«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Консультация для воспитателей "Коррекционная работа по воспитанию нравственных чувств у детей с ОВЗ"

Важнейшим показателем высокого уровня нравственного развития личности является нравственная направленность,как система нравственно ценных мотивов,определяющих отношение человека к труду.к обществу,самому себе,его жизненные идеалы и стремления.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №2 «Дельфинчик»

Рф 140560,Московская область,г.Озёры,ул.Школьная д.13,14,

телефон: 8 4967021237.









«Коррекционная работа по воспитанию нравственных чувств

у детей с ОВЗ»















Разработала:

воспитатель высшей квалификационной

категории

Меркушина Екатерина Леонидовна








1.Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранности и передачи ценностей ,ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения ставит общество перед опасностью моральной деградации.

Нравственное воспитание есть целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, идейную убеждённость, верность своему гражданскому долгу, активную жизненную позицию, высокие моральные чувства, сознание и поведение, что в комплексе обеспечивает высокий уровень нравственного развития. Важнейшим показателем высокого уровня нравственного развития личности является нравственная направленность как система нравственно ценных мотивов, определяющих отношение человека к труду ,к обществу, самому себе, его жизненные идеалы и стремления.

Именно нравственное воспитание является важной задачей программ дошкольного образования. При всём многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, замкнутости на себе и собственных интересах .Вопросы нравственного воспитания, волновали общество всегда и во все времена. По мнению Л.С.Выгодского и других педагогов, периодом зарождения и формирования норм нравственности и морали является дошкольный возраст .В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных убеждений.

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать жизненную позицию каждого человека.

На протяжении раннего и дошкольного возраста ребёнок, общаясь с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов),усваивает социальные нормы поведения.

Жизнь постоянно сталкивает ребёнка с разнообразными ситуациями, одни из которых он легко решает в соответствии с моральными нормами поведения, другие же-при нарушении этих правил. Это происходит в силу несовпадения моральных норм и импульсивных желаний ребёнка ,тем более ребёнка с ОВЗ.

При решении жизненных ситуаций ребёнок может поступить следующим образом:

  • выполнить правило

  • удовлетворить свою потребность и нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых

  • реализовать свою потребность и нарушить правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания.

Ребёнок не рождается ни злым, ни добрым, ни честным, ни безнравственным .Каким он станет, будет зависеть от условий, в которых он воспитывается, от направленности и содержания самого воспитания.

2.Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнёров. Чувство общности и способность «увидеть» другого является тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.


Мною на основе диагностических методик были выбраны трое детей с ОВЗ и с проблемами в нравственном развитии и в отношении к сверстникам. Это -Илья Б.,Настя К.,Дима Т.С этими детьми я провела коррекционную работу, где главным методом являются игры,в которых дети могли пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии.


Первый этап.Общение без слов.

Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общим правилом для игр-запрещение разговоров между детьми.

Играю вместе с детьми.



Игра «Дождь в лесу»

Ход: дети становятся в круг, друг за другом.-они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст ,дети выполняют действие.

«В лесу светит солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся ,чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки ,перебирая пальцами).Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны ,напрягая мышцы ног).Ветер принёс дождливые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарищей)Но вот вновь появилось солнышко .Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставив необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть. бодрость и радость жизни.


Игра «Давай поздороваемся»

По сигналу воспитателя дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встретится на их пути. Здороваться надо определённым образом.

1хлопок-здороваться за руки

2 хлопка-здороваться плечиками

3 хлопка-здороваться спинками

Во время игры запрет разговора.

Второй этап. Внимание друг к другу.

На втором этапе формировала у детей способность видеть сверстника,обращать на него внимание и уподобляться ему.



Игра «Прогулка с завязанными глазами»

Дети ,по желанию, разбиваются на пары-ведомого с завязанными глазами и ведущего .Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет ,где сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами .Ведомый должен полностью доверять ведущему. Попросите детей поменяться ролями через некоторое время.В конце обсуждаем возникшие чувства детей вовремя игры ,в какой роли им больше всего понравилось.



Игра «Лабиринт»

Из стульев, повёрнутых друг к другу спинками ,воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими проходами .Затем говорит детям; «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти вдвоём только повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернётесь или расцепите руки ,двери лабиринта захлопнутся и игра остановиться».

Дети делятся на пары ,становятся друг к другу лицом, обнимают и начинают проходить лабиринт .При этом первый ребёнок идёт спиной ,повернувшись лицом к партнёру. После того как первая пара пройдёт лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослыми наблюдают за ходом игры.



Третий этап. Согласованность движений.

Основной задачей этого этапа является, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее