«Осенний фестиваль знаний 2024»

Культурное наследие христианской Руси.

урок по истории для 5 класса. тема Культурное наследие христианской Руси. помогает детям понятькак зародилось Христианство и пришло на Русь

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Учитель: Нефедова Анастасия Евгеньевна

Г. Ростов-на-Дону

МБОУ «Школа №67»



Тема урока: Культурное наследие христианской Руси.



Цель урока: развитие целостного представления о культурном наследии христианской Руси.

Задачи урока:

  • актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о значении христианства в развитии культуры нашей страны;

  • создавать условия для развития представлений школьника том, как религия способствует укреплению семьи и общества;

  • активизировать интерес учащихся к предмету.

Тип урока:

Комбинированный урок: урок формирования новых знаний, применение знаний на практике

Методы – наглядный, самостоятельная работа учащихся, работа в группах, мультимедиа.

Оборудование – компьютер, видеопроектор, демонстрационный экран, материалы для чтения, листы и маркеры для групповой работы.

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

3. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Планировать свои действия.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Этапы урока

Ход урока

I. Актуализация знаний

Организационный момент.



Когда-то… князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесённой с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России.

- О каком событии говорится в стихотворении? (О крещении Руси)

Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам восточным славянам.

II. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

Проблемный вопрос

- Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства?

Ребята заполняют таблицу по мере рассказа учителя

Культура

До крещения



После принятия христианства

Былины

Сказки

Песни

Поговорки

литература

Проповеди и поучения

Жития святых

Героический эпос

Летописи

Деревянное зодчество

зодчество

Каменное зодчество:

Десятинная церковь в Киеве

Софийский собор

Успенский собор во Владимире

Церковь Покрова на Нерли

Не известно

живопись

Мозаика

Фреска

Икона

Миниатюра





- Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и откроем скрытое слово.







Кроссворд

1. Живопись водяными красками по сырой штукатурке.

2. Создатель славянской азбуки.

3. Материал, который использовали для письма (сделан из березовой коры).

4. Являются объектом почитания, останки людей причисленных к лику святых.

5. Записи "по летам", созданные на основе исторических преданий, песен, источников.

6. Первая каменная церковь.

7. Автор "Слово о законе и благодати".

8. Автор "Повести временных лет".



ф

р

е

с

к

а



к

и

р

и

л

л


б

е

р

е

с

т

а



м

о

щ

и




л

е

т

о

п

и

с

ь


д

е

с

я

т

и

н

н

а

я




и

л

л

а

р

и

о

н

н

е

с

т

о

р






- Какое слово у нас получилось? (Крещение)

- Какие изменения произошли в культурном развитии Руси после принятия христианства?

(Ответы учащихся)

-Какие изменения произошли в жизни людей?

- Изменилось ли отношение к Руси в мире?

- Какие новшества появились в культуре?

Нестор отмечает разительную перемену в жизни самого князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания.

Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!».

А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси.

III. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Выполнение продуктивных заданий по теме

 

Составьте кластер

Как повлияло принятие христианства на развитие Руси?

Крещение









международное признание

Появление первых рукописных книг

Развитие культуры







Объединение племен



Смягчение нравов










IV. Итог урока. Рефлексия

  1. Составьте синквейн на тему «Православие»



Православие

Прилагательное, прилагательное

Глагол, глагол, глагол

Фраза

Вывод

У каждого из вас человечек без лица, без эмоций. Подарите ему свои эмоции, нарисуйте на его лице то, что вы сейчас испытываете.



V. Домашнее задание

 Подумайте и ответьте на вопрос: Чем христианская религия схожа с другими мировыми религиями?







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее