«Зимний фестиваль знаний 2025»

Корней Иванович Чуковский "Телефон"

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: Корней Иванович Чуковский «Телефон».

Цели: - познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского

- пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями

- формировать умение определять жанр и тему произведения

- работать над выразительностью речи, интонацией

- воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты: - речевые и читательские умения

- умение обобщать, анализировать, конкретизировать и доказывать

- высказывать своё мнение о великой русской литературе

- участвовать в коллективной деятельности.

Оборудование: выставка книг по теме, раздаточный материал, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой



Солнце доброе встаёт, светит к нам в окошко.

Значит, с вами мы должны стать добрей немножко.

Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.



- Я надеюсь, что мы будем весь урок работать с лучиком добра в наших сердцах, так как сегодня продолжим знакомство с жизнью и творчеством ещё одного писателя.

Кого? Узнаем позже.



  1. Развитие речевого аппарата

  1. Дыхательная гимнастика

- Для дыхательной гимнастики выполним упражнение «Пилим дрова»:



- Повернитесь друг к другу, возьмите друг друга за правую руку.

Сцепленными руками выполнять движение к себе (на вдохе носом)

и от себя (на выдохе ртом), имитируя пилку дров.



  1. Артикуляционная разминка

- Для артикуляционной разминки выполним упражнение «Щёчки»:



Сидя поочерёдно надувать каждую щеку, перемещать поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щеки.

Повторить упражнение 3-4 раза.



  1. Речевая разминка.

Для выполнения речевой разминки приготовьте карточку № 1.

- Внимание! Звуки в чистоговорках произносим чётко.

- Читаем все вместе, каждую строку начинаем читать шёпотом и постепенно увеличиваем силу голоса.



- Ребята, кто написал все книги, в которых живут герои этих чистоговорок?

(Корней Иванович Чуковский)

- Что вы знаете о жизни и творчестве К.И. Чуковского?

- Как вы думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?



  1. Включение в учебную деятельность

  1. Вспомни автора и его произведения.

- Сейчас нужно будет вспомнить всех писателей и их произведения, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.



Презентация.



Вопросы к слайдам:



2 слайд – Кто автор этих произведений?

Это сказки народные или литературные?

3 слайд – Чему учат нас литературные сказки А.С. Пушкина?

(Быть добрыми, помогать друг другу, уважать друг друга, не предавать своих близких).

4 слайд - Кто автор этих произведений?

5 слайд – Чему учат нас рассказы Л.Н. Толстого?

(Не ссориться по пустякам, нужно трудиться с любовью, с удовольствием).

- Как по-другому называются маленькие рассказы, в которых говорится о том, что было на самом деле? (Быль).

6 слайд - Кто автор этих произведений?

7 слайд – Чему учат нас рассказы Ушинского?

(Нужно помогать друг другу; нужно учиться вежливому обращению друг с другом; уметь быть дружелюбным и тактичным).

8 слайд - Кто автор этих произведений?

9 слайд – Чему учат нас рассказы М.М. Пришвина?

(Бережно относиться к природе).

10 слайд - Кто автор этих произведений?

11 слайд – Чему учат нас стихи А.Л. Барто?

(Быть дружными, не жадными; никогда не лениться, а любить трудиться; заботиться о младших; помогать старшим).



  1. Постановка цели урока.

12 слайд – Кто знает автора этих произведений?

13 слайд – Что можете рассказать о жизни и творчестве К.И. Чуковского?

14 слайд - Читаем хором.

- Кто из вас сам читал сказки К.И. Чуковского?

- А кому читали взрослые?

Вывод: - Конечно, с книгами К.И. Чуковского вы все знакомы. На книгах К.И. Чуковского выросло не одно поколение.

Представить выставку книг К.И. Чуковского.



  1. Работа по теме урока.

1) Знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.

- Давайте же поближе познакомимся с К.И. Чуковским.

- Приготовьте папки. Найдите нужную страницу.

(Проводится работа по тексту, в котором рассказывается о жизни и творчестве писателя. Текст могут читать дети, с хорошей дикцией и хорошей техникой чтения. Можно заранее подготовить для чтения 2-3 детей).

2) Работа в парах.

- Сейчас поиграем в игру «Угадай-ка».

- Приготовьте карточку № 2.Работать будете в парах.

-Нужно закончить строчки стихотворения «Айболит».

- Давайте проверим. Читаем хором, все вместе, кричать не нужно.

Когда дочитываем последнюю строчку, в класс входит доктор.

Доктор: - Здравствуйте, ребята! Вы меня звали? Вас полечить?

Учитель: - Нет, дорогой доктор. Наши дети здоровы, их лечить не надо.

Доктор: - Ну, тогда встаньте и покажите мне, какие вы крепкие и сильные.

Дети встают и проводится физкультминутка.

  1. Физкультминутка.



Нас не надо вам лечить

Добрый доктор Айболит.

Шагают

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Показывают силу

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

Поглаживают живот

К солнцу руки мы потянем,

Руки тянут вверх

А потом к траве присядем.

Приседают

Как орлы летим, парим,

Машут руками

Во все стороны глядим.

Где же Африка – страна?

Может помощь там нужна?

Глядят

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.

Показывают силу



  1. Работа по тексту.

  1. Первичное чтение (читает учитель). Учитель читает полностью всё произведение. Текст произведения находится в папке на следующей странице.

- Понравилась вам сказка?

-Чем она вам понравилась?

-А какая это сказка: народная или литературная? Докажите.

(У народной сказки нет автора, а у литературной есть.Изменить содержание литературной сказки нельзя).

  1. Вторичное чтение (читают дети по учебнику по цепочке).

  2. Чтение сказки по ролям (работая в паре)

  3. Вывод

- Стихи К.И. Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, броситься на помощь в трудную минуту, даже если совсем нет на это сил. И сам Чуковский, очень часто ходил в больницы к детям, читал им свои стихи, старался облегчить страдания больных детей.

Стихи К.И. Чуковского великолепно звучат, они легко запоминаются, они развивают нашу речь, обогащают словарный запас, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.



Приготовьте карточку №3, все вместе прочитаем вывод.



  1. Рефлексия

- Понравился вам урок?

-Что было самым интересным на уроке?

- При помощи смайликов покажите ваше отношение к материалу урока.



  1. Подведение итогов урока

- Как называется произведение, которое мы прочитали на уроке?

- Назовите его автора.

- Что нового узнали о К.И. Чуковском?



  1. Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть (в учебнике).



Раздаточный материал.

Карточка № 1


Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду мойдодыр.

Ил-ил-ил, ил-ил-ил – крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.




Карточка № 2

Добрый доктор …

Он под деревом …

Приходи к нему лечиться

И корова, и …

И жучок, и …

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый … ….




Карточка № 3

Хорошие книжки писал дед Корней.

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Сказки читать весёлые эти.




Корней Иванович Чуковский

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.

Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Взгляните на портрет. На нём изображён Корней Иванович Чуковский.





Какой ласковый и весёлый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» - по имени, или «дедушка Чуковский» - по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына.

А вы знаете, как Корней Иванович Чуковский стал детским поэтом и сказочником?

Детским поэтом и сказочником Корней Иванович Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил».

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Корней Иванович Чуковский и стал сочинять сказки для детей. И получалось это так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки.

А знаменитый «Мойдодыр» был написан, потому что маленькая дочка писателя не желала умываться.

Корней Иванович Чуковский любил животных, поэтому в его сказках всегда много зверей, птиц, насекомых.

Корней Иванович Чуковский «Телефон»

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А много ли прислать?

- Да пудов этак пять или шесть.

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!


А потом позвонил крокодил

И со слезами просил:

- Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли

на прошлой неделе

Я выслал две пары

Отличных калош?

- Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём, не дождёмся,

Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину дюжину

Новых и сладких калош!


А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?


А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!


А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.


- Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?


Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему – не пойму!

- Повесьте, пожалуйста, трубку!


А потом позвонили цапли:

- Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!



И такая дребедень целый день:

Динь-ди-лень, динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.


А недавно две газели позвонили и запели:

- Неужели, в самом деле, все сгорели карусели?

- Ах, в уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели, и качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе прискакали бы и сели

На качели-карусели!

Но не слушали газели и по-прежнему галдели:

- Неужели в самом деле все качели погорели?

-Что за глупые газели!


А вчера поутру кенгуру:

- Не это ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился, да как заору:

- Нет! Это чужая квартира!!!

- А где Мойдодыр?

- Не могу вам сказать…

Позвоните по номеру: Сто двадцать пять.


Я три ночи не спал, я устал.

Мне бы заснуть, отдохнуть…



Но только я лёг – звонок!

- Кто говорит?

- Носорог.

- Что такое?

- Беда! Беда! Бегите скорее сюда!

- В чём дело?

- Спасите!

- Кого?

- Бегемота! Наш бегемот провалился в болото…

- Провалился в болото?

- Да! И ни туда, ни сюда!

О, если вы не придёте –

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт бегемот!!!


- Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу, помогу!

Ох, нелёгкая это работа –

Из болота тащить бегемота!




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее