«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия "Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении"

Занятие подготовлено в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями студентов. С помощью разнообразных форм работы (групповая, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная) преподаватель сможет заинтересовать студентов и достичь поставленной цели занятия. Наличие групповой работы на этапе занятия «самостоятельная работа» реализует технологию сотрудничества, которая развивает чувство коллективизма и коммуникативные навыки.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности


Тема занятия: Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении


  1. Тип занятия (лекция, комбинированный урок, практическая работа, другое (см. лист Приложения в КТП): лекция

  2. Необходимое техническое оборудование (персональный компьютер, проектор, другое): ПК с мультимедийным проектором________________________________

  3. Структура и ход занятия:


Этап занятия

Деятельность преподавателя

Примерное время

Организационный момент

- проверка и фиксация отсутствующих;

- объявление темы и цели занятия;

Цель: Рассмотреть основные вопросы организации гражданской обороны в общеобразовательном учреждении.

- объявление плана занятия (план предстоящей деятельности обучающихся на занятии: изучение нового материала, контроль работы на уроке и т.д.)

  1. История создания ГО ЧС

  2. Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении.

  3. Планирование и организационные вопросы выполнения эвакуационных мероприятий.

 5 – 7 мин.

Актуализация знаний

Пояснения, почему и для чего обучающимся нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.

  • С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах чрезвычайных ситуаций?

  • Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных работах?

  • Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?

  • Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спасателей при прибытии в зону чрезвычайной ситуации.

 8 мин.

Изучение нового материала






















































































































































































































Закрепление знаний, полученных на занятии -

самостоятельная работа в группах

Объяснение нового материала (с использованием наглядных пособий, раздаточного материала, презентации и т.п.)

Основные тезисы по теме занятия:


  1. История создания


Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: 22 апреля 1915 года впервые в истории войн немецкой армией было применено химическое оружие в виде газовой атаки хлором, жертвами стали 5 тыс. французских и бельгийских солдат. А развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

В России противовоздушная оборона возникла в феврале 1918 года, когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара. Открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 года в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной.

4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). 

В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны - основы будущей системы Гражданской обороны СССР. 

В годы Великой Отечественной войны в задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы - заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная задача - разминирование полей и сооружений. 

После завершения Великой Отечественной войны перед советским народом встала задача ликвидации последствий фашисткой агрессии. В стране развернулась новая битва - за созидание. Силы МПВО восстанавливали разрушенные школы, больницы, детские сады, театры, библиотеки, участки метрополитена, сооружения канализации и электроснабжения.

С появление ядерных угроз встал вопрос об иных, более совершенных способах и средствах защиты населения и народного хозяйства страны. Стало очевидным, что без крупных мер по защите тыла страны нельзя обеспечить ее готовность к обороне в условиях ракетно-ядерной войны. Речь уже шла о создании комплекса средств, который позволил бы не только защитить людей, но и обеспечить функционирование системы жизнедеятельности государства в условиях применения оружия массового поражения. 

В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная всенародная оборонная система - Гражданская оборона СССР. По своей важности вопросы гражданской обороны вышли на стратегический уровень, приобрели первоочередную значимость.

Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» гражданская оборона являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и строилась по территориально-производственному принципу.

Гражданская оборона развивалась. В ходе преобразований 1961-1972 годов стало заметно, что она превратилась в самостоятельную государственную службу.

В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Государство и гражданская оборона неотделимы.

С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.


  1. Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении


Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне».

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения директор, который по должности несёт персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья обучающихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) обучающихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельностью учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, или заместитель руководителя общеобразовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения в нём разрабатывается план мероприятий защиты обучающихся и персонала учебного заведения в чрезвычайных ситуациях.

В плане предусматриваются следующие мероприятия:

  • укрытие обучающихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;

  • эвакуация обучающихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

  • использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения;

  • проведение мероприятий медицинской защиты путём применения профилактических медицинских препаратов (антидотов) и организация оказания первой помощи пострадавшим.


  1. Планирование и организационные вопросы выполнения эвакуационных мероприятий.


Цель: познакомиться с порядком планирования и организации выполнения эвакуационных мероприятий и выполнением необходимых при этом действий.


Краткие теоретические сведения.

Защита людей на путях эвакуации обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий. Эвакуационные пути в пределах помещения должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей через эвакуационные выходы из данного помещения без учета применяемых в нем средств пожаротушения и противодымной защиты. За пределами помещений защиту путей эвакуации следует предусматривать из условия обеспечения безопасной эвакуации людей с учетом функциональной пожарной опасности помещений, выходящих на эвакуационный путь, численности эвакуируемых, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, количества эвакуационных выходов с этажа и из здания в целом.

Выходы являются эвакуационными, если они ведут:

а) из помещений первого этажа наружу:

непосредственно;

через коридор;

через вестибюль (фойе);

через лестничную клетку;

через коридор и вестибюль (фойе);

через коридор и лестничную клетку;

б) из помещений любого этажа, кроме первого:

непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу;

в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу;

в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на наружную открытую лестницу;

в) в соседнее помещение на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в п. а и б.

Выходы из подвальных и цокольных этажей, являющиеся эвакуационными, как правило, следует предусматривать непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток здания.

Выходы не являются эвакуационными, если в их проемах установлены раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты. Распашные калитки в указанных воротах могут считаться эвакуационными выходами.


Задание.

Студентам выдается план эвакуации. Необходимо обозначить безопасный процесс организованного самостоятельного движения людей наружу из помещений.












Учения по эвакуации обучающихся общеобразовательного учреждения

 48 мин.

Подведение итогов

Вопросы для закрепления:

  1. В каком году образовалась Гражданская оборона?

  2. Назовите первичные средства пожаротушения.

  3. Что такое эвакуация?

 15 мин.

Задание на дом

Задание на дом:

- Подготовить реферат по темам: «Развитие гражданской обороны», «Мероприятия ГО ЧС в мирное время», «Мероприятия ГО ЧС в военное время».

 5 мин.

Применяемые педагогические технологии

По ориентации на личностные структуры:

  • Информационные (формирование знаний, умений, навыков),

  • Операционные (формирование способов умственных действий),

  • Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов),

По характеру содержания образования:

  • Общеобразовательные – профессиональные

По отношению к студенту:

  • Гуманно-личностные

  • Технологии сотрудничества

По преобладающему (доминирующему) методу:

  • Диалогические

  • Информационные (компьютерные)

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Развивающее обучение

По типу управления познавательной деятельностью:

  • Обучение с помощью ТСО

  • Классическое лекционное






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее