Конспект занятия кружка "Путь к успеху ""Конфликт и пути его решения"

Этот материал будет полезен не только руководителю кружка или внеурочной деятельности, но к лассному руководителю и родителям для проведения бесед с детьми о таком важном понятии как конфликтология.

Олимпиады: Викторина "Береги свою планету!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

«КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ» СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ : КОТОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА МБОУ НОВОМЕЛОВАТСКАЯ СОШ КАЛАЧЕЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

«КОНФЛИКТ И ПУТИ ЕГО РЕШЕНИЯ»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ : КОТОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

МБОУ НОВОМЕЛОВАТСКАЯ СОШ КАЛАЧЕЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Слово « конфликт » в переводе с латинского языка означает «столкновение». Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений.

Слово « конфликт » в переводе с латинского языка означает «столкновение».

  • Конфликт – это столкновение противоположных

интересов, целей, позиций, мнений.

  • Конфликт – серьёзное разногласие, острый спор.
ВАРИАНТЫ И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ  В КОНФЛИКТЕ Медвежонок – уступчивость, приспособление Лиса –  КОМПРОМИСС, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Черепаха - избегание, уклонение Акула – ДОМИНИРОВАНИЕ, СОРЕВНОВАНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ Сова –  СОТРУДНИЧЕСТВО

ВАРИАНТЫ И СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Медвежонок уступчивость, приспособление

Лиса – КОМПРОМИСС, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ

Черепаха -

избегание, уклонение

Акула – ДОМИНИРОВАНИЕ, СОРЕВНОВАНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ

Сова – СОТРУДНИЧЕСТВО

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО» Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д. Рисовать на полу и стенах – это хорошо или плохо?

ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.

Рисовать на полу и стенах – это хорошо или плохо?

ТРЕНИНГ: «ЗВЕЗДОЧКИ И СОЗВЕЗДИЯ» Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По моему сигналу, как только я назову число 3, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладонями...

ТРЕНИНГ: «ЗВЕЗДОЧКИ И СОЗВЕЗДИЯ»

Давайте представим, что мы звёздочки. Звёзды могут объединяться в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По моему сигналу, как только я назову число 3, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладонями...

ДВА КОЗЛА

ДВА КОЗЛА

СИТУАЦИЯ 1.  ( обдумывание 2 мин.) -Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? Варианты: - будете плакать;  - пожалуетесь учителю;  - ударите его;  - сделаете ему замечание;  - своё мнение.

СИТУАЦИЯ 1.

( обдумывание 2 мин.)

-Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

Варианты: - будете плакать;

- пожалуетесь учителю;

- ударите его;

- сделаете ему замечание;

- своё мнение.

СИТУАЦИЯ 2.  «ДВА КОЗЛИКА»

СИТУАЦИЯ 2. «ДВА КОЗЛИКА»

На эту тему есть прекрасная русская пословица:  «Дракой прав не будешь» - К чему может привести упрямство и неуступчивость? - Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации?

На эту тему есть прекрасная русская пословица:

«Дракой прав не будешь»

- К чему может привести упрямство и неуступчивость?

- Ребята, а как бы вы поступали в этой ситуации?

Чтобы легко жилось, чтобы складывались
  • Чтобы легко жилось, чтобы складывались

тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, быть сдержанным и тактичным, уметь ставить себя на их место.

СИТУАЦИЯ 3. Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?

СИТУАЦИЯ 3.

Перед сном ты долго играешь в компьютерные игры. Это так тебя захватывает, что ты не можешь оторваться и лечь спать. Из-за этого у тебя конфликт с родителями. Что делать?

СИТУАЦИЯ 4.  Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок.  Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки её застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

СИТУАЦИЯ 4.

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок.

Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки её застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ответьте на вопросы:  - Кто участвует в конфликте?  - Кто виноват в конфликте?  - Каковы позиции участников конфликта?

Ответьте на вопросы:

- Кто участвует в конфликте?

- Кто виноват в конфликте?

- Каковы позиции участников конфликта?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. - А сейчас тоже самое выполните в парах. - Что вы заметили? - Почему? – Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

- Встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги.

- А сейчас тоже самое выполните в парах.

- Что вы заметили?

- Почему?

Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться .

«ДВЕ КОЗЫ»  На узкой горной тропке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо- глубокая пропасть. Задумались козы: как им быть? Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

«ДВЕ КОЗЫ»

На узкой горной тропке встретились две козы.

Налево – гора, как стена, направо- глубокая пропасть. Задумались козы: как им быть? Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

- Как козам удалось избежать конфликта? Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» Козы из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом . Некоторые считают, что мириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? -Что помогает разрешить конфликт? Нужно уступать друг другу.

- Как козам удалось избежать конфликта?

Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.

«Глупые ссорятся, а умные договариваются»

  • Козы из сказки смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом . Некоторые считают, что мириться первым – значит проявить слабость характера.
  • А как вы думаете?

-Что помогает разрешить конфликт?

Нужно уступать друг другу.

Не всегда нужно вступать в конфликт.  Если его исход для вас не принципиален, то лучше уступить, чтобы в более важном для вас вопросе настоять на своём. Так поступает «Черепаха» - «Уступка, уход от конфликта». Е сли же вы не знаете, как поступить в конфликтной ситуации, то обратитесь за помощью к взрослому человеку: родителям или учителям, старшим товарищам. И тогда вы тоже поступите как мудрая «Сова», ваше решение будет называться «Сотрудничество»

Не всегда нужно вступать в конфликт.

Если его исход для вас не принципиален, то лучше уступить, чтобы в более важном для вас вопросе настоять на своём. Так поступает «Черепаха» - «Уступка, уход от конфликта».

Е сли же вы не знаете, как поступить в конфликтной ситуации, то обратитесь за помощью к взрослому человеку: родителям или учителям, старшим товарищам. И тогда вы тоже поступите как мудрая «Сова», ваше решение будет называться «Сотрудничество»

П РИТЧА ПРО СОБАКУ — «ЗЕРКАЛО»

П РИТЧА ПРО СОБАКУ — «ЗЕРКАЛО»

- Очень часто мы преувеличиваем значимость конфликта или же выбираем неправильную стратегию его разрешения.  Представьте, если бы Собака из притчи улыбнулась и приветливо тявкнула, то ей в ответ улыбнулись бы и приветливо тявкнули миллионы собак-отражений.  Давайте не будем себе вредить домыслами и преувеличением, а выходить из конфликта достойно и миролюбиво.

- Очень часто мы преувеличиваем значимость конфликта или же выбираем неправильную стратегию его разрешения.

Представьте, если бы Собака из притчи улыбнулась и приветливо тявкнула, то ей в ответ улыбнулись бы и приветливо тявкнули миллионы собак-отражений.

Давайте не будем себе вредить домыслами и преувеличением, а выходить из конфликта достойно и миролюбиво.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКУ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ Что важно помнить, если вы оказались втянутыми в конфликт? 1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента. В результате, это приводит к усилению взаимных нападок и, как следствие, обострению конфликта.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКУ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Что важно помнить, если вы оказались втянутыми в конфликт?

1. Очень часто в ситуации конфликта неправильно воспринимаются собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, и точки зрения оппонента. В результате, это приводит к усилению взаимных нападок и, как следствие, обострению конфликта.

К ТИПИЧНЫМ ИСКАЖЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСЯТСЯ: «Поиск соринки в глазу другого».  Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого.  Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

К ТИПИЧНЫМ ИСКАЖЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСЯТСЯ:

«Поиск соринки в глазу другого».

Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого.

Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

К ТИПИЧНЫМ ИСКАЖЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСЯТСЯ: «Двойная этика».  Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

К ТИПИЧНЫМ ИСКАЖЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСЯТСЯ:

«Двойная этика».

Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента – как нечестные и непозволительные.

К ТИПИЧНЫМ ИСКАЖЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСЯТСЯ: «Все ясно».  Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

К ТИПИЧНЫМ ИСКАЖЕНИЯМ ВОСПРИЯТИЯ ОТНОСЯТСЯ:

«Все ясно».

Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера – наоборот, плохи и неадекватны.

2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ – ОБЩЕНИЕ.  Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций.  Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа.  Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.

2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ – ОБЩЕНИЕ.

Нормального общения можно добиться только с помощью жесткого контроля собственных эмоций.

Один из самых эффективных способов справиться с негативными чувствами – беседа.

Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее