Занятие дополнительного образования
в изостудии «Радуга» (2 год обучения)
педагог Авдонина Гузель Мансуровна
План - конспект урока
Тема урока: «Зима на летающем острове»
Вид занятия: рисование по воображению.
Цель урока: придумать и изобразить летающий остров зимой.
- развивать индивидуальные познавательные, творческие навыки учащихся, уметь самостоятельно применять свои знания и умения в практических работах.
Задачи урока:
- создать благоприятную обстановку для активизации творческого воображения
и проявления фантазии;
- научить грамотно компоновать работу на листе;
- продолжать развивать технические умения и навыки в работе с
художественными материалами;
- получить навыки изображения предметов сложной формы от общего к деталям;
- продолжать развивать наблюдательность, внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать художественный вкус.
Формирование УУД
- Личностные: развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, восхищаться красотой родной природы, ее отражения в искусстве, осознать потребность в общении с природой, развивать духовную и эмоциональную сферы, понимать значение изобразительного искусства в жизни человека.
- Метапредметные: учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать, участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, размышлять об изображении реальном и фантастичном.
- Предметные: развивать навыки работы художественными материалами, научиться создавать образ летающих островов.
Оборудование и материалы:
Бумага бурого цвета либо непечатная сторона цветного картона - А4;
Карандаши простые мягкие;
Ластик;
Гуашь черного и белого цветов;
Непроливайки;
Тряпичные салфетки.
Зрительный ряд:
На слайдах черно-белые фотографии с зимним пейзажем.
Ход урока:
Предлагаю детям пофантазировать: «А если бы мы жили на летающем острове…», усложняю: «А если бы на нашем острове была зима?..»
Беседуем с детьми: какой формы лучше нарисовать остров, что на нем будет изображено, какими красками в минимальном количестве можно обойтись, рисуя зиму, как расположить на листе композиционно наш летающий остров… Фантастика – искусство воображать, фантазировать, придумывать. Побуждаю развивать воображение у себя каждого ученика.
Рассматриваем фотографии, отмечаем графичность природы зимой. Запоминаем, на каких ветках деревьев, кустарников, хвойных пород деревьев лежит снег.
Придумываем, как будем изображать фон наших работ. Отмечаем, что цвет нашего листа сыграет роль третьей краски. Готовим для работы две баночки краски – белую и черную.
Определяем порядок работы: начинаем наносить легким движениями кисточки (щетина или синтетика) облака, сводя краску «на нет» к нижнему краю облака. Располагаем облака продумано, имея в виду, что в центре рисунка будет располагаться сам остров.
Карандашом наносим контуры острова. Продолжаем работу черной гуашью: покрываем нижнюю часть острова конусообразной, рваной формы. Оставляем верх острова под белый снег (белила).
Меняем кисть на тонкую синтетическую. Работаем только с черной краской. Плавными движениями рисуем стволы деревьев, ветви. Легкими мазками наносим очертания лап елей. Дети, согласно своим задумкам, дополняют рисунки деталями: домики, заборчики, следы зверей, силуэты животных.
Необходимо придать объем части острова, не покрытому снегом, чтобы он не смотрелся большим пятном на рисунке. Для этого берем щетинную плоскую кисть и небрежными мазками наносим белой краской светлые пятна.
Теперь черед за снегом, лежащим на ветвях. Тонкой кистью рисуем снег деликатными мазками, вспоминая, как в природе снег лежит на ветвях деревьев.
Дети добавляют незначительные детали в свои рисунки: кто птиц, летящих вдалеке, кто еще один остров, растворившийся в небе.
Подводим итоги. Устраиваем выставку рисунков. Подчеркиваю графичность работ. Отмечаем особенно удавшиеся элементы, говорим о необходимости продолжить работу над техникой рисования. Любуемся рисунками и природой, изображенной на работах детей.