Исследовательская деятельность дошкольников
Меркулова Наталья Владимировна,
воспитатель МДОУ ЦРР-детский сад № 44 «Колокольчик», г. Серпухов
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как
развиваться, формироваться, становиться тем, что
он есть в процессе исследовательской деятельности».
С.Л. Рубинштейн.
Согласно общепризнанной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности и абсолютности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая интенсивно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже вопреки их действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое является основой исследовательской деятельности, и которая рассматривалась и изучалась многими учеными-исследователями:
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок стремится понять, как устроены предметы, узнать что-то новое о мире, получить представления о разных сторонах жизни. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Дети познают мир в игре, на прогулках, в общении со взрослыми и сверстниками.
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстаёт перед ним во всем многообразии. Ребёнок испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов. Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности.
Целью экспериментальной деятельности является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, увеличение объема знаний и навыков и умения применять их на практике через использование экспериментирования как эффективного метода познания, углубление представления о живой и неживой природе.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности — это опыты. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще нагляднодейственное и нагляднообразное мышление, экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - идёт обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго.
Активно познавать мир, исследуя, экспериментируя, помогает проектный метод – который применяется в нашем дошкольном учреждении. Работая над проектом, дети ищут и приобретают знания самостоятельно и под тактичным руководством взрослого.
Цель проектной деятельности: создание системы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста .
Задачи проектной деятельности:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы расширяя знания детей об окружающем мире;
- развивать умения определять возможные варианты решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности, приобретения навыка публичного изложения своих мыслей.
Проектный метод предполагает использование заданий не в готовом виде. Детям даётся возможность размышлять, исследовать, делать выводы.
«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь», слова древнего мыслителя и философа Конфуция.
На этом и основано внедрение проектно – исследовательской деятельности с детьми. С целью развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности в группах созданы центры детской экспериментально-исследовательской деятельности. В этом специально оборудованном центре дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Центр оснащён разнообразным оборудованием, природным (семена, шишки, листья, камушки разного размера) и бросовым материалом (упаковки от киндер-сюрпризов, пробки, крышки, проволока, баночки из под майонеза, поролон, вата, трубочки для коктейля). Он периодически пополняется новым материалом, для того чтобы вовлечь детей в экспериментальную деятельность.
Приоритетным направлением является вовлечение родителей в проектную деятельность. Предлагается родителям, дома вместе с детьми провести опыты «Какая вода закипает быстрее», «Растворение соли и сахара в воде»; найти информацию о соли и воде в энциклопедиях; принести фотографии о проводимых опытах.
Проект «Волшебная вода» проводился со всей группой детей.
Проблемой проекта «Волшебная вода» является отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека и животных. Так, работая над этим проектом, дети узнали, что вода – это жидкость, не имеющая формы и вкуса, но может принимать вкус, цвет, запах при определённых условиях. Без еды люди и животные могут прожить достаточно долго, а без воды нет. Выяснили, что вода очень важна для всех живых существ.
С помощью опытов дети узнали, что вода бывает в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Например, дети замораживали воду, наблюдали за тем, как она тает, выпаривали воду.
Опыты-эксперименты доступны детям, совершенно безопасны, не требуют сложного оборудования. Самостоятельное экспериментирование даёт возможность опробовать разные способы действий.
Работая над проектом, дети учились планировать свою работу и разрабатывать алгоритм своих действий, оценивать результаты своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации.
Можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Дети, участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и самостоятельность.
В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Дети стали дома проводить эксперименты, опыты с родителями, стали выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.
Проектирование меняет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод:
на протяжении дошкольного возраста исследовательская и экспериментальная деятельность для дошкольников должна стать нормой жизни, ее надо рассматривать не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов;
педагогу следует стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, организовывать образовательный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
2. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений – М : Издательский центр « Академия», 2002.
3. Рыжова Л.В. Экологические занятия для детей старшего дошкольного возраста Ж /Л « Дошкольное воспитание». 2009, №10
4. Рыжова Л.В. Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения. Дополнительное образование и воспитание. 2011, №2 5. 5. Золотова Е.Н., Храмова Н.Ю. « Мы - исследователи», для детей 6-7 лет, 2013.