Тема: Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание заглавной буквы Э, слов, соединений с буквой Э. Списывание с печатного образца.
Цели:
Образовательные:
формируем умение выделять звук в слове;
формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
формируем умение различать гласные и согласные звуки;
формируем умение читать слоги и слова с данной буквой;
формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
формируем умение писать предложения;
формируем умение работать с текстом.
Развивающие:
развиваем наблюдательность;
развиваем и обогащаем речь учащихся;
развиваем логическое мышление, устойчивое внимание и память;
развиваем познавательный интерес к чтению;
развиваем интерес к самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
воспитываем умение слушать, учитывать мнение других;
способствуем развитию эмоциональной сферы;
создаем условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формируем умение представлять информацию в виде схемы;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
формируем умение ориентироваться по учебнику;
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование: пропись, букварь, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент:
– Проверяем готовность к уроку. (1 слайд)
– На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.
II. Актуализация знаний:
1. Работа в «Букваре» (с. 146)
Повторение гласных звуков. (2 слайд)
– Какие гласные звуки вы знаете?
– Что вы знаете про гласные звуки? (Образуют слог, могут быть как ударными, так и безударными.)
– Назовите звуки и запишите буквы, соответствующие звукам в схемах-«человечках» в «Букваре» на с. 146.
2. Работа в прописи (с. 31). (3 слайд)
– Запишите строчную букву э и слоги с этой буквой. Теперь слова со строчной буквой э.
– Сделайте звукобуквенный анализ слов: эхо, экран, экзамен.
III. Открытие нового знания:
1. Работа в «Букваре» (с. 146)
1) Работа со словами.
Чтение слов, обозначающих имена: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард. (4 слайд)
– Что общего во всех этих словах?
– Отметим первый звук в этих словах. Каким цветом воспользуетесь? (Красным.)
– Почему мы все слова написали с заглавной буквы?
– В каких именах [э] под ударением?
– А есть ли в нашем классе ребята, чьи имена начинаются с буквы э?
2) Чтение слов и предложений.
а) – Прочитайте слова в столбиках.
– Вы прочитали имена и фамилии известных людей. Чьи фамилии вам знакомы? (Эдуард Успенский – детский писатель.)
– И ещё есть имя детской писательницы – Эмма Мошковская. Найдите предложение про этих писателей. Прочитайте. (5 слайд)
– Прочитайте про Эдварда Грига и Эдисона Денисова. (6 слайд)
– Кого называют соотечественником?
– С каким именем из первого столбика мы еще не познакомились? (В этом столбике – Эрнест Хемингуэй.)
– Во втором столбике прочитайте первое имя. (Эдгар По.)
– Найдите предложение про этих людей. Прочитайте. (7 слайд)
– Что значит зарубежные?
– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?
– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!
– Прочитайте слово – название государства. (Эквадор.)
– Расположено это государство на западном берегу Южной Америки, омывается водами Тихого океана, многие туристы любят путешествовать по этой стране. (8 слайд)
– Скажите, можно ли людей, населяющих эту страну, назвать нашими соотечественниками?
– Ещё одно название государства – Эллада. (9 слайд)
– Кто из вас что-то слышал о нём? (Так называли Древнюю Грецию. Красивое, певучее слово.)
– Прочитаем ещё раз это слово.
– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! Почему же именно с этих слов мы начинаем сегодня наш урок обучения грамоте?
– Что же у них общего? (Звук [э].)
– В каких случаях необходима заглавная буква?
– Важно ли научиться её писать?
б) Знакомство с заглавной буквой Э.
– Сравните печатную и письменную буквы.
– Посмотрите, сильно ли отличается прописная буква от печатной.
2. Работа в прописи (с. 31)
1) – Странно, на пятой строчке заглавные письменные буквы С, Е, Э, а тема наша заглавная буква Э. Для чего эти буквы? (Общие элементы, их нельзя путать.) (10 слайд)
– Пропишите в прописи заглавную букву Э, обведите букв С, Е, Э и соединения с заглавной буквой Э.
2) – Прочитайте слова на следующей строчке. (Элла, Эмма, Эдик.)
– Что нужно помнить при записи этих слов? (Э – заглавная, отметим графически: Э; удвоенную букву согласного подчеркнём.)
– А для какого слова нет соединения на предыдущей строчке? (Эдик – Эд.)
– Напишите соединения в прописи.
IV. Физкультминутка: (11 слайд)
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
V. Применение нового знания:
1. Работа в «Букваре» (с. 146)
– Прочитайте первый столбик под предложениями. (12 слайд)
– Найдите слово, которое встречалось на уроке. (Соотечественник.)
– Кто это? (Человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь.)
– Прочитайте слово, которым мы называем нашу Родину. (Отечество.)
– Угадайте, на какое слово я хочу обратить ваше внимание: Анна СЕРГЕЕВНА (отчество выделить силой голоса), Наталья НИКОЛАЕВНА, Иван СТЕПАНОВИЧ. (Отчество.)
– Найдите его в столбике. Прочитайте, как оно пишется.
– Найдите слово, которое осталось без внимания. (Отец.)
– Каким словом можем заменить? (Папа.)
– Что общего у слов этого столбика? (Общий корень: -отец-, -отеч-.)
– Как называются слова с общим корнем? (Однокоренные.)
– Прочитайте второй столбик.
–Найдите самое понятное слово. (Экскурсия)
– Что оно обозначает?
Можно показать детям иллюстрацию с экскурсией и спросить:
– Куда пришли дети? (На экскурсию в музей.)
– Как называют тех, кто пришёл на экскурсию? (Экскурсанты.)
– А кто ведет экскурсию?
– Как называют такого человека? (Экскурсовод.)
– На какие экскурсии вы ходили?
– Слова из второго столбика тоже будут однокоренными?
(Да, корень: экскурс)
2. Работа в прописи (с. 31)
1) Работа со словарными словами. (13 слайд)
– Прочитайте слова в рамочке на с. 31 в прописи.
– Где можно увидеть экскаватор? Что это? (14 слайд)
– Прочитайте другое слово в рамочке. Что оно означает?
– Где можно увидеть эскалатор? (15 слайд)
– Случалось ли вам слышать, как люди путают эти слова при произношении?
– Давайте разучим не только произношение, но и правописание слов.
– Пропишите слова в прописи.
2) Работа с текстом в прописи.
– Прочитайте текст, который автор написал под рамочкой. (16 слайд)
–Какой вопрос в тексте? Как на него ответить? (Эскалатор в метро.)
– Запишите ответ в прописях.
3. Работа в «Букваре» (с. 146)
Работа с текстом «Книга обо всём на свете». (17 слайд)
– Наш художник в «Букваре» не нарисовал никакой иллюстрации.
– Прочитайте название текста в «Букваре».
–О чём будем читать?
– Про какую книгу можно сказать, что она обо всём на свете?
– Прочтите текст.
– Что значит энциклопедия?
– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?
– А что значит кладовая? (Место, где хранятся запасы)
–Что значит библиотека?
– Есть ли в вашей домашней библиотеке энциклопедии? Расскажите, что из них вы узнали?
– Существуют ли энциклопедии для детей?
– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)
– Что еще нового мы узнали из текста?
– Зачем человеку нужны энциклопедии?
VI. Домашнее задание (по желанию): (18 слайд)
– Прочитайте текс в «Букваре» на странице 147. Подготовьте сообщение о лекарственном растении.
VII. Итог урока:
– Вспомните, что нового мы сегодня узнали?
– Какое задание показалось наиболее интересным?
– Чему научились на уроке?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Ребята, вам понравился наш урок?
Похвалить активных учеников.
– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!