ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Г ОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Городской Дворец творчества «Академия талантов»
(МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов»)
ул. Молодёжная, дом 17-А, г. Новый Уренгой, ЯНАО, 629306 Телефон (Факс): (3494) 22-04-94 / E-mail: ddt@nur.yanao.ru
ОКПО 40787978/ОГРН 1028900631022
ИНН 8904022796 /КПП 890401001
Конспект занятия
Тема: «Шахматный конь – хитрый наездник»
(для детей 1 года обучения)
Разработчик:
педагог дополнительного
образования
Мануйлова Г.А.
г. Новый Уренгой,
2025 г.
Конспект занятия
Тема: «Шахматный конь – хитрый наездник»
(для детей 1 года обучения)
Цель: Закрепить знание хода коня, развить умение применять его в игре, понять тактические приемы с участием коня.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить особенности хода коня.
Познакомить с понятием «вилка» конем.
Научить оценивать силу коня в различных игровых ситуациях.
Развивающие:
Развивать тактическое мышление, комбинационное зрение, расчет вариантов.
Развивать внимание, память.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к шахматам.
Формировать навыки самостоятельной работы, взаимопомощи, спортивного поведения.
Материалы и оборудование:
Демонстрационная магнитная шахматная доска.
Индивидуальные шахматные доски с фигурами для каждого ребенка.
Карточки с шахматными диаграммами (задания, примеры вилок).
Проектор и экран для демонстрации видеоматериалов или презентаций.
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 мин):
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности к занятию (наличие шахматных досок, фигур, тетрадей).
II. Актуализация знаний (5 мин):
1. Разминка «Шахматная зарядка»:
Видимо ладья упряма,
Если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок,
Не шагнет наискосок.
Так от края и до края
Может двигаться она.
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
⦁ Быстрые вопросы-ответы на знание шахматной доски, фигур и их ходов.
⦁ Загадки о шахматных фигурах (с акцентом на коня).
III. Ознакомление с новым материалом (25 мин):
1. «Конь – необычный воин» (5 мин):
Отгадайте загадку:
На одной стоит ноге,
А ходит только буквой «Г».
⦁ Обсуждение особенностей хода коня, его отличий от других фигур.
⦁ «Конь – акробат»: показ на демонстрационной доске, как конь «перепрыгивает» препятствия. Почему это важно в игре?
(Диаграмма с позицией, где конь перепрыгивает через несколько фигур.)
2. «Сила коня – в его хитрости» (5 мин):
⦁ Сравнение силы коня с другими фигурами в начале и конце игры (объяснить, что в закрытых позициях конь сильнее слона, а в открытых - наоборот, как правило).
⦁ Работа с карточками-диаграммами: определение, куда может пойти конь в заданной позиции.
(Диаграммы с различными позициями коня и заданиями на определение доступных полей.)
3. «Вилка – секретное оружие коня» (5 мин):
⦁ Объяснение понятия «вилка»: одновременная атака конем двух (или более) фигур противника.
⦁ Разбор примеров вилок на демонстрационной доске и карточках-диаграммах.
⦁ Практическое задание: поставить вилку конем в заданной позиции.
(Диаграммы с позициями для демонстрации и решения задач на постановку вилки конем.)
4. «Конь в атаке» (10 мин):
⦁ Мини-турнир с ограниченным временем, где основной задачей является атака конем.
⦁ После турнира – краткий разбор интересных моментов, удачных комбинаций.
(Диаграммы с финальными позициями партий, которые стоит разобрать.)
III. Закрепление изученного (5 мин):
Фильм «Как ходит шахматный конь» https://yandex.ru/video/preview/?film
IV Проверка усвоения новых знаний (3 мин):
⦁ Обобщение изученного материала.
⦁ Ответы на вопросы.
⦁ Похвала активным участникам занятия. Награждение победителя мини-турнира.
V Домашнее задание:
Придумать и нарисовать задачу на тему «вилка конем».
Решить задачи на мат конём из учебника (раздаточного материала).