«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Встреча Весны".

Цель: познакомить с фольклорным праздником «Встреча весны»; разучить песни-заклички.

Задачи.

1. Приобщить детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.

2. Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.

3. Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.

4. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

5. Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

Планируемые результаты: научить выразительно исполнять веснянки, распознавать авторскую и народную музыку; – расширить представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Сценарий праздника в начальной школе


Встреча Весны.

Цель: познакомить с фольклорным праздником «Встреча весны»; разучить песни-заклички.

Задачи.

1.   Приобщить детей к культуре наших предков через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.

2.   Способствовать пониманию ценности фольклора, его самобытности.

3.   Давать конкретные сведения о сезонных приметах, быте и обычаях русского народа.

4.   Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

5.   Воспитывать детей на народных традициях, воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине.

 Планируемые результаты: научить выразительно исполнять веснянки, распознавать авторскую и народную музыку; 
– расширить представления о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении.

Ход праздника.

Заставка

Слайд1

1 ведущий Т.С.

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

Слайд 2

2 ведущий Е. В.

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна.

куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. ( А.А. Коринфский)

Слайд 3

1 ведущий Т.С.

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

Слайд 4

2 ведущий Е. В.

В первом весеннем месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником

Слайд 5

1 ведущий Т.С.

Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия.

Слайд 6-7

2 ведущий Е. В.

И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры».

Март – время прилёта птиц – грачевник.

Слайд

8

1 ведущий Т.С.

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

Слайд

9

2 ведущий Е. В.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Слайд 10

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Слайд 11

Ведущий Т. С.

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

2 ведущий Е. В

Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

Слайд 12

Дети читают заклички:

Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!

Слайд 13

Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!

Слайд 14

Ведущая Е. В.

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Слайд 15

Дети читают:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

–На Евдокию – вода, на Егорья – трава. (Егорий – день святого Георгия Победоносца, 6 мая.)

Слайд 16

Ведущая Т. С.

С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Ведущая Е. В.

Короб житушка, два – пшеничушки,

Малым детушкам – по яичушку,

Красным девушкам – по перстенёчку,

Молодым молодушкам – по детёнышку,

Старикам да старушкам по внучоночку!

Слайд 17

Ведущая Т. С.

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
   Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
   Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
   Сядь на пенек, посвети весь денек!

Слайд 18

Ведущая Е.В.

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.


Слайд 19

Ведущая Т. С.

Жучик, ключик, паучок,

Прилети к нам куличок.

Виту – виту – виту – лай!

Принеси весну в наш край!

Ведущие и дети поют песню и водят хоровод Весняночка

Слайд 20

Ведущая Е. В.Звучит фонограмма «Ручей».

-Что за звуки слышите, ребята?

Звонкоголосые ручейки очень радуют нас весной. Поиграем и мы с вами!

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Слайд 21

Ведущая Т. С.

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Слайд 22

Ведущая Е. В

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.

Ведущая Т. С.

Жаворонки прилетите,

студену зиму унесите,

теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

весь хлеб у нас поела!

Ведущая Е. В.

- Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

Слайд 23

- В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Слайд 24

Дети с бумажными птичками на палочках читают заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонушки!

Прилетите к нам да принесите нам,

Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

3. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Слайды 25-26-27

Ведущая Е. В.

С этим праздником связаны и другие народные обычаи. Например, было принято, кроме птичек, выпекать 40 орехов и каждый последующий день выбрасывать их по одному на улицу с такими словами:

«Мороз Красный Нос!

Вот тебе хлеб да овес!

А теперь убирайся

подобру – поздорову!»

Слайд 28

Ведущая Т. С.

Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Наш праздник подошёл к концу. Говорим всем:

До свиданья и

Спасибо за вниманье!

Слайд 29

Литература

  1. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.


И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее