«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Заглавная буква Э"

Цели:

Образовательные:

  • формируем умение выделять звук в слове;
  • формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
  • формируем умение различать гласные и согласные звуки;
  • формируем умение читать слоги и слова с данной буквой;
  • формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
  • формируем умение писать предложения;
  • формируем умение работать с текстом.

Развивающие:

  • развиваем наблюдательность;
  • развиваем и обогащаем речь учащихся;
  • развиваем логическое мышление, устойчивое внимание и память;
  • развиваем познавательный интерес к чтению;
  • развиваем интерес к самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитываем умение слушать, учитывать мнение других;
  • способствуем развитию эмоциональной сферы;
  • создаем условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буква­ми. Написание заглавной буквы Э, слов, соединений с буквой Э. Списывание с печатного образца.



Цели:

Образовательные:

  • формируем умение выделять звук в слове;

  • формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

  • формируем умение различать гласные и согласные звуки;

  • формируем умение читать слоги и слова с данной буквой;

  • формируем умение понимать роль заглавных букв в русском языке;

  • формируем умение писать предложения;

  • формируем умение работать с текстом.

Развивающие:

  • развиваем наблюдательность;

  • развиваем и обогащаем речь учащихся;

  • развиваем логическое мышление, устойчивое внимание и память;

  • развиваем познавательный интерес к чтению;

  • развиваем интерес к самостоятельной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитываем умение слушать, учитывать мнение других;

  • способствуем развитию эмоциональной сферы;

  • создаем условия для формирования чувств товарищества, взаимопомощи.



Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

  • формируем умение представлять информацию в виде схемы;

  • формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

  • формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

  • формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

  • формируем умение ориентироваться по учебнику;

  • формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  • формируем умение слушать и понимать других;

  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

  • формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Оборудование: пропись, букварь, презентация.


Ход урока

I. Организационный момент:

Проверяем готовность к уроку. (1 слайд)

На прошлом уроке вы очень хорошо и дружно работали, открыли новые знания. Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет также интересно и результативно.


II. Актуализация знаний:

1. Работа в «Букваре» (с. 146)

Повторение гласных звуков. (2 слайд)

– Какие гласные звуки вы знаете?

– Что вы знаете про гласные звуки? (Образуют слог, могут быть как ударными, так и безударными.)

– Назовите звуки и запишите буквы, соответствующие звукам в схемах-«человечках» в «Букваре» на с. 146.


2. Работа в прописи (с. 31). (3 слайд)

– Запишите строчную букву э и слоги с этой буквой. Теперь слова со строчной буквой э.

– Сделайте звукобуквенный анализ слов: эхо, экран, экзамен.


III. Открытие нового знания:

1. Работа в «Букваре» (с. 146)

1) Работа со словами.

Чтение слов, обозначающих имена: Эмма, Элла, Эдик, Эдуард. (4 слайд)

– Что общего во всех этих словах?

– Отметим первый звук в этих словах. Каким цветом воспользуе­тесь? (Красным.)

– Почему мы все слова написали с заглавной буквы?

– В каких именах [э] под ударением?

– А есть ли в нашем классе ребята, чьи имена начинаются с буквы э?

2) Чтение слов и предложений.

а) – Прочитайте слова в столбиках.

– Вы прочитали имена и фамилии известных людей. Чьи фамилии вам знакомы? (Эдуард Успенский – детский писатель.)

– И ещё есть имя детской писательницы – Эмма Мошковская. Най­дите предложение про этих писателей. Прочитайте. (5 слайд)

– Прочитайте про Эдварда Грига и Эдисона Денисова. (6 слайд)

– Кого называют соотечественником?

– С каким именем из первого столбика мы еще не познакомились? (В этом столбике – Эрнест Хемингуэй.)

– Во втором столбике прочитайте первое имя. (Эдгар По.)

– Найдите предложение про этих людей. Прочитайте. (7 слайд)

– Что значит зарубежные?

– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?

– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих пи­сателей, для кого-то они станут любимыми!

– Прочитайте слово – название государства. (Эквадор.)

– Располо­жено это государство на западном берегу Южной Америки, омывает­ся водами Тихого океана, многие туристы любят путешествовать по этой стране. (8 слайд)

– Скажите, можно ли людей, населяющих эту страну, назвать на­шими соотечественниками?

– Ещё одно название государства – Эллада. (9 слайд)

– Кто из вас что-то слышал о нём? (Так называли Древнюю Грецию. Красивое, певучее слово.)

– Прочитаем ещё раз это слово.

– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! Почему же имен­но с этих слов мы начинаем сегодня наш урок обучения грамоте?

– Что же у них общего? (Звук [э].)

– В каких случаях необходима заглавная буква?

– Важно ли научиться её писать?

б) Знакомство с заглавной буквой Э.

– Сравните печатную и письменную буквы.

– Посмотрите, сильно ли отличается прописная буква от печатной.


2. Работа в прописи (с. 31)

1) – Странно, на пятой строчке заглавные письменные буквы С, Е, Э, а тема наша заглавная буква Э. Для чего эти бук­вы? (Общие элементы, их нельзя путать.) (10 слайд)

– Пропишите в прописи заглавную букву Э, обведите букв С, Е, Э и соединения с заглавной буквой Э.

2) – Прочитайте слова на следующей строчке. (Элла, Эмма, Эдик.)

– Что нужно помнить при записи этих слов? (Э – заглавная, отме­тим графически: Э; удвоенную букву согласного подчеркнём.)

– А для какого слова нет соединения на предыдущей строчке? (Эдик – Эд.)

– Напишите соединения в прописи.


IV. Физкультминутка: (11 слайд)

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.) 

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.) 

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.) 


V. Применение нового знания:

1. Работа в «Букваре» (с. 146)

– Прочитайте первый столбик под предложениями. (12 слайд)

– Найдите слово, которое встречалось на уроке. (Соотечествен­ник.)

– Кто это? (Человек, имеющий общее отечество с кем-нибудь.)

– Прочитайте слово, которым мы называем нашу Родину. (Отече­ство.)

– Угадайте, на какое слово я хочу обратить ваше внимание: Анна СЕРГЕЕВ­НА (отчество выделить силой голоса), Наталья НИКОЛАЕВНА, Иван СТЕПАНОВИЧ. (Отчество.)

– Найдите его в столбике. Прочитайте, как оно пишется.

– Найдите слово, которое осталось без внимания. (Отец.)

– Каким словом можем заменить? (Папа.)

– Что общего у слов этого столбика? (Общий корень: -отец-, -отеч-.)

– Как называются слова с общим корнем? (Однокоренные.)

– Прочитайте второй столбик.

–Найдите самое понятное слово. (Экскурсия)

– Что оно обозначает?

Можно показать детям иллюстрацию с экскурсией и спросить:

– Куда пришли дети? (На экскурсию в музей.)

– Как называют тех, кто пришёл на экскурсию? (Экскурсанты.)

– А кто ведет экскурсию?

– Как называют такого человека? (Экскурсовод.)

– На какие экскурсии вы ходили?

– Слова из второго столбика тоже будут однокоренными?

(Да, корень: экскурс)


2. Работа в прописи (с. 31)

1) Работа со словарными словами. (13 слайд)

– Прочитайте слова в рамочке на с. 31 в прописи.

– Где можно увидеть экскаватор? Что это? (14 слайд)

– Прочитайте другое слово в рамочке. Что оно означает?

– Где можно увидеть эскалатор? (15 слайд)

– Случалось ли вам слышать, как люди путают эти слова при произношении?

– Давайте разучим не только произношение, но и правописание слов.

– Пропишите слова в прописи.

2) Работа с текстом в прописи.

– Прочитайте текст, который автор написал под рамочкой. (16 слайд)

–Какой вопрос в тексте? Как на него ответить? (Эскалатор в метро.)

– Запишите ответ в прописях.


3. Работа в «Букваре» (с. 146)

Работа с текстом «Книга обо всём на свете». (17 слайд)

– Наш художник в «Букваре» не нарисовал никакой иллюстрации.

– Прочитайте название текста в «Букваре».

–О чём будем читать?

– Про какую книгу можно сказать, что она обо всём на свете?

– Прочтите текст.

– Что значит энциклопедия?

– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?

– А что значит кладовая? (Место, где хранятся запасы)

–Что значит библиотека?

– Есть ли в вашей домашней библиотеке энциклопедии? Расскажите, что из них вы узнали?

– Существуют ли энциклопедии для детей?

– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)

– Что еще нового мы узнали из текста?

– Зачем человеку нужны энциклопедии?


VI. Домашнее задание (по желанию): (18 слайд)

– Прочитайте текс в «Букваре» на странице 147. Подготовьте сообщение о лекарственном растении.


VII. Итог урока:

– Вспомните, что нового мы сегодня узнали?

– Какое за­дание показалось наиболее интересным?

– Чему научились на уроке?

– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Ребята, вам понравился наш урок?


Похвалить активных учеников.


– Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее