муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19 тел. 254-56-11, E-mail: [email protected]
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе детского сада по разделу "Дикие и домашние животные"
Составила: .
Пивень Ж.В.
2021 г.
Тема: « Наши удивительные животные».
Интеграция: Познание, коммуникация, социализация.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
Познание: Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных: кошка, собака, кролик, лошадь, корова, овца, лошадь, свинья, рысь, волк, заяц, медведь, лиса. Дать понятие, что у домашних животных есть дикие сородичи: собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь, овца-баран аркар, лошадь - тарпан, гусь-серый гусь. Знакомить детей с различными климатическими зонами: тундра, пустыня, тайга, тропический лес, степь, саванна, лес умеренных широт, горы. Продолжать знакомить детей с многообразием животных различных климатических зон: верблюд, скорпион, носорог, песец, белый медведь, северный олень, благородный олень, лось, тигр, дикобраз, суслик. Формировать представления о том, что человек – часть природы и должен беречь и охранять и защищать животных. (Познание).
Коммуникация: Расширять словарный запас: сородичи, саванна, тундра, пустыня, тайга, тропический лес, степь, лес умеренных широт, горы, верблюд, скорпион, носорог, песец, белый медведь, северный олень, благородный олень, лось, тигр, дикобраз, суслик. Совершенствовать диалогическую форму речи.
Социализация: Формировать чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду, создавать эмоционально-положительное отношение к игровым заданиям и результатам своей деятельности.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Животные», составление рассказов по картинкам.....
2. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?», «Четвертый лишний» 3. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике, «Медведь и пчелы»
4. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
5. Просмотр мультфильма « Кошка, которая гуляет сама по себе».
6.Презентация «Животные холодных стран», «Животные жарких стран».
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз «Крошка Енот», игровые упражнения с релаксацией «Щенок отряхивается», «Котик»
Оформление: тропинка здоровья «лесная тропинка» (деревья, грибы, цветы); скамья, игрушки диких и домашних животных, слайд-заставка «Передача «Удивительные животные»».
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадывание загадки:
Воспитатель Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие?
Дети: Животные.
Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Для этого станем участниками телепередачи «Удивительные животные». Согласны?
В путь!
Воспитатель- Коллеги, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре).
Беседа с просмотром презентации( см. приложение).
Воспитатель : Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации). Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем телезрителям, каких из них вы знаете?
Педагог на презентации слайдов показывает домашнее животное, а дети – дикого предка: собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь, овца-баран аркар, лошадь- тарпан, гусь-серый гусь.
Воспитатель: Итак, благодаря вмешательству Человека часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими. Давайте вернемся в наше время, в телевизионную студию, и продолжим говорить о животных (дети вновь проходят по скамейке и располагаются за рабочими столами).
Воспитатель: Чем отличаются домашние и дикие животные? (Домашние животные - не умеют строить себе жилье, самостоятельно добывать для себя пищу, защищаться от врагов, и он о них заботится; а дикие животные не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека, лишены привычных условий жизни, требуют много мясной пищи, образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни ) не совпадает с образом жизни человека.
Педагог выставляет перед детьми карту, на которой изображены саванна, тайга, тундра, тропический лес, степь, пустыня, лес умеренных широт. и просит их прокомментировать ее: тундра - фиолетовый, тайга- синий, лес умеренных широт – зеленый, пустыня – желтый, степь – оранжевый , саванна – светло-коричневый, горы- коричневый, тропический лес – светло- зеленый .
Воспитатель: Давайте расселим диких животных в места их обитания.
Воспитатель: Дикие животные живут в различных климатических зонах: саванна, тайга, тундра, тропический лес, степь, пустыня, лес умеренных широт.
Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.
Воспитатель. У каждого животного своя окраска, как вы думаете, от чего она зависит? (Окраска животного позволяет незаметно подкрасться и внезапно овладеть добычей. Есть животные меняющие окраску посезонно. Это животные северной зоны и северной части умеренной зоны. У песца в тундре зимний белый наряд сменяется летом на темный, буроватый. Зимний белый мех зайца-беляка сменяется на лето буровато-серым мехом. Обыкновенная белка летом покрыта рыжей шерстью, а на зиму одевается в светло-серую шубку, помогающую ей слиться с красками зимнего пейзажа. (Зимой шубка становится серой, а на ушах появляются кисточки.). Сезонная смена скрывающей окраски — еще одно подтверждение ее приспособительного значения. Разнообразная окраска и форма животных — это результат естественного отбора, борьбы за жизнь. Благодаря им вид сохраняет свое существование.
Воспитатель: Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему? Весенняя линька – естественный процесс обновления волосяного покрова у диких животных. Обычно то же самое происходит и у домашних питомцев с той только разницей, что домашним животным сезонные изменения не так очевидны, как диким (они живут при электрическом свете, отопительных приборах), поэтому и «режим» сезонной линьки у них может сбиваться.
Воспитатель - Но чтобы продолжать нашу телепередачу и не уставать, сделаем паузу – мультминутку для глаз.
Гимнастика для глаз «Крошка енот»
Воспитатель: Посмотрим на крошку енота, провожаем взглядом выплывающие тучки, чтоб не пропустить дождик, посмотрим налево, там выбежала обезьянка, медленно посмотрим направо ещё на одного из друзей Енота. Следим глазками за облаками. Закроем и откроем глаза.
Педагог выставляет вторую схему и поясняет ее. Все предыдущие схемы остаются перед детьми.
Игра с использованием слайд-шоу " Чей дом?"( см.приложение).
Воспитатель.: Вспомним, как называется жилище некоторых животных?
(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, волк- логово, корова – хлев, белка – дупло, медведь – берлога, лиса-нора, бобр- хатка.)
Воспитатель: А сейчас – живая пауза. Предлагаю вам показать для наших телезрителей, как отряхивается щенок после купания. Обратите внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста (выполнение игрового упражнения). Покажем, как котик потягивается; умывается; царапает лапками с коготками коврик (выполнение игрового упражнения).
Воспитатель: Так чем же различаются животные? Верно, животные отличаются не только тем, где они живут, но и цветом,
Воспитатель. А еще они отличаются и размером.
На первом столе лежит большой квадрат, на втором столе лежит средний, на третьем лежит маленький. Дети выполняют задание на классификацию животных по величине (показывает схему с изображением предметов соответствующих размеров).
(Далее педагог выставляет еще одну схему.)
Воспитатель: Посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное. Я поясню ее. У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.).
Воспитатель: Расскажите телезрителям о том, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, барсук, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено), у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки)
Воспитатель выставляет еще одну схему: Эта схема поможет вам рассказать об отношениях человека и животных. Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)
Воспитатель: Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
Создание ситуации ожидания:
Воспитатель: Ребята, понравилась вам наша передача? (ответы детей). Мы много узнали о диких и домашних животных. А сейчас я вас приглашаю в музыкальный зал где мы узнаем зачем животным нужны хвосты.