Конспект открытого внеклассного занятия по
окружающему миру в 3 классе
Учитель: Братышева Зинаида Алексеевна
Тема. Животные нашего леса.
Цели. 1). Расширить и углубить знания учащихся о животном
мире леса.
2). Подвести детей к выводу о необходимости охраны
животного мира.
3). Учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: карта области, природных зон, презентация
«Животные нашего леса», кукольный театр,
аудиозаписи,
Ход занятия.
I. Актуализация знаний.
( Входят под мелодию песни « Наш край » ).
- Что представили, когда слушали песню?
- Напомнила ли она вам край, в котором вы живёте?
- А в какой области мы живём?
- Покажите на карте наш город.
- Какой лес растёт в окрестностях?
- А как изменился лес сейчас? Почему?
- Какая сегодня погода?
II. Тема, цель. Наш край край славится богатством растительного мира. Это создаёт обилие корма для животных, которых очень много в нашей области. Сегодня вы должны ещё больше узнать и углубить свои знания о животном мире нашего края. К уроку вы должны были прочитать дополнительную литературу, приготовить сообщения о животных. Эпиграфом к уроку будут слова :
Птицы, звери и цветы, взрослые и дети!
Хорошо, что мы живём на одной планете.
Обижать друзей нельзя:
Мы - их лучшие друзья.
В конце урока раскроем смысл этих слов.
III Новый материал.
А сейчас продолжим разговор о животных. Много животных в наших лесах. Но есть одно животное, которое характерно для севера. Посмотрите танец и угадайте, что это за животное.
Танец «Олени» под мелодию песни «Увезу тебя я в тундру».
- Какого животного узнали? Как догадались? ( По костюмам, по движениям, по характеру музыки).
- Кто желает рассказать о нём подробнее? ( Сообщение об оленях, слайд 1).
- А почему именно с этого животного начали урок? ( Зона лесов начинается… Это животное тундры. Но встречается и ближе на севере таёжной зоны).
2. Подумайте и скажите, какие животные водятся в наших лесах. (медведи, зайцы, лисы, бурундуки и т. д.)
- Верно. Остановимся на некоторых из них. Загадка « Травах копытами касаясь, ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, рога раскинув широко».
- О ком эта загадка? Как догадались?
- Кто может подробнее о нём рассказать? (Сообщение ,2 – й-слайд)
- А почему лоси не живут на севере?
3. А сейчас на примере отрывка из музыкальной пьесы постарайтесь угадать зверька (Римский Корсаков «Сказка о царе Салтане…») Если трудно - загадка: « Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам. «Он в шубке серенькой зимой и в рыжей шубке летом».
-Кто готовил сообщение о белке?
-Что особенно запомнилось о ней?
4. Попробуйте узнать этого зверька. (Слайд с изображением соболя)
- Расскажите о нём. (Сообщение).
5. Какому животному принадлежат эти следы?
- Почему они так расположены?
- Какие особенности у этого животного? (Слайд с изображением зайца).
6. Загадка « Водяные мастера строят дом без топора. Дом из хвороста и тины и плотину ».
-Кто желает рассказать о нём? ( Слайд: бобры).
7. Спасибо, ребята! Вы хорошо подготовились.
- А как изменилась жизнь животных с приближением зимы? (Уходят в спячку, линяют, меняют окраску).
8. Самостоятельная работа. Подумайте и ответьте на вопросы:
-Почему медведя называют хозяином тайги?
-Нужен ли лесу волк?
- Возможно ли дружба лисы с природой?
9. Фронтальная проверка.
10. Итог по данному этапу: Всё живое в природе имеет своё назначение, взаимосвязано с друг с другом, одно без другого существовать не может, должно быть природное равновесие.
11. Учитель: …
И если в лес придёшь как друг.,
Всё будет радостно вокруг.
И много сказочных чудес
Тебе подарит старый лес.
- Смотри и слушай ( кукольный театр по рассказам Н.И.Сладкова:
«Барсук и Медведь», «Лиса и Ёж», «Белка и Бобр», «Заяц и Лосёнок» )
- Что нового для себя узнали?
12. Учитель: о животных можно говорит очень много.
А о каких обитателях леса мы ещё не говорили? Догадайтесь.
Танец птиц.
Загадка.
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно,
Больше плотника оно.
-К какой группе животных они принадлежат? ( насекомые)
13. Домашнее задание. Подготовить сообщение о птицах и насекомых с использованием дополнительной литературы.
14. Рефлексия. Наше занятие подошло к концу. Подведем итог.
Много защитников у природы, но главный защитник- человек. С целью охраны леса, животных издаются законы. Редкие животные заносятся в Красную книгу, создаются заповедники, заказники.
- А какое участие можете принять вы?
- Как понимаете смысл эпиграфа?
М.М.Пришвин сказал так: «Охранять природу- значит охранять Родину». Как вы понимаете эти слова?
Спасибо за урок. Закончим наш урок песней «Всем нужны друзья».