Конструкт
организации совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет.
ДОУ: МАДОУ №16 "Тополёк"
ФИО: Учитель-логопед Киреева Н.Л., первая квалификационная категория.
Методическая тема занятия: " Гласные звуки" (итоговое)
Тема сообщаемая детям: " В гости к гласным звукам (лесное путешествие Сороконожки)".
Цель: формирование предпосылок к обучению грамоте посредством метода игрового наглядного моделирования.
Возрастная группа: старшая (логопедическая)
Форма НОД: Квест - игра (увлекательное приключение).
Форма организации: подгрупповая.
Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка на основе комплексной коррекционно-образовательной программы развития детей 4-7 лет с ОНР (Н.В. Нищева), методического комплекта Т.А. Ткаченко.
Реализация образовательных областей: "Речевое развитие", " Познавательное развитие", " Социально-коммуникативное развитие".
Интеграция видов деятельности: коммуникативная, игровая.
Методы (приёмы) инноватики: мнемотехника при заучивании игровых упражнений и игр, широкое применение символов гласных звуков в разных игровых ситуациях и условиях.
Средства реализации:
наглядные : комплект картинок , символы гласных звуков ( демонстрационный и раздаточный материал), карточки с изображением природы (лес, полянка, речка, озеро, болото, лужайка, тропинка), " домики " гласных звуков, игрушки, "чудесный мешочек", игрушки ( ослик, уточка, удочка, апельсин, акула, огурец, экскаватор, мышка), цветные карандаши, растяжка - "гусеница" (модель), Домик, разрезанный на части, с наклеенными на обратной стороне пейзажными картинками; символы согласных звуков.
мультимедийные: компьютерная презентация для каждой части занятия, слайд для работы на интерактивной доске в программе SMART.
литературные: сказка о гласных звуках, стихи.
музыкальные: музыкальное сопровождение при проведении игр и упражнений для релаксации.
оборудование: мольберты, столы с раздаточным материалом, интерактивная доска.
Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы:
используемые в ходе совместной познавательной, речевой деятельности методы и приёмы будут способствовать развитию следующих интегративных качеств ребенка:
проявление интереса к речевой, познавательной деятельности;
активность, творчество в выполнении различных видов деятельности;
инициативность в общении со сверстниками и взрослыми;
овладение учебными действиями на основе ФГОС ( умение анализировать и обобщать, сравнивать, участвовать в диалоге).
Конечный результат: создание продукта в ходе выполнения игровых заданий (Модель азбуки в виде гусеницы для дальнейшего использования в играх при подготовке к обучению грамоте)
ЗАДАЧИ Образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: формировать у детей интерес к окружающему миру природы; обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках и буквах, закрепление их символики; создать интерес к изучению согласных звуков. Коррекционно-развивающие: закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [и], [э], [ы], [у]; определять гласный звук в начале, середине, конце слова; Развивать фонематический слух; правильное физиологическое дыхание; зрительное, тактильное и слуховое восприятие. Закреплять понятие "слово" (длинное и короткое), "звук", "гласный звук", "согласный звук"; Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать мыслительные процессы. Расширять и активизировать словарный запас по теме. Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга; выполнять словесные инструкции; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, в паре (группе); Формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении заданий. | Активизировать речевую активность Стеши Б., Лизы С., Саши Н. при выполнении игровых упражнений. Обратить внимание на умение определять позицию гласных звуков у Алеши Д., Максима В, Димы К., Даниила Б. Формировать умение внимательно слушать и осуществлять самоконтроль при выполнении индивидуальных заданий (Даша Р., Даша С., Милена Г, Тимур Ф.).
|
Этапы (последовательность) деятельности.
| Содержание деятельности | Действия (деятельность) педагога | Действия (деятельность) детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | Планируемый результат. |
Мотивационно-побудительный
Организационно-поисковый.
Сюрпризный момент Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации, сообщение темы квест-игры, постановка цели.
Основной
Обобщение и вывод
Игровые действия., создание ситуаций поиска правильного выполнения решения.
Первое увлекательное приключение " На лужайке"
Физкультурная пауза
Второе приключение "На озере": Дифференцированное выполнение упражнений, в соответствии с индивид. уровнем развития детей.
Третье приключение "По мосточку через речку"
Игра малой подвижности
Четвертое приключение "По тропинке"
Пятое приключение "На полянке"
Слуховой диктант
Шестое приключение "На болоте"
Творческая работа.
Завершение "Путешествия" Сюрпризный момент Проблемная ситуация. Введение новых ИКТ в работе с детьми.
Рефлексивно -корригирующий Итоговая мини-беседа. Припоминание всех заданий(приключений).
| Приветствие " Солнечный лучик": "Руки кверху мы поднимем, лучик солнечный возьмем, мы его к груди прижмем и гостям его пошлем".
Фонопедическое упражнение "Весной" (слайд №3)
Краткая беседа с детьми о пробуждение природы весной (растений, животных и, в том числе, насекомых). "Природа наполняется разнообразными звуками... "
Появление "гусеницы-сороконожки" (роль взрослого), которая приносит в конверте "Сказку о гласных звуках" (слайд №4)
Беседа с детьми о звуках речи, чтение короткого стихотворения:
Дыхательные упражнения "Пение гласных звуков" (слайды № 5 - 8). Протягивание звуков на одном выдохе, начиная от 2-х ([А - У]; [А-У-О]; [А-У-О-И]
! Чтобы красиво говорить, надо уметь правильно делать вдох и выдох.
Речедвигательная игра " «Шла сороконожка по сухой дорожке..." (слайд №9)
Игровое упражнение "Дождь по веткам застучал." (Самомассаж лица) (слайд №10)
Рассматривание модели (по типу гирлянды) "Сороконожка", чтение стихотворения " У босой сороконожки заболели её ножки..." (модель используется в ходе всего "путешествия": после выполнения упражнений дети украшают её "портретиком" гласного звука).
Игровое упражнение "Чудесный мешочек"
Модифицированная игра "Сороконожка" ( с массажным мячиком ). Дети передают мячик друг другу, стоя по кругу( легкий массаж ладоней). Второй вариант: передают мяч друг другу снизу или над головами.
Выполнение игровых заданий: "Разложи картинки по дорожкам к домику" ( одна подгруппа); "Проведи дорожки к домикам (символам) гласных звуков (работа у мольберта в парах). Выполнение заданий проверяется (слайд №11, 12)
Упражнение " Четвертый лишний" (слайд № 13,14) Четыре дорожки, на каждой по четыре картинки, изображения на трех картинках начинаются на одинаковый гласный звук.
Имитация-догонялка "Сороконожка"
"Найти гласные буквы на полянке среди цветов" (слайд №17) Гласные буквы " спрятаны" среди цветов.
Пальчиковая гимнастика " Две сороконожки бежали по дорожке".
Слайд № 19 Слайд №20 (проверочный) У каждого ребенка лист с изображением "сороконожки"
и набор символов гласных звуков ("портретиков"). Нужно определить первый гласный звук в слове и соотнести его с символическим обозначением.
Упражнение на развитие дыхания (поддувание) "Найди среди "кочек" букву ". "Сложи букву"
Взрослый персонаж -"Сороконожка" сообщает детям, что приготовила для них подарок - веселую картинку, по дороге в гости, случайно картинка упала и рассыпалась. Но ее можно быстро привести в порядок? Как? Работа на интерактивной доске (составление картины из отдельных рисунков-фрагментов: рыбачок с удочкой, улей, озеро, ива, уточки, осы, облако)
Составление Домика гласных звуков. Поиск подарков "Звуковичка" (символы согласных звуков). Упражнение "Солнечные лучики". "А теперь к "Сороконожке" мы тихонько подойдем... Осторожно, осторожно в руки мы её возьмем, в группу нашу отнесем" (модель азбуки, созданная в ходе выполнения упражнений). | Педагог начинает приветствие, настраивающее детей на радостное содержательное общение.
Проговаривает слова и выполняет упражнение вместе с детьми.
Задает вопросы поискового характера, опираясь на знания детей о цикле появлении бабочки. Дает возможность высказаться всем желающим детям. Предлагает детям внимательно послушать сказку, чтобы запомнить и рассказать дома.
Приглашает детей отправиться в увлекательное путешествие с "сороконожкой" на поиск гласных звуков.
Предлагает детям вспомнить, как надо правильно делать вдох носом, чтобы можно было длительно и легко протягивать звуки.
Задает вопрос: Почему эти звуки называют "гласными"?
Направляет движение детей на полянку с игровыми упражнениями. Обсуждает каждое задание-поиск (таких заданий 6, по количеству гласных звуков).
Предлагает детям "обуть" босую сороконожку и при этом назвать слово с любым гласным звуком, стоящим вначале слова.
Предлагает детям рассмотреть на подносе игрушки , назвать их, сложить в "Чудесный мешочек". Затем, определить на ощупь, достать и четко назвать игрушку, выделяя (утрируя) первый гласный звук. Предлагает "подарить" игрушки "детям" (символы гласных звуков) и придумать им имена.
Активизирует двигательную активность детей.
Советует детям самостоятельно разделиться на группы, выбрать себе задание; помогает в выборе партнеров для совместной деятельности.
Предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, расположенные в ряд; выбрать, какая картинка не подходит к остальным и объяснить Побуждает детей к высказываниям.
Организует детей на игру: предлагает детям размяться и поиграть с "Сороконожкой" (персонажем).
Советует детям внимательно посмотреть на картинку и найти, спрятавшиеся среди цветов, гласные буквы.
Предлагает размять пальчики (сделать их ловкими и быстрыми) перед выполнением "серьезного" задания.
Называет слова с ударным гласным звуком в начале слов (астра, аист, утка, ослик...). Внимательно следит за темпом выполнения задания детьми. Предлагает каждому проверить выполнения упражнения, а затем проверить друг у друга.
Организует детей на деятельность в подгруппах (по 4 человека), вовлекает в увлекательную игру.
Знакомит детей с интерактивной доской, показывает новые приемы работы; предоставляет возможность каждому ребенку произвести ряд манипулятивных действий.
Организует беседу, поощряет высказывания детей, дает установку на получение новых знаний.
| Способны включиться в совместную деятельность, стоя по кругу; выполнять движения в соответствии с текстом.
Способны выполняют движения в сочетании со звукоподражанием.
Могут выражать собственные мысли.
Способны внимательно слушать текст, сидя на стульчиках полукругом, и соотносить содержание с изображением на слайде.
Выражают различные эмоции посредством слов, мимики, действий.
Могут выполнить дыхательные упражнения, стоя, совместно с педагогом.
Могут выполнить игровые задания и упражнения в соответствии с номером и названием места ("Лужайка", "Полянка", "Речка", "Тропинка", "Болото", "Озеро").
Действуют с бельевыми прищепками красного цвета; называют слово с любым из шести гласных звуков в начальной позиции.
Стараются выполнять задания в соответствии с инструкциями педагога.
Выражают свое положительное эмоциональное состояние с помощью жестов, мимики, движений.
Активно работают с предложенным материалом, проявляют изобретательность и дружелюбие.
Стараются включиться в процесс восприятия материала, ищут и находят правильный ответ; объясняют свой выбор.
Способны выполнить движения в соответствии с текстом; затем разбегаются по свободной площади помещения.
Выполняют движения пальчиками в соответствии с текстом.
Внимательно слушают педагога и подставляют, соответствующий названному слову, "портретик" гласного звука на кружок. Выполняют задание слева направо.
Стараются включиться в совместную деятельность; найти спрятанные в конвертах элементы букв и на полу составить из элементов буквы.
Стараются выполнять действия с картинкой под руководством взрослых.
Могут выражать свои эмоции, передают впечатления о процессе и результате совместной деятельности. | Создается положительный настрой.
Развивается слуховое восприятие, автоматизируется произношение звуков.
Формируется умение делать выводы и умозаключения. Создается интерес к предстоящей деятельности.
Формируется обобщенное представление о гласных звуках.
Активизируется словарь.
Формируется правильное физиологическое и речевое дыхание.
Дети учатся выполнять действия не только индивидуально, но и в совместной деятельности (коллективной), в парах, формируется умение помогать друг другу. Формируются навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Совершенствуются навыки ручной моторики.
Активизируется и актуализируется словарный запас.
Учатся интонационному выделению звуков из состава слова.
Развиваются тактильное восприятие и ощущение.
Формируется положительный настрой к выполнению дальнейших действий.
Концентрируется внимание, зрительное и слуховое восприятие.
Формируются навыки работы в группах.
Развивается логическое мышление; умение составлять сложноподчиненные предложения; формируется навыки объяснительной речи.
Формируется умение выполнять игровые действия и движения согласованно.
Развивается зрительное восприятие, внимание; умение различать зрительный образ буквы в разных изображениях.
Совершенствуется мелкая ручная моторика.
Закрепляются знания о гласных звуках, их символическом изображении Формируются навыки самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
Совершенствуется умение составлять из частей целое.
Формируется познавательный интерес, положительный эмоциональный настрой.
Сформирована мотивация для дальнейшего развития и обучения. Формируются предпосылки к обучению грамоте. |