«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Лечебно-оздоровительное плавание как максимально эффективное средство при нарушении осанки

Презентация по лечебному плаванию для профилактики нарушений осанки

Олимпиады: Физическая культура 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Лечебно-оздоровительное плавание как максимально эффективное средство при нарушении осанки    (Методические рекомендации)          Комсомольск – на – Амуре

Лечебно-оздоровительное плавание как максимально эффективное средство при нарушении осанки

(Методические рекомендации)

Комсомольск – на – Амуре

АКТУАЛЬНОСТЬ

АКТУАЛЬНОСТЬ

  • В последние десятилетия наблюдается увеличение числа детей и подростков с нарушениями осанки, что связано с возрастающей гиподинамией молодого поколения(недостаточная физическая активность школьников совпадает с периодом их активного роста).
СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  • Понятие об осанке. Нарушение осанки.
  • Причины нарушения осанки.
  • Виды осанок.
  • Методика лечебно-оздоровительного плавания при нарушении осанки.
  • Вывод
  • Библиография
  • Приложение
Понятие об осанке. Нарушение осанки.   По данным исследований начала 21 века , более 75% школьников имеют нарушения осанки. ОСАНКА - привычная поза непринуждённо стоящего человека, принимаемая без активного мышечного напряжения, или привычное положение тела в пространстве в покое и при движении, имеющее большое эстетическое значение. Она также представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития.

Понятие об осанке. Нарушение осанки.

По данным исследований начала 21 века , более 75% школьников имеют нарушения осанки.

ОСАНКА - привычная поза непринуждённо стоящего человека, принимаемая без активного мышечного напряжения, или привычное положение тела в пространстве в покое и при движении, имеющее большое эстетическое значение. Она также представляет собой важный комплексный показатель состояния здоровья и гармоничного физического развития.

Что такое нарушение осанки?

Что такое нарушение осанки?

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета-группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении.

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ - это состояние, при котором нарушены физиологические изгибы позвоночника в результате слаборазвитого мышечного корсета-группы мышц спины, груди, ягодиц, передней поверхности бедра, удерживающих позвоночник в правильном положении.

Нарушение осанки развивается у детей школьного возраста , может встречаться и у  4-5 летних детей .  Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма. Это школьники 1,5 и  8-9х классов .

Нарушение осанки развивается у детей школьного возраста , может встречаться и у 4-5 летних детей .

Среди школьников выделяются возрастные периоды, когда наиболее велика вероятность возникновения различных патологических состояний организма. Это школьники 1,5 и 8-9х классов .

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ   ОСАНКИ Основная причина  нарушений осанки - мышечная слабость, плохое физическое развитие. Нарушение осанки становится одной из причин многих хронических заболеваний, что проявляется в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Основная причина нарушений осанки - мышечная слабость, плохое физическое развитие.

Нарушение осанки становится одной из причин многих хронических заболеваний, что проявляется в общей функциональной слабости, гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата.

ВИДЫ ОСАНКИ Дефекты осанки делятся на несколько    видов :  1) в сагиттальной  плоскости (вид сбоку) . 2) во фронтальной плоскости (вид сзади или спереди).

ВИДЫ ОСАНКИ

Дефекты осанки делятся на несколько видов :

1) в сагиттальной плоскости (вид сбоку) .

2) во фронтальной плоскости (вид сзади или спереди).

В сагиттальной плоскости-  1.нормальная  2.круглая(сутулость).      3.кругловогнутая .  4.плоская.    5.плосковогнутая спина .  Во фронтальной плоскости-   асимметричная осанка .

В сагиттальной плоскости- 1.нормальная

2.круглая(сутулость).

3.кругловогнутая .

4.плоская.

5.плосковогнутая спина .

Во фронтальной плоскости-

асимметричная осанка .

Виды осанок  3.Кругловогнутая 1.нормальная 2.круглая 4.плоская 5. плосковогнутая 6. асимметричная

Виды осанок

3.Кругловогнутая

1.нормальная

2.круглая

4.плоская

5. плосковогнутая

6. асимметричная

Методика лечебно- оздоровительного  плавания при  нарушении осанки   Доминирующую роль в формировании правильной осанки играют воспитание и  систематическое воздействие физических  упражнений как в спортивном зале, так и в бассейне.    В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от веса тела. Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц способствуют   формированию правильной осанки .

Методика лечебно- оздоровительного плавания при нарушении осанки

Доминирующую роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематическое воздействие физических упражнений как в спортивном зале, так и в бассейне.

В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от веса тела. Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц способствуют формированию правильной осанки .

Задачи лечебно-оздоровительного плавания : ; укрепление мышечного корсета исправление дефектов осанки Повышение функциональных возможностей организма

Задачи лечебно-оздоровительного плавания :

  • ;

укрепление

мышечного корсета

исправление

дефектов осанки

Повышение

функциональных

возможностей

организма

Занятия проводятся 2—3 раза в неделю. Подготовительная часть занятия  проходит в зале, она включает: краткий теоретический раздел, общую физи­ческую подготовку, корригирующую гимнастику, специальные и имитационные упражнения. Затем занятие продолжается в бассейне. Основная часть занятия  начинается со специальных корригиру­ющих и имитационных упражнений у бортика. Больше всего времени уделяется плаванию спортивными и индивидуально рекомендуемыми специальными («лечебными») способами. В конце основной части занятия проводятся игры. В заключительной части занятия  предлагаются специальные корригирующие упражнения и упражнения на расслабление. По окончании занятия выдаются новые или корректируются имеющиеся комплексы специальных упражнений для их самостоятельного выполнения дома под контролем родителей.

Занятия проводятся 2—3 раза в неделю. Подготовительная часть занятия проходит в зале, она включает: краткий теоретический раздел, общую физи­ческую подготовку, корригирующую гимнастику, специальные и имитационные упражнения. Затем занятие продолжается в бассейне. Основная часть занятия начинается со специальных корригиру­ющих и имитационных упражнений у бортика. Больше всего времени уделяется плаванию спортивными и индивидуально рекомендуемыми специальными («лечебными») способами. В конце основной части занятия проводятся игры. В заключительной части занятия предлагаются специальные корригирующие упражнения и упражнения на расслабление. По окончании занятия выдаются новые или корректируются имеющиеся комплексы специальных упражнений для их самостоятельного выполнения дома под контролем родителей.

Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия. Примерные специальные упражнения, выполняемые в начале занятия при нарушениях осанки 1. И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки впереди ладонями кнаружи. Описать круг руками назад, прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох. 3—5 раз. кар 1.JPG 2. И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик, руки за головой, между стопами зажать резиновый круг (мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. 3—4 раза. кар 2.JPG  3. И.п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держаться за него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить руками по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п. По 3—4 раза каждой ногой. кар 3.JPG

Лечебно-оздоровительное плавание является основной частью занятия.

Примерные специальные упражнения, выполняемые в начале занятия при нарушениях осанки

1. И. п. — стоя на глубине — вода до плеч, руки впереди ладонями кнаружи. Описать круг руками назад, прогнуться — вдох, вернуться в и. п. — выдох. 3—5 раз. кар 1.JPG

2. И. п. — лежа на воде на спине, держаться руками за бортик, руки за головой, между стопами зажать резиновый круг (мяч). Утопить круг ногами, удерживать в этом положении несколько секунд. 3—4 раза. кар 2.JPG

3. И.п. — стоя спиной к бортику на глубине — вода до плеч, держаться за него разведенными в стороны руками. Сделать шаг вперед одной ногой, не отпуская рук (можно скользить руками по поручню), расправить плечи, прогнуться, вернуться в и.п. По 3—4 раза каждой ногой. кар 3.JPG

Затем выполняются подготовительные упражнения по освоению с водой; изучается и совершенствуется техника спортивных и рекомендуемых при нарушениях осанки способов плавания. Главное упражнение — проплывание дистанций до 400 м в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации, чередуя с брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Другие плавательные упражнения применяются согласно таблице.

Затем выполняются подготовительные упражнения по освоению с водой; изучается и совершенствуется техника спортивных и рекомендуемых при нарушениях осанки способов плавания.

Главное упражнение — проплывание дистанций до 400 м в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации, чередуя с брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Другие плавательные упражнения применяются согласно таблице.

Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости применяются различные игры типа «Спрячься», «Водолазы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки», и др. Домашние задания состоят из небольших комплексов упражнений (5 — 6), которые обязательны для выполнения не менее двух раз в день в качестве утренней гимнастики и физкультпауз.Обязательно включаются по 1 — 2 упражнения на выработку навыка правильной осанки. По окончании курса занятий проводится этапное обследование осанки и по его результатам курс продлевается или назначается перевод в спортивную группу.

Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости применяются различные игры типа «Спрячься», «Водолазы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки», и др.

Домашние задания состоят из небольших комплексов упражнений (5 — 6), которые обязательны для выполнения не менее двух раз в день в качестве утренней гимнастики и физкультпауз.Обязательно включаются по 1 — 2 упражнения на выработку навыка правильной осанки.

По окончании курса занятий проводится этапное обследование осанки и по его результатам курс продлевается или назначается перевод в спортивную группу.

