Рабочая программа по техническо — творческому направлению
«Робототехника»
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы Копосова Д.Г. «Первый шаг в робототехнику: «практикум для 5-11 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5
Данная программа по робототехнике научно-технической направленности, так как в наше время робототехники и компьютеризации, ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать.
Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося.
Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет школьнику шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире . В процессе конструирования и программирования дети получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Одновременно занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования
Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество
проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества.
Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких иточных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию,изучают принципы работы многих механизмов.
Актуальность данной программы:
- необходимость вести работу в естественнонаучном направлении для создания базы, позволяющей повысить интерес к дисциплинам среднего звена (физике, биологии, технологии, информатике, геометрии);
- востребованность развития широкого кругозора школьника и формирования основ инженерного мышления;
-отсутствие предмета в школьных программах начального образования, обеспечивающего формирование у обучающихся конструкторских навыков и опыта программирования.
Преподавание курса предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено насоставление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизациимеханизмов, моделировании работы систем.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной группы;
- распределять обязанности в своей группе;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы колеблется от 11 до 14 лет. В коллектив могут быть приняты все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.
Сроки реализации программы: 3 года.
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO Mindstorms NXT 2.0;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO Mindstorms NXT-G;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
- получение навыков программирования;
- развитие навыков решения базовых задач робототехники.
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
-развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
Методы обучения.
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, воспрпиятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.)
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий.
Среди форм организяции учебных занятий в данном курсе выделяются:
практикум;
урок-консультация;
урок-ролевая игра;
урок-соревнование;
выставка;
урок проверки и коррекции знаний и умений.
Учебно-материальная база.
Помещение.
Помещение для проведения кружка должен быть достаточно просторным, хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы могут быть рассчитаны на два человека, но должны быть расставлены так, чтобы дети могли работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом, не мешая работать другому учащемуся.
Методический фонд.
Для успешного проведения занятий необходимо иметь выставку изделий, таблицы с образцами, журналы и книги, инструкционные карты, шаблоны и т. д.
Материалы и инструменты.
Конструкторы ЛЕГО, ЛЕГО ВЕДО, компьютер, проектор, экран.
Структура проведения занятий
Общая организационная часть.
Проверка домашнего задания.
Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
Практическое выполнение.
Уборка рабочих мест.
Цели и задачи программы на 1 год обучения
Цель: овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), развитие навыков взаимодействия в группе.
Задачи:
Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
Установление причинно-следственных связей.
Анализ результатов и поиск новых решений.
Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Проведение систематических наблюдений и измерений.
Использование таблиц для отображения и анализа данных.
Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.
Содержание учебного курса. 1 год обучения.
Вводное занятие. Мир робототехники.
Основы построения конструкций, устройства, приводы.
Математическое описание роботов.
Констукции и силы.
Рычаги.
Колеса и оси. Зубчатые передачи.
Первые шаги в робототехнику.
Программно-управляемые модели.
Обобщающее занятие.
Календарно-тематический план. 1 год обучения.
№ | Содержание темы | Время проведения | Часы
| Форма занятий |
| Тема №1. Вводное занятие. Мир робототехники. | | 16 | |
1 | Вводное занятие. Знакомство. Правила техники безопасности. | | 2 | Теория |
2 | Что такое робот? | | 2 | Теория |
3 | Идея создания роботов. | | 2 | Теория |
4 | Возникновение и развитие робототехники.
| | 2 | Теория |
5 | Виды современных роботов. | | 2 | Практика. |
6 | Информация, информатика, робототехника, автоматы. | | 2 | Теория |
7 | Знакомство с технической деятельностью человека. | | 2 | Теория, практика. |
8 | Знакомство с некоторыми условными обозначениями грфических изображений. | | 2 | Практика. |
| Тема №2. Основы построения конструкций, устройства, приводы. | | 30 | |
9 | Конструкции: понятие, элементы. | | 2 | теория |
10 | Основные свойства конструкции | | 2 | теория |
11 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | | 2 | Теория практика. |
12 | Проверочная работа по теме «Конструкции». | | 2 | Практика. |
13 | Манипуляционные системы роботов. | | 2 | Практика. |
14 | Системы передвижения мобильных роботов. | | 2 | Теория, практика. |
15 | Сенсорные системы. | | 2 | Практика. |
16 | Устройства управления роботов. | | 2 | Практика. |
17 | Особенности устройства других средсв робототехники. | | 2 | теория |
18 | Классификация приводов. | | 2 | теория |
19 | Пневматические приводы. | | 2 | теория |
20 | Гидравлические приводы. | | 2 | теория |
21 | Электрические приводы. | | 2 | теория |
22 | Микроприводы. | | 2 | Теория практика |
23 | Искусственные мышцы. | | 2 | Практика. |
| Тема №3. Математическое описание роботов. | | 10 | |
24 | Основные принципы организации движения роботов. | | 2 | теория |
25 | Математическое описание систем передвижения роботов. | | 2 | теория |
26 | Математическое описание манипуляторов. | | 2 | Практика. |
27 | Моделирование роботов на ЭВМ. | | 2 | Практика. |
28 | Классификация способов управления роботами. | | 2 | Практика. |
| Тема № 4. Констукции и силы. | | 6 | |
29 | Вводные упражнения | | 2 | Теория Практика. |
30 | Складное кресло и подъемный мост. | | 2 | Теория Практика. |
31 | Исследования | | 2 | Теория Практика. |
| Тема №5. Рычаги. | | 16 | |
32 | Ознакомительное занятие | | 2 | теория |
33 | Вводные упражнения | | 2 | Практика. |
34 | Исследование. Музыкальная ударная установка | | 2 | Практика. |
35 | Исследование. Ударная установка с электроприводом
| | 2 | Практика. |
36 | Исследование. Стеклоочистители лобового стекла автомобиля | | 2 | Практика. |
37 | Исследование. Стеклоочистители с электроприводом | | 2 | Практика. |
38 | Проект «Ударим» | | 2 | Практика. |
39 | Проект «Присядем».
| | 2 | Практика. |
| Тема №6. Колеса и оси. Зубчатые передачи. | | 26 | |
40 | Вводные упражнения | | 2 | Теория Практика. |
41 | Колеса и оси для перемещения предметов. | | 2 | Практика. |
42 | Исследование. Транспортное средство. | | 2 | Практика. |
43 | Исследование. Транспортное средство с электроприводом. | | 2 | Практика. |
44 | Исследование. Роликовый транспортер | | 2 | Практика. |
45 | Исследование. Роликовый транспортер с электроприводом | | 2 | Практика. |
46 | Проект « Гонки на колесах». | | 2 | Практика. |
47 | Проект «Поднимаем». | | 2 | Практика. |
48 | Зубчатая передача для передачи вращения. | | 2 | Практика. |
49 | .Исследование. Карусель. | | 2 | Практика. |
50 | Исследование. Карусель с электроприводом. | | 2 | Практика. |
51 | Исследование. Турникет. | | 2 | Практика. |
52 | Проект «Все смешаем». | | 2 | Практика. |
| Тема №7. Первые шаги в робототехнику. | | 36 | |
53 | Знакомство с конструктором ЛЕГО-WEDO | | 2 | Теория Практика. |
54 | Путешествие по ЛЕГО-стране. Исследователи цвета. | | 2 | Игра. |
55 | Исследование «кирпичиков» конструктора | | 2 | Практика. |
56 | Исследование конструктора и видов их соединения | | 2 | Практика. |
57 | Мотор и ось | | 2 | Практика. |
58 | ROBO-конструирование | | 2 | Практика. |
59 | Зубчатые колёса | | 2 | Практика. |
60 | Понижающая зубчатая передача | | 2 | Практика. |
61 | Повышающая зубчатая передача | | 2 | Практика. |
62 | Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. | | 2 | Практика. |
63 | Перекрёстная и ременная передача. | | 2 | Практика. |
64 | Снижение и увеличение скорости | | 2 | Практика. |
65 | Коронное зубчатое колесо | | 2 | Практика. |
66 | Червячная зубчатая передача | | 2 | Практика. |
67 | Кулачок и рычаг | | 2 | Практика. |
68 | Блок « Цикл» | | 2 | Практика. |
69 | Блоки «Прибавить к Экрану» и « Вычесть из Экрана», | | 2 | Практика. |
70 | Блок «Начать при получении письма»
| | 2 | Практика. |
| Тема №8. Программно-управляемые модели | | 26 | |
71 | Проектирование программно-управляемой модели: Умная вертушка. | | 2 | Теория Практика. |
72 | Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник. | | 2 | Практика. |
73 | Проектирование программно-управляемой модели: Ликующие болельщики. | | 2 | Практика. |
74 | Проектирование программно-управляемой модели: Нападающий. | | 2 | Практика. |
75 | Проектирование программно-управляемой модели: Спасение самолёта. | | 2 | Практика. |
76 | Проектирование программно-управляемой модели: Спасение от великана. | | 2 | Практика. |
77 | Проектирование программно-управляемой модели: Вратарь. | | 2 | Практика. |
78 | Проектирование программно-управляемой модели: Порхающая птица. | | 2 | Практика. |
79 | Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие птицы. | | 2 | Практика. |
80 | Проектирование программно-управляемой модели: Голодный аллигатор. | | 2 | Практика. |
81 | Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица. | | 2 | практика |
82 | Проектирование и программно-управляемой модели: Рычащий лев. | | 2 | практика |
83 | Проверочная работа по теме «Программно-управляемые модели». Защита проектов. | | 2 | практика |
84 | Тема № 9. Обобщающее занятие. | | 2 | Теория, практика |
| Всего: | | 168 | |
К концу 1 года учащиеся должны:
Знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
-создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу.
Уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
-уметь логически мыслить.
Кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего-конкурсах и олимпиадах по робототехнике.
Цели и задачи программы на 2 год обучения
Цель: развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
Задачи:
Определять цели своей деятельности.
Углубить знания по основным принципам механики.
Находить оптимальные способы реализации поставленных целей, доводить решение задачи до работающей модели.
Развивать умение творчески подходить к решению задачи.
Развивать умение излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений.
Оценивать полученные результаты.
Организовывать свою деятельность.
Сотрудничать с другими воспитанниками.
Основной задачей курса является подготовка учеников к соревнованиям роботов.
Содержание учебного курса (2 год обучения)
Вводное занятие.
Энергия.
Конструирование.
Программно-управляемые модели.
Знакомство с Lego NXT.
Механизмы со смещённым центром.
Конструирование. Механические манипуляторы.
Программно управляемые многофункциональные модели роботов.
Дифференциальные передачи.
Шагающие механизмы.
Обобщающее занятие.
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ | Содержание темы | Время проведения | Часы
| Форма занятий |
| Тема №1. Вводное занятие | | 2 | |
1 | Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Робототехника. Конструкторы компании ЛЕГО. | | 2 | Теория |
| Тема №2. Энергия. | | 12 | |
2 | Введение: ознакомление с конструкторами: Lego Education Elab №9618, 9630, 9680. | | 2 | Теория
|
3 | Понятие об энергии. Преобразование и накопление энергии. | | 2 | Теория, практика. |
4 | Конструкции по теме «Энергия» | | 2 | Практика. |
5 | Сложные модели по теме «Энергия» | | 2 | Теория, практика. |
6 | Проверочная работа по теме «Энергия». | | 2 | Практика |
7 | Самостоятельная творческая работа. Анализ творческих работ. | | 2 | практика. |
| Тема №3. Конструирование. | | 16 | |
8 | Передаточный механизм. | | 2 | Практика. |
9 | Конструктор Перворобот NXT 9797. Конструкция, органы управления и дисплей NXT. Первое включение. | | 2 | Теория, практика. |
10 | Сервомотор: устройство, технические характеристики, правила эксплуатации. | | 2 | Практика. |
11 | Понятие «передаточный механизм». Анализ схемы передачи движения в различных механизмах и устройствах. | | 2 | Практика. |
12 | Построение передаточных механизмов на основе различных видов ремённых передач. Ремённый редуктор. Конструирование, монтирование понижающего, повышающего редуктора к сервомотору. | | 2 | Практика. |
13 | Построение передаточных механизмов на основе различных видов зубчатых передач. Конструирование, монтирование понижающего, повышающего редуктора к сервомотору. | | 2 | Теория, практика. |
14 | Червячный редуктор. Конструирование, монтирование редуктора к сервомотору. | | 2 | Практика. |
15 | Самостоятельная творческая работа. | | 2 | Практика. |
| Тема№4. Программно-управляемые модели. | | 30 | |
16 | Робот. Правила робототехники. Видео презентации программно-управляемых моделей. | | 2 | Теория Практика. |
17 | Сборка робота «Пятиминутка». | | 2 | Практика. |
18 | Конструирование. Сборка робота «Линейный ползун» | | 2 | Практика. |
19 | Модернизация робота "Пятиминутка" (установка датчиков NXT). | | 2 | Теория, практика. |
20 | Соревнование программно-управляемых роботов: «Слалом». Факторы, способствующие победе. | | 2 | Практика. |
21 | Сборка робота «Трёхколёсный бот». | | 2 | Практика. |
22 | Конструирование. Сборка робота «Бот-внедорожник» . | | 2 | Практика. |
23 | Модернизация робота «Трёхколёсный бот» (установка датчиков NXT, понижающего редуктора). | | 2 | Практика. |
24 | Сборка четырёхколёсного робота «Транспортное средство». | | 2 | Практика. |
25 | Конструирование. Сборка робота «Танк-Сумоист» | | 2 | Практика. |
26 | Модернизация робота «Гусеничное транспортное средство» (установка датчиков NXT, понижающего редуктора, храповика). | | 2 | Практика. |
27 | Соревнование программно-управляемых двухмоторных роботов: «Сумо». Факторы, способствующие победе. | | 2 | Практика. |
28 | Соревнование программно-управляемых роботов «Перетягивание каната». Факторы, способствующие победе. | | 2 | Практика. |
29 | Соревнование программно-управляемых полноприводных моделей: «Спидвей». Факторы, способствующие победе. | | 2 | Практика. |
30 | Самостоятельная творческая работа по теме «Управляемые машины». Анализ творческих работ. | | 2 | Практика. |
| Тема №5. Знакомство с Lego NXT. | | 6 | |
31 | Знакомство с конструктором Lego Mindstorms NXT 2.0 версии 8547. | | 2 | теория |
32 | Инструкция для робота с конструкторами Lego NXT. | | 2 | Практика. |
33 | Видео о видах и возможностях роботов Lego Mindstorms NXT 2.0 версии 8547 | | 2 | Теория Практика. |
| Тема №6. Механизмы со смещённым центром. | | 18 | |
34 | Понятия: «Кулачок», «Эксцентрик». | | 2 | теория |
35 | Механизмы построенные на основе эксцентриков с качающим движением шатуна. | | 2 | Практика. |
36 | Кривошипно-шатунный механизм: устройство, особенности конструкции, применение. | | 2 | Практика. |
37 | Механизмы с поступательно-движущимся шатуном. | | 2 | Практика. |
38 | Кулисные механизмы: устройство, особенности конструкции, применение. | | 2 | Практика. |
39 | Механизмы с пространственно-качающимся шатуном. | | 2 | Практика. |
40 | Лего конструкции с использованием кривошипно-шатунных и кулисных механизмов. | | 2 | Практика. |
41 | Механизмы построенные на основе эксцентриков с поступательным движением шатуна. | | 2 | Практика. |
42 | Самостоятельная творческая работа учащихся. | | 2 | Практика. |
| Тема №7. Конструирование. «Механические манипуляторы». | | 14 | |
43 | Манипулятор: назначение, промышленное использование, виды, типы. | | 2 | теория |
44 | Конструкция манипулятора «Погрузчик» с NXT. | | 2 | Практика. |
45 | Конструкция манипулятора с телескопической стрелой «Подъёмный кран». | | 2 | Практика. |
46 | Конструкция складного механического манипулятора (экскаватор) с 2-3 степенями свободы. | | 2 | Практика. |
47 | Конструкции манипуляторов «Механическая рука» - захват с NXT. | | 2 | Практика. |
48 | Робот манипулятор: «Вор». Анализ особенностей конструкции. Сборка модели по инструкции. | | 2 | Практика. |
49 | Разработка многофункционального робота манипулятора с NXT, со многими степенями свободы. | | 2 | Практика. |
| Тема №8. Программно управляемые многофункциональные модели роботов. | | 32 | |
50 | Разработка механизма многофункциональной модели робота, особенности конструкции. Центр тяжести. | | 2 | теория |
51 | Разработка механизма робота. Геометрическая ось конструкции. Ось поворота. | | 2 | Практика. |
52 | Разработка механизма робота. Конструкции опорного колеса. | | 2 | Практика. |
53 | Трёхколёсный бот. Сборка, анализ модели «Исследователь». | | 2 | Практика. |
54 | Разработка конструкции робота для участия в лего соревновании «Лабиринт», на основе модели трёхколёсного бота «Исследователь» | | 2 | Практика. |
55 | Мультибот. Сборка, анализ конструкции | | 2 | Практика. |
56 | Робот «Танк-Сумоист». | | 2 | Практика. |
57 | Разработка конструкции робота для участия в лего соревновании «Кегельринг», на основе модели мультибота «Танк-Сумоист». | | 2 | Практика. |
58 | Варианты применения различных видов передач в одной модели. | | 2 | Теория Практика. |
59 | Конструирование моделей роботов с двумя автономными механизмами движения для участия в лего соревнование «Лестница». | | 2 | Практика. |
60 | Стационарный манипулятор. Сборка, анализ конструкции по инструкции. | | 2 | Теория Практика. |
61 | Разработка конструкции робота для участия в соревнование «Сортировщик». | | 2 | Практика. |
62 | Видео презентация: «Промышленные роботы». | | 2 | Практика. |
63 | Роботизация производства. | | 2 | Практика. |
64 | Этапы творческих проектов по робототехнике. | | 2 | Практика. |
65 | Демонстрация творческих работ учащихся. | | 2 | Практика. |
| Тема №9. Дифференциальные передачи. | | 12 | |
66 | Принцип работы дифференциала. | | 2 | теория |
67 | Устройство и назначение дифференциала. | | 2 | Теория практика |
68 | Виды, использование дифференциалов в технике. | | 2 | Теория Практика. |
69 | Сборка моделей с использованием дифференциальной передачи по схеме. | | 2 | Практика. |
70 | Практическая работа «Механизмы с дифференциальной передачей» . | | 2 | Практика. |
71 | Практическая работа «Механизмы с дифференциальной передачей» . | | 2 | Практика. |
| Тема№10. Шагающие механизмы. | | 24 | |
72 | Область применения шагающих роботов. | | 2 | теория |
73 | Требования к конструкции шагающего робота. | | 2 | теория |
74 | Видео о возможностях шагающих роботов | | 2 | Теория практика |
75 | Сборка четвероногого робота по схеме. Анализ привода. | | 2 | Практика. |
76 | Модернизация модели четвероногого робота с добавлением датчика касания. | | 2 | Практика. |
77 | Анализ модели шестиногого шагающего робота «Паук». | | 2 | Теория Практика. |
78 | Самостоятельная творческая работа. Конструирование шестиногого шагающего робота для участия в соревновании «Тараканьи бега». | | 2 | Практика. |
79 | Самостоятельная творческая работа. Конструирование шестиногого шагающего робота для участия в соревновании «Тараканьи бега». | | 2 | Практика. |
80 | Самостоятельная творческая работа. Конструирование шагающего робота «Вездеход» для преодоления полосы препядствия. | | 2 | Практика. |
81 | Самостоятельная творческая работа. Конструирование шагающего робота «Вездеход» для преодоления полосы препядствия. | | 2 | практика |
82 | Соревнования шагающих роботов: «Тараканьи бега». | | 2 | практика |
83 | Соревнования шагающих роботов: «Полоса препятствий». | | 2 | практика |
84 | Тема № 11. Обобщающее занятие. | | 2 | практика |
| Всего: | | 168 | |
К концу 2 года учащиеся должны:
Знать:
-правила безопасной работы;
-основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
-конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
-компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
-виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов;
-конструктивные особенности различных роботов;
-порядок создания алгоритма программы, действия робототехнических средств;
-как использовать созданные программы;
-самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
-создавать реально действующие модели роботов при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
-создавать программы на компьютере для различных роботов;
-корректировать программы при необходимости;
Уметь:
-принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
- проводить сборку робототехнических средств, с применением LEGO конструкторов; -создавать программы для робототехнических средств.
-планировать ход выполнения задания.
-рационально выполнять задание.
-руководить работой группы или коллектива.
-высказываться устно в виде сообщения или доклада.
-высказываться устно в виде рецензии ответа товарища.
-представлять одну и ту же информацию различными способами.
Цели и задачи программы на 3 год обучения
Цель: научить использовать средства информационных технологий, чтобы проводить исследования и решать задачи в межпредметной деятельности.
Задачи:
1. Активное включение детей и молодёжи в процесс самообразования и саморазвития;
2. Ранняя ориентация на инновационные технологии и методы организация практической деятельности в сферах мехатроники и робототехники;
3. Формирование исследовательских умений, практических навыков конструирования;
4. Приобретение навыков коллективного труда;
5. Организация разработок технико-технологических проектов.
6. Расширение кругозора воспитанников в области конструирования;
7. Привитие вкуса к исследовательской деятельности;
8. Развитие моторики рук;
9. Выявление наиболее одарённых учащихся в области конструирования
Содержание учебного курса (3 год обучения)
Вводное занятие. Роботы вокруг нас.
Конструирование. «Промышленные роботы».
Знакомство с конструкторами.
Сборка базовых программно управляемых моделей fischertechnik.
Проектная деятельность.
Обобщающее занятие.
Календарно-тематический план
3 год обучения
№ | Содержание темы | Время проведения | Часы
| Форма занятий |
| Тема №1. Вводное занятие. Роботы вокруг нас. | | 6 | |
1 | Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. | | 2 | Теория |
2 | Профессия инженер. | | 2 | Теория |
3 | Роботы в космосе. | | 2 | Теория, практика. |
| Тема №2. Конструирование. «Промышленные роботы». | | 24 | |
4 | Промышленные роботы. Классификация промышленных роботов. Основные элементы роботизированных машин и механизмов. | | 2 | теория |
5 | Механические передачи. Передаточные отношения. | | 2 | теория |
6 | Самостоятельная творческая работа по теме: «Автоматический шлагбаум». | | 2 | Практика |
7 | Конструирование управляемого механизма с использованием червячного редуктора, датчика света и датчика касания. | | 2 | Теория, практика. |
8 | Конструкция: «Канатная дорога» (сборка по схеме). | | 2 | Практика. |
9 | Анализ конструкции канатной дороги и используемых механизмов. | | 2 | Практика. |
10 | Самостоятельная творческая работа по теме: «Горнолыжный комплекс». Конструирование подвижных механизмов. | | 2 | Практика. |
11 | Творческий проект «Горнолыжный комплекс». Конструирование и установка управляемой механической передачи с использованием датчика света. | | 2 | Практика. |
12 | Творческий проект: «Лифт». Анализ конструкции промышленного лифта. | | 2 | Практика. |
13 | Построение программируемой модели «Лифт» | | 2 | Практика. |
14 | Самостоятельная творческая работа по теме: «Промышленные роботы». | | 2 | практика |
15 | Демонстрация творческих работ учащихся. | | 2 | Практика. |
| Тема №3. Знакомство с конструкторами. | | 6 | |
16 | Знакомство с конструкторами fischertechnik: ROBO TX .Учебная лаборатория (ROBO TX Training Lab 505286) . | | 2 | теория |
17 | ROBO TX Исследователь (ROBO TX Explorer 508778). | | 2 | теория |
18 | История конструкторов fischertechnik. | | 2 | теория |
| Тема №4. Сборка базовых программно управляемых моделей fischertechnik. | | 14 | |
19 | Основные элементы конструкторов fischertechnik: блок с пазами и выступом типа «ласточкин хвост» | | 2 | теория |
20 | Программируемые контроллеры, двигатели, различные датчики и блоки питания. | | 2 | Теория Практика. |
21 | Особенности моделей конструкторов fischertechnik . | | 2 | Практика. |
22 | Технические характеристики и правила эксплуатации конструкторов fischertechnik. | | 2 | Практика. |
23 | Сборка базовых моделей конструкторов fischertechnik по схемам, анализ конструкций. | | 2 | Практика. |
24 | Самостоятельная творческая работа по теме: «Программно управляемые модели» | | 2 | Практика. |
25 | Самостоятельная творческая работа по теме: «Программно управляемые модели» | | 2 | Практика. |
| Тема№5. Проектная деятельность. | | 116 | |
26 | Требования к проектным работам по робототехнике. Критерии оценки конструкций. | | 2 | теория |
27 | Проектирование, создание программно управляемых моделей. | | 2 | Теория
|
28 | Проект «Бег» Соревнования. | | 2 | Практика. |
29 | Проект «Триатлон 1». Соревнования. | | 2 | Практика. |
30 | Проект «Триатлон 2» Соревнования | | 2 | Практика. |
31 | Проект «Траектория 2». Соревнования. | | 2 | Практика. |
32 | Проект «Транспортировщик». Соревнования. | | 2 | Практика. |
33 | Проект «Лабиринт» Соревнования | | 2 | Практика. |
34 | Проект «Лестница». Соревнования. | | 2 | Практика. |
35 | Проект «Сортировщик». Соревнования. | | 2 | Практика. |
36 | Проект «Альпинизм». Соревнования | | 2 | Практика. |
37 | Автономный футбол роботов. Соревнования | | 2 | Практика. |
38 | Проведение исследований с помощью NXT и набора датчиков, используя модуль для исследований. Создание исследовательского проекта | | 2 | Практика. |
39 | Синхронное движение роботов | | 2 | Практика. |
40 | Встречное движение роботов | | 2 | Практика. |
41 | Роботы на ринге | | 2 | Практика. |
42 | Соревнования роботов | | 2 | Практика. |
43 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
44 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
45 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
46 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
47 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
48 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
49 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
50 | Создание своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
51 | Программирование своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
52 | Программирование своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
53 | Программирование своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
54 | Программирование своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
55 | Программирование своего уникального робота. | | 2 | Практика. |
56 | Выставка роботов. | | 2 | Практика. |
57 | Робот «Поисковик — погрузчик». Основа робота. Сборка манипулятора. | | 2 | Практика. |
58 | Робот «Поисковик — погрузчик». Модуль идентификации мелких предметов. | | 2 | Практика. |
59 | Робот «Поисковик — погрузчик». Координация функций. | | 2 | Практика. |
60 | Командное отборочное соревнование «Уборка учебного класса». | | 2 | Практика. |
61 | Сборка сложного робота. | | 2 | Практика. |
62 | Сборка сложного робота. | | 2 | Практика. |
63 | Сборка сложного робота. | | 2 | Практика. |
64 | Проект «Робот — информатор». | | 2 | Практика. |
65 | Проект «Робот — информатор». | | 2 | Практика. |
66 | Проект «Робот — информатор». | | 2 | Практика. |
67 | Создание группового творческого проекта «Парк развлечений». | | 2 | Практика. |
68 | Создание группового творческого проекта «Парк развлечений». | | 2 | Практика. |
69 | Создание группового творческого проекта «Парк развлечений». | | 2 | Практика. |
70 | Создание группового творческого проекта «Парк развлечений». | | 2 | Практика. |
71 | Создание группового творческого проекта «Парк развлечений». | | 2 | Практика. |
72 | Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте» | | 2 | Практика. |
73 | Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте» | | 2 | Практика. |
74 | Проект «Соблюдение дистанции на общественном транспорте» | | 2 | Практика. |
75 | Проект «Охранная система» | | 2 | Практика. |
76 | Проект «Охранная система» | | 2 | Практика. |
77 | Проект «Охранная система» | | 2 | Практика. |
78 | Проект «Охранная система» | | 2 | Практика. |
79 | Выставка роботов. | | 2 | Практика. |
80 | Участие в конкурсах. | | 2 | практика |
81 | Участие в конкурсах. | | 2 | Практика |
82 | Участие в конкурсах. | | 2 | практика |
83 | Участие в конкурсах. | | 2 | практика |
84 | Тема №6. Обобщающее занятие. | | 2 | практика |
| Всего: | | 168 | |
К концу 3 года учащиеся должны:
Знать:
Знать простейшие основы механики
Виды конструкций, соединение деталей
Последовательность изготовления конструкций
Целостное представление о мире техники.
Уметь:
Конструировать по условиям, заданным преподавателем, по образцу, по схеме
Отличать новое от уже известного.
Делать выводы в результате совместной работы всего класса или группы учащихся; сравнивать и группировать предметы и их образы
Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
Умение работать в паре; уметь рассказывать о модели, ее составных частей и принципе работы
Умение работать над проектом в команде, распределять обязанности (конструирование и программирование)
Развитие способностей к решению проблемных ситуаций
Умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их.
Использованная литература::
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 286с.: ил. ISBN 978-5-9963-2544-5
Копосов Д.Г. Первый шаг в робототехнику: рабочая тетрадь для 5-6 классов. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87с. ISBN 978-5-9963-0545-2
Злаказов А.С. Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 120с.: ил. ISBN 978-5-9963-0272-7
CD. ПервоРобот Lego WeDo. Книга для учителя.
5. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ, - 134 с., ил.
Интернет – ресурсы:
www.int-edu.ru
http://strf.ru/material.aspx?d_no=40548&CatalogId=221&print=1
http://masters.donntu.edu.ua/2010/iem/bulavka/library/translate.htm
http://www.nauka.vsei.ru/index.php?pag=04201008
http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=7&showentry=1948
http://legomet.blogspot.com
http://www.memoid.ru/node/Istoriya_detskogo_konstruktora_Lego
http://legomindstorms.ru/2011/01/09/creation-history/#more-5
http://www.school.edu.ru/int
http://robosport.ru
http://myrobot.ru/stepbystep/
http://www.robotis.com/xe/bioloid_en
http://www.prorobot.ru/lego/dvijenie_po_spiraly.php
http://technic.lego.com/en-us/BuildingInstructions/9398%20Group.aspx
http://www.nxtprograms.com/robot_arm/steps.html
http://www.mos-cons.ru/mod/forum/discuss.php?d=472
http://www.isogawastudio.co.jp/legostudio/modelgallery_a.html
http://sd2cx1.webring.org/l/rd?ring=robotics;id=2;url=http%3A%2F%2Fwww%2Eandyworld%2Einfo%2Flegolab%2F
http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=284&id=1080
http://pacpac.ru/auxpage_activity_booklets/