Конспект интегрированного занятия по ОБЖ
« Путешествие в мир Огня».
Группа: старшая.
Тип занятия: обучающее занятие
Вид занятия: познавательное занятие
Актуальность.
На сегодняшний день цель формирования основ знаний и умений поведения детей при чрезвычайных ситуациях, остается на первом месте. Трагедия в Кемерово показала, что дети должны быть готовы ко всему, даже, на первой взгляд, в безопасном для них месте.
Новизна:
Занятие представлено в виде путешествия, где затрагиваются все познавательные виды деятельности. Раскрыта история зарождения огня на Земле. Дети сами воспроизводят правила поведения при пожаре.
Целевые ориентиры:
Формирование знаний о пользе и вреде огня, причинах возникновения пожара и правилах пожарной безопасности, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания о пользе и вреде огня;
формировать знания о предметах, необходимых при тушении пожара;
продолжить учить правилам пожарной безопасности.
Связная речь:
активизировать речевое развитие ребенка и словарный запас;
формировать умение вести диалог со взрослым;
слушать и понимать заданный вопрос, и отвечать на него.
Развивающие:
развивать познавательный интерес;
развивать мелкую моторику;
развивать слуховое восприятие.
Воспитательные:
формировать умение говорить в нормальном темпе и не перебивать говорящего;
воспитывать уважение к труду пожарного;
воспитывать бережное отношение к своей жизни и своих близких.
Методические приемы: словесный, наглядный, эксперимент, частично-поисковый.
Материалы и оборудование: фланелеграф, свеча, вода, песок, земля, снег, спички, ноутбук, презентация, эмблемы (медали).
Интеграция областей:
познавательное развитие;
речевое развитие.
Практическая значимость: занятие имеет отражение в любой образовательной организации учебно-воспитательной деятельности старшей группы. Может служить вводной частью для экскурсии в музей пожарной безопасности.
Ход занятия
Организационный момент. Мотивация
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наше занятие необычное, мы с вами отправимся в путешествие, где сможем узнать много интересного и познавательного. Но для этого мы должны запомнить несколько правил: внимательно слушать, все запоминать и помогать друг другу. Вы готовы? (Да). Ну, что начнем!
2. Основная часть
Мозайка огня.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, чему посвящено наше путешествие, нам нужно собрать рисунок, который и станет ключом! (Дети собирают мозайку огня на фланелеграфе, убирая лишние детали).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь, давайте, попытаемся ответить на несколько вопросов:
- Чему посвящено наше путешествие?
- Как и когда появился огонь на Земле? (Дети делятся своими мыслями и суждениями).
Воспитатель: Ребята, а вот чтобы узнать, правы мы или нет, давайте, и отправимся в истоки жизни огня на Земле! Для этого нам нужно закрыть глазки и досчитать до 5.
Пещера древнего человека (на экране включается изображение пещеры древних людей).
Воспитатель: Как, вы думаете, где мы? (ответы детей).
Воспитатель: Это пещера древнего человека. Сотни тысячи лет назад люди так же, как и дикие звери, боялись огня. Но однажды они заметили, что огонь – это не только разрушение, но и свет, тепло и защита от нападений диких зверей. Тогда люди поняли, что можно самим разводить костры, используя силу огня от пожара или от извержения вулкана. Конечно, такой костер древним приходилось постоянно поддерживать, собирая для этого хворост, и наблюдать за тем, чтобы огонь не погас. Спустя время древние люди заметили, что после сильного трения одного куска сухого дерева о другой возникает тление. Вот так постепенно у древнего человека появился огонь.
- Скажите, ребята, где сейчас человек может встретить огонь? (спички, нагревательные приборы, зажигалки и т.д).
- Для чего человеку нужен огонь? (приготовить еду, согреться, заменяет свет – свечка и т.д.).
Молодцы, ребята! Без огня люди никогда бы не смогли ездить по земле и путешествовать по морям. В моторе автомобиля работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и в печах на заводах: плавит металл, варит стекло, обжигает кирпичи и многое другое. Даже космическая ракета, взлетая ввысь, оставляет яркий хвост пламени – это сгорает ракетное топливо.
Но когда огонь попадает в неумелые руки, то может произойти беда –пожар. Как вы думаете, ребята, от чего? (ответы детей: от спички, газовой плиты, петарды, непотушенного окурка, невыключенных электроприборов и т.д.).
Воспитатель: Правильно!
Эксперимент.
Воспитатель: Следующая наша остановка в путешествие – лаборатория. Чтобы отправится туда, нам нужно немножко потрудиться, ребята, вы готовы?
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: Вот мы и на месте (дети выстраиваются вокруг стола воспитателя с заранее приготовленным материалом для эксперимента).
Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).
- Чего же боится огонь? (Воды, песка, снега и земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений.
Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды). Теперь повторим это с песком, снегом и землей. Что опять произошло? (Огонь погас под действием песка, снега и земли).
Теперь проведем еще один опыт и сделаем соответствующие выводы. Воспитатель горящую свечу плотно накрывает стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? (Без воздуха огонь существовать не может, поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас).
На этом наша работа в лаборатории окончена, и мы отправляемся домой. Ребята, подождите! Срочное письмо на экране: «Уважаемые, ребята, старшей группы, помогите мне выполнить задание! Без вас я не справлюсь! Ваш Незнайка». Ну, что поможем? (Да).
Чрезвычайная ситуация
Перед детьми на экране высвечивается задание, где нужно выбрать правильное слово. Дети отвечают хором или по очереди, поясняя ответ.
Самостоятельно тушить пожар разрешается / запрещается;
В случае возгорания или задымления помещения, его следует немедленно покинуть / нужно спрятаться под кроватью или в шкафу;
Если нет возможности, не следует выходить / следует выйти на балкон и громко звать на помощь, вызвать пожарную бригаду по телефону 01;
Запрещено / разрешено пользоваться лифтом во время пожара;
Если пламя перекинулось на одежду, то нужно / не нужно падать на пол и катаясь, тушить ее;
Дым опасен не менее огня, поэтому для предотвращения отравления угарным газом лицо во время пожара следует / не следует прикрывать мокрым полотенцем или салфеткой.
Воспитатель: Ребята, на этом наше путешествие закончилось – отправляемся домой, для этого нам нужно опять закрыть глазки и досчитать до 5.
3 Итог занятия
Воспитатель: Вот мы и на месте! Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь интереснее, теплее и уютнее. Вы должны запомнить, что с огнем нужно быть осторожным и внимательным, помнить об опасности и всегда соблюдать правила безопасности и тогда беда обойдет вас стороной.
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Вы сегодня были дружны, внимательны и поэтому у вас все получилось. А в награду за вашу смелость и знания, вы получаете эмблемы «Отважные».
(Воспитатель раздает заранее приготовленные эмблемы (медали) с изображением огня).