Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
г. Железногорск , Курской области
Открытый урок по литературному чтению
(обучение грамоте)
«Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш .
Сочетание ши.»
Подготовила Юркова О.Е.
Литературное чтение (обучение грамоте).
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш . Сочетание ши.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Педагогическая цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.
Метапредметные: воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
3. Познавательные: отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш.
4. Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, методические приёмы |
I. Организационный момент | - Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к гостям, улыбнитесь, поздоровайтесь, повернитесь ко мне лицом. -Создадим хорошее, дружелюбное настроение на весь урок. Улыбнитесь друг другу и мне! Всем, всем добрый день! Прочь с дороги, наша лень! Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Если буквы изучать То научимся читать. | Подготовка класса к работе. Внимательно слушать и слышать учителя и товарищей. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
II. Актуализация опорных знаний ( повторение изученного материала). | - На какие две группы делятся буквы?
-Расскажите, что вы знаете о гласных. (Хитрые буквы Я Е) | На гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Гласная буква образует слог. | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
| -Что вы можете сказать о согласных?
-Какими бывают согласные звуки? | Согласные нельзя пропеть. При произнесении воздух встречает препятствия. Твердые и мягкие. Глухие и звонкие. |
|
| - Какую ещё удивительную букву мы с вами узнали? -Чем же она необычна?
| Буква ь. Ь звука не даёт, служит для обозначения мягкости согласного звука. |
|
| -С какой интересной буквой мы с вами познакомились на прошлой неделе? -Что вы можете о ней сказать? | Буква Ч.
Она всегда мягкая. |
|
III. Речевая разминка
| -Как шипит змея? -Как шипит гусь? - Назовите предметы, изображенные на картинках.( шарманка, кошка, шляпа, шимпанзе, шишка) Какой звук повторяется в этих словах?
| -Ш-ш-ш. -Ш-ш-ш. | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка. |
|
|
|
|
IV. Постановка учебной задачи.
Физминутка | -Какой звук вы произносили? – Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться? Сформулируйте задачу сегодняшнего урока.
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой
Раз, два, три, четыре, пять – | Звук [ш]. Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей. | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Слого-звуковой анализ слов. | -Отгадайте загадку: Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет — любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. -Выполним слого-звуковой анализ слова шар и составим схему. Сколько слогов в слове шар? Нужно ли определять, куда падает ударение, если в слове 1 слог? -Ша-р. Что слышим вначале слова? -Какой звук слышим первым? Какой он согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий? Докажите. Каким цветом обозначим на схеме звук [ш]?
-Какой звук слышим после звука [ш]?Какой он? Докажите. Каким цветом обозначим на схеме?
-Какой звук слышим в конце слова? Какой он? Дайте его характеристику. Пойти к доске и составить схему слова. -А сейчас проверим, правильно ли мы составили схему слова (сверяем со схемой на доске). |
Воздушный шар.
1 слог. Нет.
Слог-слияния ша. Ш. Согласный, т.к. его нельзя пропеть. Глухой. Твёрдый. Синим.
А-гласный. Красным.
Отдельно стоящий звук Р.Согласный, звонкий, твёрдый. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой. Беседа. |
| - Отгадайте вторую загадку: Если ты его отточишь, Нарисуешь всё, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? ... -Сколько слогов в слове карандаш? -На какой слог падает ударение?
-Какой звук слышим последним? Дайте его характеристику. |
Карандаш.
В слове карандаш 3 слога. Ударение падает на последний слог. Звук [ш]. Согласный, глухой, твёрдый. | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой. Беседа. |
2.Знакомство с буквой Ш. | -На письме звук [ш] обозначается буквой Ш (ша).(образец печатной и письменной буквы). Буква Ш бывает заглавной и маленькой, печатной и письменной. -На что похожа буква Ш? Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.
|
Ответы детей.
| Иллюстрация. Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Д/игра «Кто внимательный?» | -Сейчас поиграем в игру на внимание. Я буду произносить слова, а вы, если услышите в них новый звук в начале - хлопайте в ладоши, в середине-топаем, на конце-приседаем. Готовы? Слова: шарф, шашки, игрушка, мел, школьник, малы ш, шубка, шишка, шапка, школа, машина, карандаш, хорошо, стол, мыши, камыш, |
| Коллективная. Практический. |
4.Чтение слогов (учебник с.17) | -Откройте учебник на стр.17. Прочитаем слоги. -Как произносятся слоги ши, ше? Что необычного в этих слогах?
| Читают слоги. Твердо. После буквы ш стоят буквы и, е, придающие мягкость согласному звуку, стоящему перед ней, но читается звук [ш] все равно твердо. | Фронтальная. Словесный, практический.
|
| -Какой вывод можем сделать? | Звук [ш] всегда твердый. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Чтение слов (с.17)-вынесены на доску. | -Прочитайте слова.
-Прочитайте слова, написанные с заглавной буквы. Почему эти слова написаны с заглавной буквы? | Чтение слов по цепочке. -Это имена мальчиков. А имена пишутся с большой буквы. | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, составление предложения. |
|
|
|
|
| -Найдите в столбиках слово четвероногое животное. -Где в этом слове находится новая буква? | Кошка. В середине слова. |
|
| -Найдите и прочитайте слова, где буква Ш находится в начале слова(в конце). -Чем отличаются слова карандаш и карандаши? -Составьте предложение со словом школа. | Школа. Карандаш, карандаши. Составляют предложение. |
|
6. Работа с текстом. (учебник, стр.17) | -Прочитайте текст. Рассмотрите картинку. -О чем вы прочитали? -Как вы понимаете выражение: «горели кисти рябин»?(алели, краснели, пылали) -Как вы понимаете слово «кисти»?
-А какие еще значения слова кисти вы знаете? -Как называются слова, имеющие несколько значений? -Давайте придумаем имена детям, которые пошли в лес, но чтобы в именах обязательно был звук [ш]. |
Ответы детей.
Ягоды, собранные в пучок. Ответы детей. Многозначные.
| Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа. |
7. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией. (учебник, стр.16) | -Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, кто на нем изображен: девочка-Снегурочка, Василиса Прекрасная, Шамаханская царица? К какой сказке нарисован этот рисунок? Кто автор этой сказки? Назовите персонажей сказки, в названии которых есть звук [ш]. | Шамаханская царица. «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин. Петушок, Шамаханская царица. | Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа. |
|
|
|
|
| -Посмотрите отрывок из сказки «Сказка о золотом петушке». -Понравилось? -Хотите узнать, что было дальше? Попросите дома взрослых прочитать вам книгу. | Просмотр отрывка.
Да. | Наглядный. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа в прописи. Письмо буквы ша. Слогов слияния. Написание слов шишки, школьник. (Звуко-буквенный анализ). Какую букву после ш –ы-и-?. И- потому что ш- всегда твёрдый. Записать предложение.
|
|
|
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1.Работа с пословицами.( с.16)
| -Прочитайте пословицы. -Как вы понимаете смысл пословиц? -Найдите слова в которых есть буква Ш.
| Читают, выполняют задания. | Фронтальная. Словесный, беседа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Правописание ши. | -Прочитайте слова. Слова: шишки, машина, карандаши, горошина. -Назовите первый слог. Что слышим? Какой звук слышим после звука [ш]? - А что написано? -Сочетание ШИ пиши с буквой и. -Какие еще сочетания вы знаете?
|
Звук [ы]. Буква и. Повторяют правило. ЧА пиши с буквой А. ЧУ пиши с буквой У | Коллективная. Словесный, практический. Чтение, беседа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Развитие речи. | -Давайте придумаем слова с новым звуком. Желательно такие, которые мы сегодня на уроке не употребляли. Работаем в парах. | .Работа в парах. | Фронтальная. Устные ответы. |
VII.Рефлексивно-оценочный. | -Что нового вы узнали на уроке? -Дайте характеристику новой букве. Какая она? Чем она интересна? -С каким правилом познакомились? Давайте оценим свою работу на уроке: кто считает, что он сегодня на уроке хорошо работал, читал, отвечал на мои вопросы- раскрасьте шарик зелёным цветом . А кто считает, что он старался на уроке, что мог бы работать лучше – синим, а красным-те у кого ещё сомненния. | Отвечают на вопросы учителя.
| Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный. Беседа. |
|
|
|
|