Тема. Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
Цель:
образовательная: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»; помочь понять, в чем особенность жанра “быль”, обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению
развивающая: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать связную речь учащихся
воспитательная: воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: иллюстративный материал, учебник
Литература: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс 1 часть - М.: Просвещение, - 2013
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Кристина Николаевна, и сегодня урок литературного чтения с вами буду проводить я. Надеюсь, что вы будете внимательными и активными. Проверьте свой рабочий стол. Все ли у вас на своих местах?
II. Проверка домашнего задания
- Прежде чем приступить к изучению нового рассказа, давайте проверим, что вам было задано на предыдущий урок (домашним заданием вам было читать рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» и отвечать на поставленные вопросы).
- Сейчас, вы будете работать по карточкам. На задание у вас есть 5 минут. П осле мы проверим, как вы с этим справились.
1. Откуда и куда шёл корабль?
___________________________________________________
2. Где происходит действие рассказа?
___________________________________________________
3. Кто развлекал людей на палубе?
___________________________________________________
4. Сколько лет было сыну капитана?
___________________________________________________
5. Почему мальчик залез на мачту?
__________________________________________________________________________
6. Что сделала обезьяна со шляпой мальчика?
__________________________________________________________________________
7. Почему все люди замерли, глядя на мальчика?
__________________________________________________________________________
8. Зачем капитан вышел на палубу с ружьём?
__________________________________________________________________________
9. Кто и почему крикнул мальчику: «Прыгай или застрелю!»?
__________________________________________________________________________
- Молодцы, вы справились с этим заданием.
III. Актуализация опорных знаний
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни животных и отправимся с ними в мир зоопарка.
(На доске иллюстрации зоопарка)
- Кто из вас был в зоопарке?
- Для чего нужны зоопарки (Для содержания животных, которые в природе, без помощи человека погибнут)?
- А вы знаете, как по-другому называется зоопарк? (Зверинец — передвижной зоопарк.)
- Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое приручил.)
- Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать писатель, портрет которого я разместила на доске.
- Знаком ли вам этот человек (Л.Н. Толстой)?
- Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.)
IV. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы познакомимся с былью Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка», определим основную мысль произведения.
V. Изучение нового материала
1. Беседа
- Откройте учебник на с. 160. Прочитайте заголовок.
- Что значит слово «быль» под заголовком (то, что было на самом деле)?
- Как вы думаете, кто будет главными героями произведения (Лев и собачка)?
(Помещаю на доску иллюстрации льва и собачки)
- Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)
- Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по характеру и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)
- Это мы с вами выясним в ходе работы над этим произведением.
2. Словарная работа
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
3. Первичное восприятие
- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю.
- Понравился вам этот рассказ?
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным (Собачку бросили в клетку)?
- Было ли вам кого-нибудь жалко?
4. Вторичное восприятие.
- А сейчас прочтем быль цепочкой. Внимательно следите по учебнику.
- Ребята, представьте, что у вас в руках волшебная палочка, и вы могли бы изменить окончание этой истории. Придумайте свою концовку, чтобы она была радостной со слов: Через год собачка заболела…
Физкультминутка «Зоопарк»
По зоопарку мы шагаем (маршируем на месте)
И медведя там встречаем (раскачиваем туловищем)
Это мишка косолапый
Широко расставил лапы (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте (переступание с ноги на ногу)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса (всматриваются вдаль)
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим (бег на носочках)
Подражаем мы зайчишке (ладошки на голове, поскоки)
Непоседе-шалунишке.
Но закончилась игра
Заниматься нам пора (вернуться на свои места)
5. Анализ были «Лев и собачка»
- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей (У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).
- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.
- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)
- В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.
- Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)
- Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост, прижалась в углу.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки? Прочитайте.
- Какое чувство она испытала? (Страх, боязнь.)
- Найдите и прочитайте в тексте ласковые слова, которыми автор называет собачку? (собачка, собачонка и другие добрые слова).
- Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)
- Как повела себя собачка дальше? Почему так? (Легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки? Прочитайте.
- Какая черта проявилась в этом эпизоде? (Показывает миролюбие, игривость.)
- Как отреагировал лев? (Тронул, перевернул.)
- Что потом сделала собачка? (Вскочила, стала на задние лапки.)
- Почему? (Тревожится, ожидает прощения, хочет понравиться.)
- Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)
- Характерно ли такое поведение для льва?
- Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь друга, он подружился с ней, полюбил её.)
- Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).
- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).
- Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).
- Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.
- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)
- Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)
- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).
- Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)
- Прочитайте про себя последние два предложения.
- Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).
- Посмотрите, ребята, как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу.
- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?
6. Обобщающая беседа
- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)
- Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.
- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?
Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?
-Мне приятно, что в вашем классе ребята с чуткими сердцами.
- Чему учит этот рассказ? (Быть добрыми, любить животных, заботиться о них)
- Л. Н. Толстой показал нам, что могут дружить и могучий лев и маленькая собачка, даже лев её пожалел, а человеку её было не жалко
7. Краткий пересказ текста по плану.
- Сейчас я вам предлагаю кратко пересказать быль «Лев и собачка».
1. Первая встреча льва и собачки.
2. Знакомство животных.
3. Забота льва о новом друге.
4. Визит барина в зверинец.
5. Дружеская преданность.
- Молодцы!
VI. Подведение итогов урока
- Наш урок подходит к концу.
- С каким произведение Л.Н. Толстого мы сегодня знакомились на уроке?
- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?
- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)
VII. Домашнее задание
с. 160-161 пересказ текста