Консультация для родителей
«Развивающие игры для детей раннего возраста»
Игра – это не только способ развлечения, а «волшебная палочка», способная научить ребенка думать, рассуждать, изобретать и доказывать…
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для ребенка игра – самый радостный и комфортный способ узнать мир. Кроха с увлечением исследует предметы его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. В игре ребенок воссоздает модель окружающей его среды, обыгрывает различные ситуации, примеряя на себе ту или иную роль. Поэтому основной задачей для родителей становится совместная игровая деятельность, позволяющая раскрыть потенциальные возможности малыша. Взрослые должны научить ребенка играть.
В возрасте 2-3 года особое внимание следует уделять развитию опорно-двигательного аппарата ребенка. Проводите занятия и упражнения в игровой форме. Подбирайте упражнения, соответствующие развитию координации движений, укреплению мышц тела. Специальных упражнений требует и развитие свода стопы ребенка, т. к. в этот период она уплощена. Разрешайте ходить босиком по поверхностям с различными покрытиями, одновременно это способствует и развитию тактильных ощущений.
В возрасте 2-3 года у ребенка появляются элементарные математические представления. Он уже знаком с основными направлениями: вперед, назад, вверх, вниз. Малыш способен различать предметы по размеру (большой, маленький, такой же, определять их множество (один, два, много, цвет и форму.
Благодаря развивающим тренажерам, которые изготовляются из бросового материала, осуществляется не только сенсорное развитие - у детей раннего возраста формируется наглядно – образное мышление. С помощью этих тренажеров у детей развивается мышление, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, количестве. Эти тренажеры очень просты в изготовлении, не требуют больших финансовых затрат, но от вас лишь нужна только фантазия и желание помочь ребенку. Характерной чертой мышления, является способность к обобщению. Известно, что развитие мелкой моторики рук стимулирует работу головного мозга, поэтому нужно стараться тренировать обе руки. Для этого знакомьте его с предметами различных форм и размеров, используйте в играх бумагу и ткань разной фактуры, организовывайте игры с мелкими предметами – пуговицами, крупой, бусинами, фасолью, макаронами. Но при этом следите, чтобы предметы не оказались во рту ребенка.
Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. С их помощью идет так же отработка навыков, позволяющих укрепить слабую детскую руку.
Как можно чаще играйте в речевые игры, используя потешки, стихи, песенки. Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка.
К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся - ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому будьте внимательны!
Ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было в два года, а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом. Наличие ролевых игр является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.
Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке 2-3 лет. Но не пугайтесь того колоссального объема информации, необходимого вашему малышу для нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком - он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.
Предлагаем несколько развивающих игр для детей от 2 до 3 лет:
Игра «Грузоперевозчик» (способствует развитию мелкой моторики, координации движений.) Необходимый инвентарь: глубокая ложка, изюм.
- Предложите малышу поиграть в маленького медвежонка, который очень любит изюм. Покажите, как насыпают изюм в ложку и медленно переносить его. Когда весь изюм будет перенесен, угостите кроху.
- Усложняя задание. Просите малыша переносить изюм двумя ложками одновременно, а затем одной большой и одной маленькой.
Игра «Счетные палочки» (помогает освоить счет, познакомить с геометрическими фигурами). Необходимый инвентарь: набор счетных палочек (карандашей, соломинок)
- Выкладывайте вместе с малышом различные картинки или фигурки из палочек – домик, грибок, елку, кораблик и т. д. рассказывайте малышу, как называется та или иная фигурка.
Игра «Веселая уборка» (помогает закрепить цвет, форму предметов).
- После игры в комнате остались разбросанными все игрушки? Уборку можно сделать веселой и полезной. Предложите ребенку собрать все красные фигуры (по цвету, все треугольники (по форме, все маленькие фигуры (по размеру).
- Если ваш малыш с этим легко справляется, попросите его собрать только красные треугольники или только маленькие зеленые круги. Комбинируйте названия фигур, цветов и размеров.
Игра «Макароны»
-Наверняка в вашем кухонном шкафу есть макароны разных форм, размеров.
- Из них можно складывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
Игра «Перебери крупу»
- Предложите ребенку перебрать крупу: гречку, горох, рис. Это не только игра, но и тренировка для маленьких пальчиков.