ВЫВОД На занятиях лечебно – оздоровительным плаванием последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков, укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений, акцентируется внимание на правильном дыхании. При регулярных занятиях лечебным плаванием удаётся ликвидировать функциональные нарушения осанки , увеличить силу и тонус мышц, улучшить функции сердечно- сосудистой системы , развить правильное дыхание, а так же приостановить прогрессирование болезни или нормализовать её. Таким образом , лечебно – оздоровительное плавание является максимально эффективным средством при нарушениях осанки.

ВЫВОД

На занятиях лечебно – оздоровительным плаванием последовательно вовлекаются в работу почти все мышечные группы, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков, укрепляются мышцы живота, спины и конечностей, совершенствуется координация движений, акцентируется внимание на правильном дыхании. При регулярных занятиях лечебным плаванием удаётся ликвидировать функциональные нарушения осанки , увеличить силу и тонус мышц, улучшить функции сердечно- сосудистой системы , развить правильное дыхание, а так же приостановить прогрессирование болезни или нормализовать её.

Таким образом , лечебно – оздоровительное плавание является максимально эффективным средством при нарушениях осанки.

Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов. Оздоровительное , лечебное и адаптивное плавание. М.: Издательский центр »Академия» , 2005г. – 432с. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии.- М., 2002г.-320с. Буль П.И. Основы психотерапии. Л., Медицина, 1974г. – 246с . Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1990г.- 453с. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Флинта, 1999г. – 560с. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт 1989г. – 159с. Дубровский В.И. Физические методы реабилитации в спорте. Методические рекомендации. М.: 1985г. -378с. Дубровский В.И. Движение для здоровья . М.: Знание, 1989г. – 456с. Пермяков А.А . Внешкольное физическое воспитание подростков. Киев » Радянська школа » 1989г.-420с.
  • Н.Ж.Булгакова, С.Н.Морозов, О.И.Попов. Оздоровительное , лечебное и адаптивное плавание. М.: Издательский центр »Академия» , 2005г. – 432с.
  • Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии.- М., 2002г.-320с.
  • Буль П.И. Основы психотерапии. Л., Медицина, 1974г. – 246с .
  • Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., Физкультура и спорт, 1990г.- 453с.
  • Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М.: Флинта, 1999г. – 560с.
  • Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. М.: Физкультура и спорт 1989г. – 159с.
  • Дубровский В.И. Физические методы реабилитации в спорте. Методические рекомендации. М.: 1985г. -378с.
  • Дубровский В.И. Движение для здоровья . М.: Знание, 1989г. – 456с.
  • Пермяков А.А . Внешкольное физическое воспитание подростков. Киев » Радянська школа » 1989г.-420с.

Приложение  Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шей-  ного и поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине как бы укорочены, а мышцы спины растянуты. Характерные внеш­ние признаки: наклоненная вперед голова, «свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, вы пяченный живот , уплощенные  ягодицы, уменьшенный угол на­клона таза, слегка согнутые в коленях ноги. Незначительные про­явления данного нарушения считают сутулостью. Кругловогнутая спина характеризуется увеличением фи­зиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине, в нижней его половине увеличен угол наклона таза, резко увеличена поясничная кривизна, наблюдается отвислый живот. Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед.

Приложение

Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шей-

ного и поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине как бы укорочены, а мышцы спины растянуты. Характерные внеш­ние признаки: наклоненная вперед голова, «свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, вы пяченный живот , уплощенные ягодицы, уменьшенный угол на­клона таза, слегка согнутые в коленях ноги. Незначительные про­явления данного нарушения считают сутулостью.

Кругловогнутая спина характеризуется увеличением фи­зиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине, в нижней его половине увеличен угол наклона таза, резко увеличена поясничная кривизна, наблюдается отвислый живот.

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спи­ны и встречается редко. Этот тип осанки сопровождается увеличением крестцово-поясничного лордоза. Таз сильно наклонен вперед и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены. Асимметричная осанка — незначительные отклонения позвоночника в сторону от срединной оси, исчезающие при напряжении мышц спины. Ее характеристики: несимметричное положение надплечий, лопаток, молочных желез, косое положение таза, неодинаковые по форме треугольники талии, слабое развитие мышц туловища, наклоненный вперед плечевой пояс, разная длина ног.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спи­ны и встречается редко. Этот тип осанки сопровождается увеличением крестцово-поясничного лордоза. Таз сильно наклонен вперед и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены.

Асимметричная осанка — незначительные отклонения позвоночника в сторону от срединной оси, исчезающие при напряжении мышц спины. Ее характеристики: несимметричное положение надплечий, лопаток, молочных желез, косое положение таза, неодинаковые по форме треугольники талии, слабое развитие мышц туловища, наклоненный вперед плечевой пояс, разная длина ног.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее