«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект внеклассного мероприятия по теме «История возникновения музыкальных инструментов»

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«История возникновения музыкальных инструментов»

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект внеклассного мероприятия по теме

«История возникновения музыкальных инструментов»




Цель деятельности учителя: Сформировать представление об историческом происхождении музыкальных инструментов.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. способствовать развитию интереса к музыке через самовыражение;
2. Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.

3. Развивать музыкальные способности.
Метапредметные:
1. Уметь определять характер произведения;
2. развитие внимательного и доброго отношения к музыке.
3. Воспитывать в детях интерес к музыке, истории развития музыкальной культуры, а так же умение слушать, чувствовать музыку, переживать её.

Личностные:
1.Воспитывать культуры слушания;
2. Развивать умение обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, фантазировать.
Оборудование: Компьютер, доска, проектор, музыкальный центр, фортепиано.











Ход мероприятия:

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока.

1.

Организационный

5

Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки от пятой ступени к первой).

2.

Основной:



Слушание: Дмитрий Дмитриевич Шостакович
вальс «Шутка»










Слушание: К. В. Глюк «Мелодия»







Слушание: «Щелкунчик» П.И.Чайковский




Слушание: вступление к опере Кармен»; Джорж Бизе Фран











Слушание: Франц Шуберт «Аве Мария»

30

я бы хотела начать наше занятие с прослушивания 2-х замечательных музыкальных произведений. ребята, а ваша задача внимательно их послушать и подумать над таким вопросом: что их отличает и что между ними общего? (прослушивание). И так кто готов ответить на поставленный перед прослушиванием вопрос? Что общего мы можем отметить?(и там и там звучит флейта). Как звучит музыка в 1-ом произведении? (танцевально, высоко, радостно, ритмично.). Ребята, как бы вы назвали это произведение, подумайте. У вас получились очень интересные варианты, а на самом деле это вальс «Шутка» автором ,которого является Дмитрий Дмитриевич Шостакович.(1906-1975). Давайте сделаем вывод, зная название произведения, соответствует ли музыка названию. Молодцы! А что вы можете сказать о 2 произведении, как оно звучит? (медленно, грустно, печально). Как бы вы его назвали? Данное произведение автор назвал «Мелодия»; немецкий композитор К. В. Глюк. А как вы думаете, почему? А что мы можем отметить общего между этими произведениями (в них солирует флейта). Так какой вывод мы можем с вами сделать о музыкальных возможностях флейты? (она может выражать различные состояния души человека, разные эмоции и переживания, чувства). Ребята, к какой группе музыкальных инструментов она относится? (к духовым). А какие ещё 2 группы музыкальных инструментов существуют. (ударные, струнные, смычковые). А вы когда-нибудь задумывались, благодаря чему появились эти музыкальные инструменты?(Ответы детей). Это нам сегодня и предстоит узнать. давным-давно во времена первобытных людей и стали зарождаться муз-ые инструменты. возможно, первым музыкальным инструментом было дерево с дуплом. Человек ударил по нему, и оно зазвучало. И сначала первобытный человек немного испугался. Как вы думаете почему?(потому что звук не был похож ни на его голос не на крик зверя). Но постепенно человек освоился с необычным деревом. Мелодию конечно на нём нельзя было сыграть, зато можно подать сигнал. Правда для этого каждый раз нужно было идти к этому дереву. тогда первобытный музыкант сделал инструмент поменьше. Зачем, как вы думаете? (Чтобы его можно было брать с собой) к тому времени первобытный человек уже понял, что если ударять по пустым предметам, то они издают звук(это могли быть пустые высохшие плоды, высохший череп животного). А однажды за ужином человек дунул в кость и раздался свист. он просто хотел высосать мозг из кости, а изобрёл ещё один музыкальный инструмент, который звучал гораздо громче чем дерево. Как вы думаете, перечисленные предметы уже можно считать музыкальными инструментами? (можно). Потому что из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, а из другого более звонкий, если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую высокий. тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. и звенит по –разному, смотря по тому как она натянута: сильнее или слабее. Так появилась мелодия, а вместе с ней и музыкальные инструменты. Какие же предметы мы можем назвать родоначальниками, всех музыкальных инструментов. ( Это полая кость, выдолбленное дерево и тетива лука). Прошло уже много-много лет, а все музыкальные инструменты до сих пор делятся на 3 группы мы их с вами уже называли, давайте ещё раз повторим (духовые, струнные, ударные). Сейчас настало время послушать как могут звучать эти группы муз.инструментов. 1 произведение (для духовых)-танец пастушков из балета «щелкунчик» П.И.Чайковского. Что вы можете сказать об услышанном произведении, какая звучала музыка. (гибкая, пластичная, танцевальная, умеренная, ощущение балетности, легкости). Это произведение называется «танец пастушков» из балета «щелкунчик» П. И. Чайковского. (1840-1893).П. И. Чайковский -великий русский композитор, (родоначальник русского балета). 2 произведение (для ударных),:,,вступление к опере Кармен»; Джорж Бизе Фран. композитор. Какую музыку мы сейчас прослушали (смелая, четкая, ритмичная). 3 произведение ( для струнных): «Аве Мария» австрийский композитор - Франц Шуберт. «Хвала тебе Мария». Звучание, какого музыкального инструмента вы сейчас слышали? (скрипка). Почему композитор доверил исполнить это произведение струнным музыкальным инструментам.(они способны выражать возвышенность, мелодичность, трепетность). А сейчас давайте рассмотрим картину известного художника Рафаэля «Текстинская Мадонна» и подумаем что общего между услышанной нами музыкой и картиной (легкие, великие, возвышенные, чистые, трепетные)

3.

Заключительный

5

Какие предметы являются родоначальниками всех музыкальных инструментов? (выдолбленное дерево, полая кость, тетива лука). Как вы думаете к каким музыкальным инструментам обратились композиторы, если бы хотели выразить в своём произведении танцевальный, балетный характер. (к духовным)-как основному, солирующему музыкальному инструменту. А если нужно выразить взрыв, страсть, огонь, чёткий ритм. Какие музыкальные инструменты нам помогут? (ударные). А когда нам понадобиться восхищение, спокойствие, трепетность-то к каким инструментам мы обратимся? (к струнным). Ребята, вы сегодня были очень активными, рассудительными, творческими. С вами было приятно беседовать, рассуждать, слушать музыкальные произведения. Спасибо за урок.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее