Тема: Заглавная буква Ф в словах и предложениях. Написание заглавной буквы Ф, слогов и слов с буквой Ф.
Цели:
Образовательные:
формируем умение выделять звук в слове;
формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
формируем умение различать гласные и согласные звуки;
формируем умение читать слоги и слова с данной буквой;
формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
формируем умение писать предложения;
формируем умение работать с текстом.
Развивающие:
развиваем наблюдательность;
развиваем и обогащаем речь учащихся;
развиваем логическое мышление, устойчивое внимание и память;
развиваем познавательный интерес к чтению;
развиваем интерес к самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
воспитываем умение слушать, учитывать мнение других;
способствуем развитию эмоциональной сферы;
создаем условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться по учебнику;
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: пропись, букварь, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент:
– Проверяем готовность к уроку.
II. Актуализация знаний:
1. Работа в «Букваре» (с. 142)
– Откройте с. 142 «Букваря». Попробуйте сформулировать тему урока.
– Молодцы. Тема урока заглавная буква Ф. (1 слайд)
– Найдите ее в алфавите.
– Сравните в «Букваре» печатную и письменную буквы Ф.
– В чём сходство и различие? (У письменной буквы есть палочка с закруглением внизу, и буква пишется с наклоном.)
– Найдите кубик с печатной буквой Ф на с. 143 и наложите штриховку на букву.
2. Работа в прописи (с. 29).
Написание букв.
1) – Обведите и напишите строчную ф на с. 29.
– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Ф.
– Сейчас мы посмотрим, как правильно прописывать заглавную букву Ф. (2 слайд)
– Самостоятельно обведите букву и элемент с закруглением внизу.
3) – Какие слова можно написать с заглавной буквы Ф?
– Назовите такие слова.
4) Чтение и запись сочетаний. Написание слогов.
– Обведите слоги. Отметьте синим цветом твёрдые согласные звуки в слогах, а зелёным – мягкие согласные звуки. Проверка.
III. Открытие нового знания:
1. Работа в «Букваре».
Чтение слов (с. 142).
– Прочитайте слова в столбиках. (3 слайд)
– С какой буквы написаны слова? Почему?
– Подчеркните заглавную букву.
– Прочитайте первое слово. (Федя.)
– Мальчик вырос, и «выросло» его имя. Прочитайте, как теперь его зовут. (Фёдор.)
– Прочитайте слово, которое называет фамилию человека. (Фролов.)
– Прочитайте, от какого имени произошла фамилия. (Фрол.)
– Кому принадлежат эти имена? (Это мужские имена.)
2. Работа в прописи.
Написание имён. Списывание с печатного текста.
– Напишите имена. Подчеркните заглавную букву.
IV. Применение нового знания:
1. Работа в «Букваре».
Чтение слов и предложений (с. 142).
1) – Прочитайте слова, записанные в строчку.
– Что общего у всех слов?
– Прочитайте про себя предложения.
– Прочитайте названия городов. (4 слайд)
– Прочитайте название страны. (5 слайд)
– Какое слово осталось? (6 слайд)
– Что оно обозначает?
– Имена и фамилии каких известных людей звучат в предложениях?
(7 слайд)
2) Чтение стихотворения А. Фета (с. 143).
а) Работа с текстом до чтения. (8 слайд)
– Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
– У какого времени года такие краски? (Стихи о русской природе зимой.)
б) Самостоятельное чтение стихотворения. Выявление первичного восприятия.
– Называет ли автор время года?
– А какие слова подсказывают, что это зима?
– Почему автор описывает зимнюю картинку именно при полнолунии?
– Есть ли слова, которые говорят о том, что стихотворение написано давно?
– Когда у человека появляется потребность говорить стихами? (Когда он по-особенному взволнован, когда он хочет поделиться впечатлениями от чего-то прекрасного, удивительного. Когда чувства переполняют душу. В этот момент настроение автора может выражаться в стихах.)
V. Физкультминутка:
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
2. Работа в прописи
Игра «Где фауна, а где флора?»
Что такое флора и фауна (Фауна – животный мир: звери, рыбы, насекомые. Флора – мир растений: цветы, ягоды, деревья). Дети рассматривают рисунки. Затем слово фауна соединяют с предметами животного мира, а слово флора – с предметами растительного мира. Проверяем. (9 слайд)
3. Работа в «Букваре».
Работа с текстом «Русские фамилии» (с. 142–143).
а) Работа с текстом до чтения.
– Если у людей одинаковые имена как их называют? (Их называют тёзками.)
– Как в этом случае различать людей? (По фамилии.)
– Верно. Хотите узнать, что такое фамилия? Наш «Букварь» даёт ответ на этот вопрос.
б) Самостоятельное чтение текста «Русские фамилии». (10 слайд)
в) Вопросы после чтения.
– Удивил ли вас автор? Чем?
– Какие вопросы задаёт текст?
– Что такое фамилия? (Фамилия – это семейное имя, которое объединяет родственников.)
– Что вы знаете о своих фамилиях?
– Как вы думаете, какую фамилию носит мужичок, которого нарисовал на кубике художник? (Предположения детей.)
– А теперь подумайте: у русского человека есть только имя и фамилия? Или есть ещё что-то? (Отчество.)
– Кого называют по имени-отчеству? (Пожилых, уважаемых людей, взрослых.)
– Кто из вас встречал взрослых людей, которых окружающие называли просто Саша, Ваня? Когда это допустимо?
– Подчеркните первую букву каждой фамилии в тексте.
– А какие фамилии есть в нашем классе?
– О происхождении каких из них мы уже сами можем догадаться?
VI. Домашнее задание (по желанию): (11 слайд)
Поговорить о своей фамилии с родителями, бабушками и дедушками.
VII. Итог урока:
– Вспомните, что нового мы сегодня узнали?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– Чему научились на уроке?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Ребята, вам понравился наш урок?
Похвалить активных учеников.
– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!