речи.
-Что нового узнали?
2. Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую
проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ
проиллюстрируйте.
Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.
Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…
Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;
Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;
Учатся сторожевые рычать по-английски львы;
Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.
YIII Домашнее задание (на выбор): написать мини-сочинение «Каким будет русский язык через 10 лет» или упр. 63 по учебнику.
Литература
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.
Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. - №3. – С. 32 -36.
Зощенко М.М. Человека жалко. Воронеж: ИПЦ «Черноземье»,1998. – С. 87 -88.
Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.