Знакомство дошкольника с неживой природой.
Воспитатель в.к.к. Меркушина Е.Л.
«...Отражение воды -учит нас правдивости,
Учит снег нас -чистоте,
Учит солнце-доброте,
И при всей огромности
обучает скромности..»
Явления неживой природы-это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей. Знакомим мы с ними детей во время наблюдений в различные времена года .Для этого в группе оформили мини-лаборатории, подбираем разную литературу и иллюстрации.
И главной целью при ознакомлении детей с неживой природой является-уметь научить видеть красоту природных явлений: от снега земля стала белой, деревья стоят пушистые. Эти знания закрепляются на разных занятиях: на лепке -закрепляем свойства глины, на занятиях по развитию речи при рассматривании картин, закрепляем состояние изображённых объектов в природе ,так например воды в разные времена года. Детям даём знания не только о внешних признаках разных предметов ,но и говорим, что под действием других явлений они видоизменяются .
Вот пример: когда вода кипит ,то превращается в пар, а при низкой температуре превращается в снег и лёд. А также можно увидеть замерзание не только зимой, но и летом при помощи опыта.
При знакомстве со снегом закрепляем сначала внешние признаки ,а затем зависимость состояния одного предмета под действием другого: снег и лёд от тепла превращается в воду. Дождь, снег, лёд-это вода в разных состояниях. Облако -это тоже небольшие капельки воды, сгущённые и висят высоко над землёй, когда их много из них падает дождь.
В ст.гр. обращаем внимание не только на внешние признаки ,но и на отличительные признаки и свойства. Пример: роса появляется ночью от того, что испарение, которое выделяли листочки ночью, охладело и превратилось в воду в виде капелек росы.
При знакомстве детей с водой используем занятия:
«Волшебная вода», «Холодная и горячая вода», беседы о воде, чтение рассказов.
В подготовительной к школе группе дети уже учатся описывать природу, выделять и называть явления, характерные для разных времён года, устанавливать причинно-следственные связи в неживой природе, простейшую зависимость между живой и неживой природой.
И при ознакомлении дошкольника с неживой природой воспитатель должен давать правильные понятия о разных явлениях, их признаках, свойствах, раскрывая причинно-следственные связи. Это требует от него всесторонней подготовки.
Занимательная игровая форма и есть тот метод, которым ребёнок познаёт жизнь, т.е. явления неж. природы.