Материалы к консультации для воспитателей « Ознакомление детей дошкольного возраста с местом человека в истории и культуре».
В настоящее время проблема патриотического воспитания детей и молодежи остается одной из актуальнейших. При этом она обретает новые характеристики, новые подходы к ее решению, как составная часть процесса жизненного определения и становления личности. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм, как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но духовно – нравственный, идеологический, культурно – исторический, военно – патриотический компоненты. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. ДОУ, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, Малой Родине, своему Отечеству. При ознакомлении детей дошкольного возраста с родной страной создаются условия для расширения кругозора, развития познавательных способностей, любознательности, обогащения и развития речи, а так же решения задач эстетического воспитания и детского творчества. В процессе этой работы воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к ее народу, формируется положительное отношение к труду людей, природе. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек. В этой связи имеет огромное значение ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Работа по патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, городу;
— формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; — воспитание уважения к труду людей;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о России, ее столице;
— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу. Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы:
— создание благоприятных материально-технических и социальных условий; — обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
— последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
— тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события. Факты, явления, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края, то, что можно увидеть только здесь. Дети способны запомнить и усвоить многие сведения о родном городе. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлечь к тем местам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Большая роль в этом принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, с народными умельцами. При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д. Большое значение имеет активная разнообразная деятельность. Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий: по родному языку, ознакомлению с природой, музыке, изо - деятельности, ручному труду (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и др.). Каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, синтезирующей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей - семейные экскурсии в музеи, к памятникам истории и культуры, а также на предприятия, в учреждения района, города; организация на основе увиденного выставок и экспозиций, демонстрация снятых семейной кинокамерой фильмов и т.д. Следует отметить, что это направление работы требует от воспитателя особенного такта, внимания, чуткости по отношению к каждому ребенку, т.к. могут иметь место обстоятельства, когда нецелесообразно включать кого-то из детей в обсуждение тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Интересным может быть мини-исследование. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или прошлого дома и судеб его жителей, истории действующего предприятия и т д. Хорошо, когда в систему включаются работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
В исследованиях И.Рыбаловой выделены следующие рекомендации для педагогов:
• Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
• Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).
• Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.
• Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями. Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:
• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
• Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.