Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Технологическая карта
внеурочного занятия (мероприятия)
Класс 2
Тема: Блокада Ленинграда
Направление: Общеинтеллектуальное
| Составитель: Гусак Милана Адиловна, студентка 46 группы специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах». Отметка за технологическую карту______ Подпись методиста____
|
I. Общая информация
Класс: 2
Направление: Общеинтеллектуальное
Форма: беседа
Тема занятия: Блокада Ленинграда.
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
№ | Задача |
|
1 | Дидактическая | Познакомить ребят с понятием блокада |
2 | Развивающая | Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества |
3 | Воспитательная | Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы. |
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||
Систематизация знаний, полученных через беседу | Узнавать о страшном периоде в жизни нашей страны | Оценка собственных знаний | Выражение мнения, уважать и слушать сверстников, умение работать в парах | Развитие интереса к патриотизму |
Уровень результатов внеурочной деятельности: 2
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Технологии, формы, методы, средства, оборудование |
Мотивационный | -Здравствуйте, ребята кто знает, что вчера был за день? Молодцы! «Великая Отечественная» - так называем мы ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, за право дышать, за право называться человеком. Поэтому против фашизма поднялись все - не только солдаты, партизаны, но и старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу. 27 января – День снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для города- героя Санкт-Петербурга. Раньше его называли Ленинградом, а жителей – ленинградцами. |
Блокада Ленинграда
слушают | ИКТ, , словесный метод, беседа, Интерактивная доска |
Основной | Вы что нибудь знаете об этом дне? Сегодня мы вспомним о том, какие тяжелые испытания пришлось пережить этому любимому и красивому городу, во время той страшной и беспощадной войны. Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Больше двух лет, 900 дней и ночей шли кровавые бои под Ленинградом, но наши солдаты не позволили фашистам войти в город. Тогда гитлеровцы со всех сторон окружили Ленинград, перекрыли все входы и выходы из города, сомкнув «кольцо» вокруг города. Это окружение ещё называют блокадой. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни… Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева. Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги или газетами – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам. В Ленинграде начался страшный, мучительный голод. В самый тяжелый период блокады жители Ленинграда получали только один маленький кусочек хлеба на целый день 125 грамм (показать). В булочные, где выдавали хлеб по карточкам, были огромные очереди, потому что и по одному кусочку хлеба иногда на всех не хватало. Фашистские самолеты днем и ночью сбрасывали на Ленинград бомбы, а вражеские орудия стреляли по домам, больницам, заводам, на которых ленинградцы делали танки и оружие для защитников города. О приближении немецких бомбардировщиков ленинградцев оповещал звук воздушной сирены. Услышав вой сирены, жители города, если у них были силы, спускались под землю, в бомбоубежища. После отбоя воздушной тревоги люди вновь возвращались в свои дома. По радио всё время жители города слышали звук метронома. В блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Он напоминал звук биения сердца и как будто говорил людям о том, что жизнь в городе продолжается. От страшного голода, холода и болезней в блокадном Ленинграде стали умирать люди. Послушайте, как о страшной, тяжелой жизни в блокадном Ленинграде рассказал поэт Вольф Суслов, сам переживший блокаду (поэма «Память»). Нет хлеба. Нет Света. Воды и тепла. Висит над Невою морозная мгла. И если не лает, не воет война – Глухая, немая стоит тишина. На той, на опасной в обстрел стороне, У булочной очередь жмется к стене. Листовка со строчкою: «Враг у ворот!» Нацеленный в небо застыл пулемет. Осколком пробит на часах циферблат, И время не движется – стрелки стоят, И очередь тоже стоит и стоит Угрюмо, как наш ленинградский гранит… Вместе с взрослыми в блокадном Ленинграде жили и боролись дети. Им в голодном и холодном городе было труднее всех. В первый год блокадной зимы работали школы. Даже в жутких условиях дети учились, и это был подвиг. Ведь путь в школу был опасен и тяжел. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода и все-таки шли в школу. Ленинградские школьники не только учились, они помогали взрослым тушить зажигательные бомбы, делали оружие на заводах и помогали больным и старым людям приносить воду из Невы. Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Это была обычная большая ленинградская семья. Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. Об этом стало известно из дневника, который вела Таня Савичева. "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года" "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года" "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года" "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года" "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года" "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года" "Савичевы умерли" "Умерли все" "Осталась одна Таня" При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. В школе №35 города Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей. В осажденном городе работали 39 школ. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт. Наша страна всегда помнила о блокадном Ленинграде и помогала ему, как могла. По единственной дороге по Ладожскому озеру в город везли хлеб, а обратно из города вывозили (эвакуировали) детей, стариков, раненых. Уже через 3 дня после начала блокады по Ладоге пошел первый транспорт. Эту дорогу через Ладогу стали называть «дорогой жизни», потому что она спасла тысячи ленинградцев. О дороге жизни написано много стихов и песен. Наш город назывался Ленинградом, И шла тогда суровая война. Под вой сирены и разрыв снарядов «Дорогой жизни» Ладога была. Она спасеньем ленинградцам стала, И помогла в войне нам победить, Чтоб снова время мирное настало, Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
И вот пришел день освобождения. Так же как сегодня, 27 января, только 75 лет назад, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. Физминутка Ветер веет над полями, И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) Облако плывет над нами, Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.) Ветер пыль над полем носит. Наклоняются колосья — Вправо-влево, взад-вперёд, А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.) Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели в небо. С тех пор прошло много лет. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных памятниках. Самые известные из них – памятник героическим защитникам Ленинграда, Разорванное кольцо – памятник прорыву блокады Ленинграда, памятник Матери – Родине на Пискаревском кладбище, где захоронено очень много ленинградцев, Цветок жизни – памятник детям, погибшим во время блокады. В войну солдаты город защищали, Чтоб жить в родной Отчизне мы могли, За нас с тобою жизнь они отдали, Чтоб в мире больше не было войны. Кружился снег, а город наш бомбили, Была тогда жестокая война. Защитники фашистов победили, Чтоб мирной стала каждая зима. За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград. Давайте посмотрим и послушаем историю одной ленинградской девочки. | -Нет
Дети слушают звук метронома.
Выполняют физминутку
Смотрят и слушают. |
|
Заключительный | -Спасибо тем, кто город отстоял, Кто выжил в страшную блокаду, Кто восстанавливал, из пепла возрождал. Спасибо вам, герои Ленинграда! Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания |
Минута молчания. |
|