Предмет:
Изобразительное искусство
Цель урока:
систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства;
- расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха;
- развивать технику работы разными художественными материалами;
- воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе :
15
Используемое оборудование:
I.Зрительный ряд: репродукции картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»; И.И. Шишкин «Зима»; иллюстрации с изображением зимы.
И. Литературный ряд:стихи о «Зиме»III. Музыкальный ряд:музыка Вивальди «Зима», музыкальные произведения на тему «Зима»IV. Материалы для выполнения творческих заданий: акварельные и гуашевые краски, уголь кисточки, простой карандаш, ластик. Лист форматом А-3, палитра, банка для воды.
V. Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Зимний пейзаж»
Ход урока
I.Организационный момент.
1. - Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.
2. Педагогический тренинг.
3. Новинки изобразительного искусства.
4. Связь с предыдущим материалом.
II. Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?
(ЖАНР (от франц. «genre»).Понятие «жанр» обобщает черты, свойственные обширной группе произведений.)
В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.
- Какие жанры живописи вы знаете?
(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)
- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?
(Тема – от греческого «thema» - буквально: то, что положено в основу).
В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).
Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)
- Что означает батальный жанр?
(Батальный жанр – от слова «баталия» (франц. «bataille» - битва), жанр изобразительного искусства, посвящённый войне и военной жизни)
- Что означает исторический жанр?
(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого)
- Что означает сказочно-мифологический жанр?
(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов)
Что означает анималистический жанр?(рисование животных)
- Что означает маринистический жанр?
(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией.Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря)
- Что означает бытовой жанр?
(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь)
Что такое натюрморт?
НАТЮРМОРТ (франц. «naturemorte», буквально — мертвая природа), жанр ИЗО, на картинах изображены предметы быта, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты искусства.
Что такое портрет?
Портрет – (от франц. «portrait») – изображение человека или группы людей.
Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.
III. Объяснение новой темы:
Тема нашего урока: «Зимний пейзаж.»
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Раскрыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.
- Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?
(Сообщение ученика)
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.
Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.
- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?
- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.
Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).
Марина - это пейзаж, изображающий морской вид.
Промышленный (индустриальный)пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса.
Городской пейзаж - это картина, на которой художник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дворики.
Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое.
Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомасштабными изображениями людей и животных в пейзажной композиции.
Камерный пейзаж- небольшое произведение, предназначенное для узкого круга зрителей (А. Пластов «На деревенской улице»).
Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?
- Ребята прослушайте музыку. А потом скажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка (звучит музыка Вивальди «Зима»)?
- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?
(показ картин И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; «Зимний пейзаж»;
И.И. Шишкин «Зима»)
- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?
Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.
- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?
Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.
Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.
Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.
I ряд – сегодня: художники – живописцы.
- Какие средства изображения будете использовать?
(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого)
II ряд – сегодня: художники – графики.
- Какие средства изображения будете использовать?
(линии, пятно, штрих, контур)
Памятка
Самостоятельная работа над зимним пейзажем по представлению:
1. Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)
2. Выбрать время суток (утро, день, вечер)
3. Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)
4. Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.
5. Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур
6. Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.
III.Итог урока.
1. Выставка работ учащихся
2. Заключительное слово учителя
Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вроде бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который созвучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.
VII. Домашнее задание: составить кроссворд по теме: «Зимний пейзаж»