«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия "Правильная артикуляция твёрдого звука Л"

Правильная артикуляция твёрдого звука Л

Губы ориентированы на следующий гласный. Кончик языка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы и отодвинут назад. Край языка не примыкает к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Дефекты артикуляции звуков Л и ЛЬ.

1. Полусмягчённое Л (лямпа, белька).

2. Полное отсутствие звука Л (ампа – лампа, обака – облака).

3. Губно - губное – отсутствие смычки языка с зубами.

4. Носовое. Слышится неприятный гнусавый звук

Замещения звуков Л, ЛЬ другими звуками: в, у, р, д, ы.

Постановка звука Л (твёрдого).

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Правильная артикуляция твёрдого звука Л

Губы ориентированы на следующий гласный. Кончик языка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы и отодвинут назад. Край языка не примыкает к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Дефекты артикуляции звуков Л и ЛЬ.

1. Полусмягчённое Л (лямпа, белька).

2. Полное отсутствие звука Л (ампа – лампа, обака – облака).

3. Губно - губное – отсутствие смычки языка с зубами.

4. Носовое. Слышится неприятный гнусавый звук

Замещения звуков Л, ЛЬ другими звуками: в, у, р, д, ы.

Постановка звука Л (твёрдого).

1. Пожевать кончик языка передними зубами. Язык свободно лежит между зубами, кончик его хорошо виден, но губы его не касаются.

Не убирая язык за зубы, жевать его кончик передними зубами, широко открывая рот и одновременно произносить нараспев ааааааа, слышится ла-ла-ла-ла.

2. Легко удерживая кончик языка между зубами, предложить ребёнку посердиться на язычок и длительно потянуть Ы-Ы-Ы (гудит самолёт).

Упражнение: Скажи А (О, Я, Ё, У, Ю). Легко прикуси кончик языка и потяни Ы-Ы-Ы . Послушай, что получилось: ал-ал-ал, ол-ол- ол, ял-ял-ял, ёл-ёл-ёл, ул-ул, юл-юл-юл.

Заниматься нужно каждый день по 10-20 минут. Если у ребёнка возникают трудности, то одно занятие можно повторить несколько раз, до получения устойчивых результатов. Заниматься желательно в игровой форме, не принуждать, а хвалить и поощрять.

Занятие 1.

1. Повторить 3-4 раза слоги ал-ол-ул, ял-ёл-юл. Ил-ил-ил (на И язык не виден, на Л-прикусить кончик языка и тянуть ЫЫЫ). Ел-ел-ел ( на Е язык не виден. На Л прикусить кончик языка и тянуть ЫЫЫ). Ыл-ыл-ыл (на Ы язык не виден, на Л прикусить кончик языка, тянуть Ыыыы. Повторить 3-4 раза слоги ил-ел-ыл.

Занятие 2.

1. Повторить 4 раза ( пальчики здороваются) слог АЛ.

2. Повторить каждое слово 2-3 раза:

Бал, дал, упал, устал, подметал, писал, читал, пенал, вокзал, бежал, спал, палка, скакалка.

3. Повторить с пальчиками:

Ал-ал-ал - мы едем на вокзал. Ал-ал-ал - мяч упал. Ал-ал-ал - книгу он читал. Ал-ал-ал - это мой пенал. Ал-ал-ал - котик бантик повязал.

Занятие 3.

1.Повторить с пальчиками ол, ёл.

2. Стол, гол, укол, чехол, футбол, пол, полка, полный, молния, долго, волк, колкая, иголка, ёлка.

3. Повторить с пальчиками каждую чистоговорку:

Ол-ол-ол - он поехал на футбол. Ол-ол-ол - это мой стол. Ол-ол-ол - мой пенал упал на пол. Ёлка, ёлка - колкая иголка. Долго Николка искал футболку.

Занятие 4.

1. Повторить с пальчиками: ул-ул-ул, юл-юл-юл.

2. Дул, подул, уснул, стул, зевнул, обул, обулся, булка, гулко, обманул.

3. Повторить с пальчиками:

Ул-ул-ул - это мой стул. Ул-ул-ул - ветер сильно дул. Ул-ул-ул - волк устал и уснул. Ул-ул-ул – зайка волка обманул.

4. Выучить и повторить 3-4 раза, ускоряя темп.

Веник пол подметал.

Веник очень устал.

Он упал под стул,

Он зевнул и уснул.

Занятие 5.

1. Повторить с пальчиками: ал-ол-ул-ыл, ял-ёл-юл-ил.

2. Повторить каждое слово 2-3 раза:

Пил, поил, напоил, забыл, Михаил, Павел, ел, мел, успел, белка, мелко, увидел, жёлтый, белый, снял, сел, пел, мыл, мылся, вилка.

Михаил стоял и смеялся. Павел на ёлке увидел белку. Долго волк завывал за холмом.

3. Выучить. Повторить 3-4 раза, ускоряя темп:

- Дядя Михаил коня напоил.

- Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Занятие 6.

1. Повторить с пальчиками слог ЛА.

2. Повторить 2-3 раза каждое слово:

Лапа, лампа, лавка, ладонь, ласточка, палатка, булавка, халва, халат, салат, Мила, ела, одела, делала, бегала, учила, стояла , забыла.

3. Повторить с пальчиками каждую чистоговорку:

- Ла-ла. Ла-ла. Ла-ла-ла.

Мила в лодочке плыла.

- Лайка – пустолайка лает из-под лавки.

- Мила надела халат, села и съела салат.

Занятие 7.

1. Повторить 4-5 раз слог ЛО.

2. Повторить 2-3 раза каждое слово:

Лоб, мыло, мало, локоть, ложка, болото, молоко, Володя, холодно, весело, светло, золото.

3. Повторить 3-4 раза каждую чистоговорку:

- Ло-ло. Ло-ло. Ло-ло-ло.

Светит солнышко. Тепло.

- Бегал лось молодой по соломе золотой.

- На полу голодный кот ел холодный эскалоп.

- Около колонки стояли две болонки.

Занятие 8.

1. Повторить 4-5 раз слог ЛУ.

2. Повторить 2-3 раза:

Лук, луна, лужа, получать, голубой, палуба, луговой, голубь, валун.

3. Повторить с пальчиками , ускоряя темп:

- Лу-лу. Лу-лу. Лу-лу-лу. Рада Милочка теплу.

- Лу-лу. Лу-лу. Лу-лу-лу. Волки воют на луну.

- Ухватил Иван колун и уселся на валун.

Занятие 9.

1. Повторить 4-5 раз слог ЛЫ.

2. Повторить 2-3 раза:

Вилы, алый, белый, пеналы, завалы, малыши, лыжи, полынь, улыбка, смелый, спелый, целый.

3. Повторить с пальчиками, ускоряя темп:

- Лы-лы. Лы-лы. Лы-лы-лы. Песни Милочки слышны.

- На яблоне спелые алые плоды.

- Ослы и козлы не едят полынь.

Занятия 10 – 11.

1. Повторить 3-4 раза каждую чистоговорку, ускоряя темп:

- Ла-ла. Ла-ла. Ла-ла-ла. Мила в лодочке плыла.

Ло-ло. Ло-ло. Ло-ло-ло. Светит солнышко. Тепло.

Лу-лу. Лу-лу . Лу-лу-лу. Рада Милочка теплу.

Лы-лы. Лы-лы. Лы-лы-лы. Песни Милочки слышны.

- Спелое яблоко со стола упало, Володе в рот не попало.

- Вот веселый колобок покатился, как клубок.


Занятие 12.

  1. Повторить 4-5 раз последовательность слогов.

Перед ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ стоит согласный звук. Если у ребёнка возникают трудности, попробуйте произносить слог отделяя первый согласный сЛА- сЛО- сЛУ- сЛЫ, постепенно переходя к плавному произношению:

Зла-злу-зло-злы

Бла-бло-блу-блы

Вла-вло-влу-влы

Гла-гло-глу-глы и т. д.

  1. Повторить 2-3 раза каждое слово :

Слава, слоник, злаки, план, глаза, слово, злость, плохо, глобус, Клава, класс, глубоко, плавать, слышать, класть.

  1. Выучить и повторять 3-4 раза, ускоряя темп:

- Долго слоник сладко спал. Даже в школу опоздал.

- Было небо голубое,

Было солнце золотое,

На крылечке кот лежал.

Время медленно текло,

Было тихо и тепло.

Занятие 13.

1. Повторить 3-4 раза ЛАЛ-ЛОЛ-ЛУЛ-ЛЫЛ.

2. Повторить 2-3 раза каждое слово:

Слушала, слышал, делал, улыбался, плавал, колотил, молотил, получил, плакал, клал, ловил.

3. Выучить и повторять, ускоряя темп:

Молоток стучал, стучал.

Гвозди в доску забивал.

Колотил он с толком.

Получилась полка.

Занятие 14.

  1. Повторять за взрослым каждое предложение, затем рассказывать самостоятельно:

Влада поставила на стол кружку тёплого молока и накрыла её полотенцем. Около стола играли котята. Один котёнок схватил полотенце и стащил его на пол. Кружка тоже упала и молоко разлилось. Котята стали лакать молоко. Напились они молока и уснули под столом.

2. Читать тексты, пересказывать, учить стихи, правильно произносить звук в самостоятельной речи.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее