«Осенний фестиваль знаний 2024»

Л.Н. Толстой "Лев и собачка"

Урок-разработка для 3 класса "Лев и собачка"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема. Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель:

  • образовательная: познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»; помочь понять, в чем особенность жанра “быль”, обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению

  • развивающая: способствовать развитию умения выделять главное, обобщать, доказывать, ставить и разрешать проблемы, делать выводы; развивать связную речь учащихся

  • воспитательная: воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим; способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу


Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: иллюстративный материал, учебник

Литература: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение 3 класс 1 часть - М.: Просвещение, - 2013

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Кристина Николаевна, и сегодня урок литературного чтения с вами буду проводить я. Надеюсь, что вы будете внимательными и активными. Проверьте свой рабочий стол. Все ли у вас на своих местах?

II. Проверка домашнего задания

- Прежде чем приступить к изучению нового рассказа, давайте проверим, что вам было задано на предыдущий урок (домашним заданием вам было читать рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» и отвечать на поставленные вопросы).

- Сейчас, вы будете работать по карточкам. На задание у вас есть 5 минут. П осле мы проверим, как вы с этим справились.

1. Откуда и куда шёл корабль?

___________________________________________________

2. Где происходит действие рассказа?

___________________________________________________

3. Кто развлекал людей на палубе?

___________________________________________________

4. Сколько лет было сыну капитана?

___________________________________________________

5. Почему мальчик залез на мачту?

__________________________________________________________________________

6. Что сделала обезьяна со шляпой мальчика?

__________________________________________________________________________

7. Почему все люди замерли, глядя на мальчика?

__________________________________________________________________________

8. Зачем капитан вышел на палубу с ружьём?

__________________________________________________________________________

9. Кто и почему крикнул мальчику: «Прыгай или застрелю!»?

__________________________________________________________________________


- Молодцы, вы справились с этим заданием.


III. Актуализация опорных знаний

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о жизни животных и отправимся с ними в мир зоопарка.

(На доске иллюстрации зоопарка)

- Кто из вас был в зоопарке?

- Для чего нужны зоопарки (Для содержания животных, которые в природе, без помощи человека погибнут)?

- А вы знаете, как по-другому называется зоопарк? (Зверинец — передвижной зоопарк.)

- Kак живется зверям в зверинце? (Это зависит от людей, которые ухаживают за животными. Человек отвечает за то существо, которое приручил.)

- Историю, которая однажды произошла в зверинце нам поможет узнать писатель, портрет которого я разместила на доске.

- Знаком ли вам этот человек (Л.Н. Толстой)?

- Вспомните, что вы знаете о Л.Н.Толстом? (Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.)

IV. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы познакомимся с былью Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка», определим основную мысль произведения.

V. Изучение нового материала



1. Беседа

- Откройте учебник на с. 160. Прочитайте заголовок.

- Что значит слово «быль» под заголовком (то, что было на самом деле)?

- Как вы думаете, кто будет главными героями произведения (Лев и собачка)?

(Помещаю на доску иллюстрации льва и собачки)

- Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей.)

- Что можно сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг)

- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по характеру и среде обитания) найти общий язык? (ответы детей: да – нет)

- Это мы с вами выясним в ходе работы над этим произведением.

2. Словарная работа

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

3. Первичное восприятие

- Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю.

- Понравился вам этот рассказ?

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).

- Где происходит действие? (в зверинце)

- Какой эпизод показался вам самым напряженным (Собачку бросили в клетку)?

- Было ли вам кого-нибудь жалко?

4. Вторичное восприятие.

- А сейчас прочтем быль цепочкой. Внимательно следите по учебнику.

- Ребята, представьте, что у вас в руках волшебная палочка, и вы могли бы изменить окончание этой истории. Придумайте свою концовку, чтобы она была радостной со слов: Через год собачка заболела…

Физкультминутка «Зоопарк»

По зоопарку мы шагаем (маршируем на месте)

И медведя там встречаем (раскачиваем туловищем)

Это мишка косолапый

Широко расставил лапы (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте (переступание с ноги на ногу)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса (всматриваются вдаль)

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим (бег на носочках)

Подражаем мы зайчишке (ладошки на голове, поскоки)

Непоседе-шалунишке.

Но закончилась игра

Заниматься нам пора (вернуться на свои места)

5. Анализ были «Лев и собачка»

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найдите и прочитайте ответ на мой вопрос. (За смотренье диких зверей брали деньгами или кошками и собаками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей (У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце).

- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.)

- В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

- Прочитайте, как лев повел себя? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…)

- Как повела себя собачка, когда попала в клетку? (Поджала хвост, прижалась в углу.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки? Прочитайте.

- Какое чувство она испытала? (Страх, боязнь.)

- Найдите и прочитайте в тексте ласковые слова, которыми автор называет собачку? (собачка, собачонка и другие добрые слова).

- Почему? (он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

- Как повела себя собачка дальше? Почему так? (Легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком.) С какой интонацией нужно прочитать эти строки? Прочитайте.

- Какая черта проявилась в этом эпизоде? (Показывает миролюбие, игривость.)

- Как отреагировал лев? (Тронул, перевернул.)

- Что потом сделала собачка? (Вскочила, стала на задние лапки.)

- Почему? (Тревожится, ожидает прощения, хочет понравиться.)

- Что сделал лев? (Смотрел и не трогал.)

- Характерно ли такое поведение для льва?

- Почему же он так себя повел? (Понравилась собачка, захотелось иметь друга, он подружился с ней, полюбил её.)

- Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

- Во что переросли чувства собачки и льва? (В дружбу).

- Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении? (Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями.)

- Что же происходит с собачкой? (Собачка заболела и умерла)

- Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

- Какие чувства испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как вернуть своего друга)

- Прочитайте про себя последние два предложения.

- Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

- Посмотрите, ребята, как совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, могут испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу.

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

6. Обобщающая беседа

- Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты ответов детей)

- Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

- А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

Всегда ли вы можете заметить боль, радость как людей, так и животных?

-Мне приятно, что в вашем классе ребята с чуткими сердцами.

- Чему учит этот рассказ? (Быть добрыми, любить животных, заботиться о них)

- Л. Н. Толстой показал нам, что могут дружить и могучий лев и маленькая собачка, даже лев её пожалел, а человеку её было не жалко

7. Краткий пересказ текста по плану.

- Сейчас я вам предлагаю кратко пересказать быль «Лев и собачка».

1. Первая встреча льва и собачки.

2. Знакомство животных.

3. Забота льва о новом друге.

4. Визит барина в зверинец.

5. Дружеская преданность.

- Молодцы!

VI. Подведение итогов урока

- Наш урок подходит к концу.

- С каким произведение Л.Н. Толстого мы сегодня знакомились на уроке?

- Чем особенно вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

- Так о чем же этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

VII. Домашнее задание

с. 160-161 пересказ текста



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее